ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА Часть 1 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 День 3
Который сократился наполовину
Проснулись мы в неприглядную непогодь. Небо село нам на шеи, ничего хорошего не предвещая.
Утром за окном
Ритуал завтрака не помог разогнать тучи, но все же мы решили собираться и двигать дальше.
Лучше летом у костра, чем зимой на солнышке (с)
Как только были упакованы рюкзаки, Байкал охладил наши намерения, и банально пролил на нас дождь. Сначала мы прятались под тентом, но потом осознали, что это метеосостояние надолго, и решили переждать его в палатке. Снова встречаемся в обед.
А вот ритуал обеда имел б
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">óльшую магическую силу - постепенно дождь утих, и только тонкий полупрозрачный слой тумана все еще покрывал наши головы, но вскоре тоже был развеян.
Общий вид на бухту. За камнем справа в кадре и ночевали
Пока погода не передумала, нужно было срочно уходить. Но прежде заглянем к местным лиственницам. Они не совсем обычны, и кое-чем интересны.
Ботаническое отступление
В прошлой записи упоминались некие "ходульные деревья", они же "шагающие". Что же это такое. В северной оконечности бухты Песчаная есть большая песчаная дюна на которой довелось прижиться и расти нескольким лиственницам. Место обитания было выбрано не очень удачно, т.к. ветер, господствующий в этой части побережья, перемещает большие массы песка в одном направлении.
Это не Байкал, но хорошее иллюстративное фото "шагающих" дервьев
(
http://www.photosight.ru/photos/2432298)
Перемещение песка затронуло и деревья, а точнее, их корни, из под которых он интенсивно выдувался. Деревья принимали контрмеры, наращивая корневую систему и углубляясь. Со временем количества выдутого песка стало достаточно, чтобы под аркой, образованной корнями, смог пройти человек. Самая большая "ходульная" лиственница могла поместить под комлем группу из 5-6 человек, которые с поднятыми руками не касались корней. Продержалось дерево до 1988 г, когда в результате сильной рекреационной нагрузки не выдержало и упало.
Мы нашли горизонтально растущую лиственницу там, но ошиблись, принимая ее за то самое упавшее дерево. Как я узнал уже дома, эта лиственница росла горизонтально всегда, а упавший патриарх погиб.
Ходульные деревья в бухте Песчаной. На последнем фото Витя для масштаба "ходульного" эффекта
Оказывается, существует целая ботаническая группа шагающих деревьев, у которых поднятая на корнях крона является врожденным видовым фенотипическим признаком. Самые известные из них, конечно, мангры.
Должен сказать, что невегалы в песке - это в чистом виде экскаватор. Ехать в седле невозможно, вращательные движения трансформируются в самоокапывание. Но вот пляжный участок преодолен, и тропа смело и уверенно уводит дальше вдоль линии берега.
Буквально 200 метров, и мы пожалели, что не проехали их вчера. Нас привествовала бухта Бабушка. Она сильно отличалась от Печаной в масштабах, но это отличие в лучшую сторону. Пляж, небо и лиственницы, все это уютно и компактно разместилось на берегу небольшой бухты. Она была так хороша, что мы быстро нашли повод задержаться подольше - искупаться.
Как вы понимаете, водные процедуры в водах Байкала едва ли могут быть продолжительными, поэтому длительная задержка нам не грозила. Уже черeз полчаса посвежевшая группа снова встала на тропу.
Бухта Бабушка
Чтобы вы не заблудились
Очевидные преимущества длиннофокусного объектива
Что здесь сказать. Тропа, конечно, не дорога, но катить было можно. Участками даже ехать
Сан Саныч это демонстрирует
Чьи-то заботливые руки приколотили по обочинам предупреждающие дорожные знаки. Забавно на тропинке ширной 30 см видеть знак "Сужение дороги", но потом соотнеся значение знаков и "дорожную ситуацию", мы поняли, что они установлены с их истинным смыслом.
Водитель, помни: нарушение ПДД - причина аварий
В этом положении самыми нежелательными конечно были "Уклон дороги" и "Неровная дорога". Как назло, таких было большинство.
Дорогу осилит идущий
Мало-помалу тропа стала терять всю свою велопригодность, обрастая скальными выходами, крутыми спусками и подъемами и прочими сложностями. Снова счетчик локальных препятствий заpаботал в полную силу.
Трудности пути
Несмотря на сложность рельефа под ногами, при каждом удобном случае мы сходили с тропы просмотреть дальнейший путь по берегу. Ни черта, конечно, видно не было, но берег был красив. Иногда сверху виделись вот такие крохотные уединенные бухты, к которым-то и доступ только с воды.
Пляж на двоих
Лето - пора длинных дней, но даже в этом случае график наш пока трудно было назвать идеальным. Береговая тропа отнимала много времени. В какой-то момент она стала слишком заковыристой для проводки велосипедов. Здесь мы впервые применили челнок. Нет ничего интересного в том, чтобы переносить экипировку в два приема, поэтому вы пока постойте здесь, я за велосипедом и вернусь.
