ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА Часть 1 Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6 День 5
В который группа находит чудо-ягоду
Начну с того, что прошлым вечером было много росы - хороший знак. Утром народная примета сбылась, наконец-то солнечно и жарко.
Но сначала легкий туман
Не теряя времени даром, мчимся по дороге на Бугульдейку.
Здесь появляются очевидные следы активной человеческой деятельности - часто встречаются колеи от большегрузов, разбитые участки и свежие следы машин. Но который день мы видим только следы присутствия, и никого из людей. Это создает своеобразное ощущение "одни на планете".
Продолжить что ли о дорогах? Тянется все та же плотная байкальская песчано-грунтовая смесь, хотя иногда на поверхность выходят чистые пески.
Пески и все такое прочее
Но пока местность не просохла от дождей, ехать и по ним комфортно. За разговорами о местных дорогах прибываем к мосту через Куртун - еще одна вешка пути. Моста, если быть точным, нет, только одна доска от него. Кто-то из нас решает форсировать водную преграду привычным способом, кто-то входит в образ канатоходца.
Форсирование Куртуна
За Куртуном (рекой) слышатся первые признаки цивилизации в виде колокольчиков местных коров, а позже видно и само поселение их владельцев. На подъезде ударяет забытый запах деревянных сел - так у нас не пахнут хутора. На пятый день похода въезжаем в первый на пути населеный пункт, дикая фаза путешествия плавно заканчивается.
Первая цивилизация
На опушке за домами единственной улицы двое собирали что-то в траве. Между собой предположили, что же это может быть, но специально подъезжать и спрашивать стало лень. Куртун остался позади, а погода разыгралась по-летнему. Наконец-то было солнечно и жарко, и, что странно, это совсем не мешало крутить педали.
Неожиданно среднерусский пейзаж
Такому состоянию природы видимо радовались не только мы. Сначала небольшими группами, а потом стаями и целыми флотилиями вокруг нас стали кружить бабочки. Они собирались у каких-то ведомых только им участков на дороге плотными группами и разлетались при подъезде. Потом какое-то время нетеропливо планировали рядом, как сопровождали. Позитивные ощущения, должен сказать.
Бабочки. Ошметки из под колес на среднем фото - это тоже они
После Куртуна, какими бы приветливыми не были его бабочки, нам нужно было поворачивать снова к берегу Байкала в сторону Бугульдейки. Из отчетов других групп я знал, что нас ждет живописная дорога, и, да, они нас не обманули.
Поворот к Бугульдейке
Дорога до Бугульдейки вьется, повторяя ее изгибы, по долине реки Куртун. На всем протяжении долина обрамлена скальниками, не сильно высокими, но живописными, не отнять. Что-то вроде этого
Скальники вдоль дороги
Несмотря на полное отсутствие транспорта и людей, чувствовалось, что мы покинули зону глухой тайги и вот-вот попадем в душные объятья цивилизации.
Продолжаем движение
За одним из поворотов дорога вдоль Куртуна юркнула на мост, высвободилась из скального обрамления и влилась в пыльную грунтовку от Косой степи.
Приближаемся к концу дороги
Напротив виднелась большая поляна, на которой две женщины снова что-то собирали в траве. На это раз мы не удержались и пошли полюбопытствовать.
Перекресток
Оказалось, что собирают клубнику. Мы поначалу даже не удивились, что клубнику. Я подумал, что так местные называют землянику. Но не землянику, а вот это я обнаружил в траве.
Урожай
Тут надо, в общем, разобраться.
Второе ботаническое отступление
Как обыватель, я всегда полагал, что существует две похожих ягоды - земляника (дикая, маленькая ягодка, растет в лесу) и клубника (садовая форма).
Также я знал, что название "клубника" употребляется с ботанической точки зрения неверно, но не вдавался. А оказалось, что сам черт ногу сломит.
Во-первых, клубникой правильно называть один-единственный ботанический вид земляники (земляника мускусная). Это дикорастущий вид, но Википедия говорит, что также культурно возделывается в Европах.
Во-вторых, самой земляники (та, что дикая) существует еще несколько видов, среди которых и та, что мы нашли сейчас. Это земляника зеленая. Не клубника.
В-третьих, огородный вид является чисто культурной формой (не встречается в диком виде), и вот он тоже земляника садовая.
А та земляника, которая просто земляника (дикая, маленькая ягодка, растет в лесу) - это земляника лесная. Возможно, я тут написал очевидные для кого-то вещи, но лично я до прошлого лета жил в полной темноте и неведении.
Как люди пришлые и охочие до диковинок мы накинулись на землянику зеленую, урожай которой, по словам ягодниц, был в этом году небывалый.
Насобирали
Насытив знаниями ум, а пищею желудки, продолжили ехать в нужном направлении. Ландшафт снова поменялся, отчего-то напоминая Архыз.
Похоже на поляну за Архызом, нет?
Почти везде, где мы ехали, очень свободно относятся к дорожным знакам.
Чтобы подтверждать в фотоотчете тот или иной населенный пункт, фотографировались на фоне хоть чего-либо, например, сельской библиотеки как изображено ниже.
Вокруг все так же была тайга, но уже не такая. Лиственницы по склонам стали разреженными, делая лес более светлым и открытым. По мере движения к Бугульдейке деревья все более отступали от дороги, и на въезде в поселок мы оказались вовсе в чистом поле.
Бугульдейский быт
Что сказать о Бугульдейке? После кордона дяди Саши и едва живого Куртуна это был муравейник. Даже от довольно редких прохожих рябило в глазах.Согласно пирамиде потребностей Маслоу мы первым делом отправились, да, в магазин за продуктами.
Обратите внимание на позитивное название магазина
Съели по пломбирке и вспомнили, что не одни.
Кони стояли смиренно у забора, вид их стыдил: кассеты в пыли, переключатели забиты грязью, цепь и звезды как жернова для помола песочной муки.
На наше и велосипедское счастье в Бугульдейке (поселке) обнаружился магазин смешанных товаров, в котором (ничоссе) мы купили WD-40, что-то солидолоподобное и хомуты для велоаптечки.
Настало время позаботиться и о крове. Берег Байкала в устье Бугульдейки (реки) донельзя уныл - голый, продуваемый, замусоренный, да еще и на виду у всего поселка.
Но здесь мы смогли в полной мере воспользоваться преимуществами велосипедного способа передвижения и забрались в самый дальний конец небольшого пляжика, миновав всех автотуристов с детьми и машинами.
"Пляж" поселка
В магазинах Бугульдейки, да и позже в других небольших поселениях обычное пиво нам почти не встречалось - один-два вида. Остальное только крепкое. Не то, чтобы мы его сильно искали. Так, заметка
Место было чудным, вечер был хорош. Приведя в порядок велосипеды, мы себе позволили немного расслабиться. Под треск костра на песке, мерный накат волн и банку пива заканчивался наш пятый день путешествия.
Делать было нечего, и я фотографировал
День 6
Длиннее которого не было
Так как мы были группой худо-бедно подготовленной, я знал, что сегодня нам предстоят "качели" на довольно большом отрезке до Еланцов.
От Бугульдейки дорога лежит через Таловку и начинает приобретать черты вполне оживленного пути сообщения с довольно заметным автомобильным трафиком.
Предвестником и неким знамением не вполне легкого пути становится первый подъем на выезде из Бугульдейки
Не ожидали встретить тут мак полярный
Поэтому досмерти его зафотографировали
Прекрасное свойство подъемов - непременно заканчиваться спусками - немного скрашивает волнистость пути, в стремлении заскочить повыше силой инерции прилично разгоняемся на спусках, красота.
Так и передвигаемся.
Пересеченная местность
Местность начинает меняться мало-помалу. Все сильнее отступает лес, лиственницы сжимаются в размерах и редеют.
Леса отступают
На большом отрезке пересекаем всего два ручья, из которых можно набрать воды, сказывается приближение к Тажеранам. В увлекательном аттракционе "горки" плавно проходит половина дня. К обеду мы достигаем Таловки
Таловка, добро пожаловать
Дальнейший участок начисто выпал из моей памяти. Сохранилось только ощущение невероятного удовольствия ехать по проселочной дороге между селениями в таежной глубинке, глядеть по сторонам на домики на высоких холмистых терассах, пить воду из колодца и греться на солнце.
Здесь впервые с начала пути пришла легкость и свобода путешествия. Простого бытия было довольно для почти счастья, очень ценю это чувство.
В районе пос.Попова впервые попался участок уже подзабытого нами асфальта, что еще выше подняло настроение. Этот фрагмент быстро кончился, но скоро снова асфальт зажужжал под колесами, теперь уже надолго и основательно, ибо группа выехала на основную от Иркутска автомобильную дорогу прямым курсом на Ольхон.
Вообще-то до него еще далековато, но новый этап похода чувствовался и начал отсчет.
Замечательным было это начало - 7 км спуска по асфальту прямо на центральную улицу пос. Еланцы
Еланцы кончились
Все-таки цивилизация полна соблазнов. В одном из магазинов Витя, доселе сдерживающий себя, купил омуля, который был незамедлительно употреблен нами в качестве дополнения к обеду. Я пока ничего не скажу про эту рыбу, оставлю до более удобного случая в следующих записях.
После Еланцов дорога становится совсем индустриальной. Поток машин, текущих к Ольхону, растет на глазах, приходится прижиматься к обочине и почаще оглядываться при разъездах фур.
Оглядываться при разъездах фур
Но кроме того, буквально за чертой поселка начинается еще одна уникальная область Прибайкалья - степь посреди тайги по имени Тажераны.
О Тажеранах
Тажеранские степи настолько необычны, что о них писать и писать, в пост не поместится.
Во-первых, это уникальная природно-ландшафтная зона - осколок степи среди таёжных массивов и водных просторов Байкала. Ближайшие степи похожего типа находятся в 200 км южнее в Приангарье, и Тажераны - самое северное местонахождение степей дауро-монгольского типа в Восточной Сибири.
Во-вторых, хотя 200 км - не очень большое расстояние для природной изоляции, в Тажеранах несколько десятков эндемиков.
Про озера Тажеран будет ниже, а еще местность степей известна своим минералогическим разнообразием. В Тажеранских степях на площади 1 кв. км найдено около 150 различных минералов, среди них два новых: тажеранит и азопроит.
Тажеранит и ювелирные изделия из его синтетического аналога - фианита (получен впервые в СССР) Источник фото -
http://misha-kamushkin.dreamwidth.org/8994.htmlЧасть территории степей закарстована, отсюда следует наличие пещер, среди которых есть и достаточно большие по размерам (Ая - 570 м, Мечта - 250 м протяженностью).
Очень живописны берега Байкала в Тажеранах - здесь тайга не мешает их обзору.
Климат Тажеранской степи ощутимо отличается засушливостью и малым количеством осадков.
А еще каждое придорожное кафе, ночлежка или что угодно от Еланцов до подъездов к Малому морю обязательно называется Тажеран(-ы)
Хотя мы въезжаем в Тажеранскую степь, я бы не сказал, что дорога от Еланцов отличается живописностью. Асфальт быстро стал однообразным, а повисшая после обеда серость тоже не украшала пейзаж.
Снова рельеф приобрел волнистость, приходилось вкручивать, иногда спешиваться.
Японские туристы
В общем, мы перестали любоваться. Просто работали.Хроническое отставание от графика, заложенное еще в первый день, не позволяло уделить внимание Тажеранам так, как они этого заслуживали. Более того, пришлось обрезать все радиальные планы к местным соленым озерам.
Тажеранская дорога
На километровке Генштаба асфальт прорисован до стыка листов. На самом деле все немного иначе - он заканчивается за несколько километров до этого места, просто и обыденно оборвавшись на очередном пригорке. Ну, не хватило.
Конец асфальту
Нас, закаленных в боях с бестропьем, такой расклад никак не пугал, хотя и не радовал. Продолжили ехать по гравийке - все лучше, чем по лесам толкать.
Посещение Тажеранской степи осталось бы совсем пустым, не пролегай дорога мимо двух крупных соленых озер - Холбо-Нур и Шалар-Нур. Достопримечательности буквально лежали под ногами, и совсем кощунством было не задержаться на них хотя бы на полчаса.
Не пей из копытца - козленочком станешь
Соленые озера вовсе не обязательно содержат в себе раствор соли поваренной. Соотвественно на вкус они не соленые. Например, эти озера по оценке из чужих отчетов напоминали купорос. Его я не пробовал, подтвердить не могу
Но нужно сказать, что получаса не потребовалось. Все-таки равнинные озера сильно уступают горным. Достопримечательностью озера остались только как элемент пейзажа.
Едем дальше, оставив пещеры, останцы и минералы Тажеранской степи нереализованными планами, жаль.
Куда дальше, командир?
Коррективы графика вносили коррективы и в маршрут. Мы уже проехали все плановые точки ночевки, а до следующих было слишком далеко. Поэтому в нитку маршрута плавно вплелась некая доля экспромта.
По схеме маршрута в записи видно, что мы едем к Ольхону. И чем ближе мы становились к острову, тем ощутимее казалась эта близость.
Выражалось это в том, что с нами попутно двигалось все больше народу - на машинах любых марок, мотоциклах, общественном транспорте.
Почти никого не было навстречу, и создавалось впечатление, что мы едем в какой-то колонне наступления. В воздухе витал некий ажиотаж стремления - все торопились скорее к Байкалу.
Этот ажиотаж передавался и нам (мне, по крайней мере), и мы поднажимали на педали. Нажали мы на них весьма результативно - к вечеру вся часть дороги от Тажеранских озер до залива Мухур была преодолена.
Но и устала группа порядочно. Поэтому после последнего затяжного спуска к повороту на ур. Шара-Тогот решили не брать новых высот, а искать место, где можно расположить свои утомленные тела.
Облачный фронт
Как нарочно, местность в непосредственной близости к заливу Мухур подходила не особо: сам берег болотист, ближайший лес весь на крутых склонах, единственная полянка вдоль и поперек утоптана (и не только утоптана) овцами, ко всему простреливается с трех сторон всеми проезжающими машинами.
Лагерь
Покружились с полчаса в разных направлениях, да так и не найдя ничего лучше, "спрятались" у реки Кучелга за небольшой прозрачной ивой скорее для пущего психологического комфорта, нежели для реального укрытия.
Устроились в трех соснах
Назавтра предстоял новый этап путешествия
Ожидайте: стиральные доски и песочные ванны
Еще одна гадалка. На фотокарточке под названием "Перекресток" видно сакральное бурятское сооружение в виде двух столбов с ленточками. Позже о них будет подробнее, а пока - как это называется? Ваши варианты:
- а) обо
- б) барисан
- в) сэргэ
- г) субурган
ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА Часть 1 Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6