Это не я. Я с другой стороны фотографии
К раннему вечеру удалось добраться до кордона в пади Сенной.
По пути в бухту Сенная. Мыс Большой Колокольный на среднем фото
Наконец-то я воочию увидел, что такое "падь". Оказалось, что это просто распадок, небольшая лощина между двух склонов. Часто падь имеет водоток в виде ручья или небольшой речушки
Егерский состав вяло поинтересовался разрешающими документами и так же вяло указал на отличную торную тропу в соседнюю падь Сухую. После легкого подъема, преодоления горельника и не очень чищенного спуска уже в сумерках мы снова оказались на берегу Байкала.
За то, что половину дня мы проспали в палатке, мы поплатились почти ночной установкой лагеря и поздним ужином. Но место на берегу, в прохладном крупном песке под нависшей над костром березой было чудесным. Удаленность от очагов массового отдыха уже чувствовалась, и тонкое ощущение далекого путешествия стало постепенно пропитывать сознание.
Еще немного - и лагерь
День 4.
В который группа доказывает, что беспощаднее отечественного велотуризма нет ничего на свете
Байкал не особо нас баловал погодой и красивыми рассветами - снова проснулись в пасмурном окружении. На сегодня запланирован переход, который должны было сделать еще вчера - в кордон Харгино. По берегу всего ничего - пару километров, через сопку чуть побольше, но наличие живой тропы внушало нам безудержный оптимизм, хотя и побитый немного походными реалиями последних дней.
Сперва ничего сложного не было, привычный взлет на небольшой перевальчик монотонно звал вверх. С натяжкой и остановками перекурить велосипеды поползли в гору.
Начинался новый день
До середины подъема все шло тяжело, но гладко. Но вот незаметно глазу крутизна склона начала расти, появились осыпные участки, покровом устланные шишками, и чайник сказал утюгу велосипеды отказались двигаться дальше.
Брось меня, командир
К этому времени мы уже пропотели изрядно, но оставить друзей посреди тайги не могли. Снова потребовался челнок, и нельзя сказать, что он был радушно встречен.
Так или иначе после эстафеты с рюкзаками и велосипедами мы оказались на перевальной точке, где пролежали довольно долго, восстанавливая энергию ци, обильно расплесканную ниже по склону.
Но самое тяжелое осталось позади, спуск будет горазде проще. Так нам казалось.
Откровенно говоря, спуск сам по себе был несложен. Многие страдания нам принес не он, а лес, поваленный на пути обильно и щедро.
Старый горельник приносил свои плоды в виде упавших поперек стволов разного калибра и частоты. Особенное удовольствие, как вы понимаете, доставляли деревья на высоте от колена до пояса. Таких было больше всего. Вот этот кедр я должен показать в качестве яркой иллюстрации. И здесь самое время порассуждать
Раз, два, взялиПеший vs велосипедист
Вам может показаться, что идея ходить с велосипедом по тропе бессмысленна и глупа. Это можно признать правдой, если речь идет только о движении по тропам и нигде больше. Если же участок троп составляет даже половину маршрута при том, что все остальное едется на колесах, то совокупная скорость передвижения все равно оказывается выше.
Наглядная демонстрация возможностей велосипеда на классически пешеходном участке (кто себя узнал - авторитетно подтвердите) Источник:
http://www.caucasia.ru/site/pic?id=103897В рунете даже был опубликован
труд по вопросу оценки эффективности велосипеда на пешей тропе. Автор утверждает (и эмпирическим путем проверял), что выигрыш в скорости велосипедиста по сравнению с пешеходом отсутствует только на сложных тропах и с тяжелым рюкзаком.
И я с ним соглашусь
В общем, спуск оказался едва ли менее сложным чем подъем. Но снова был повод радоваться, что здесь не приходится идти вверх.
К обеду, наконец, можно было вздохнуть свободнее - буреломы были пройдены, и группа почти приблизилась к нежилому (как нам говорят карты) кордону Харгино.
Еще издали лай собак сообщил, что карты врут, на кордоне были люди. И то, в каком состоянии они были обнаружены, давало понять, что люди здесь давно.
Егерь дядя Саша принимал гостей. Человек он веселый, но держаться прямо от количества алкоголя внутри него никак не мог. Поэтому дальнейшую дорогу нам объяснил стоя на четвереньках. Путанно немного, но в целом верно. Умеют люди самоотверженно отдыхать.
Насилу попрощавшись с этими радушними людьми, двинулись дальше по дороге. Да, дражайшие френды и читатели, здесь закончилась наша таежная тропическая (от слова "тропа") часть эпопеи. От кордона вела дорога, которая нас не покидала уже до конца путешествия.
Недалеко от кордона расположены забытые песчаные разработки, которые осваивались еще с конца XVIII в. Забросили промысел в середине 50-х годов уже после войны.
Остатки хозпостроек (скорее всего относительный новодел, ибо сам карьер находится в стороне от дороги)
После всех трудных прибрежных километров путь наш повернул снова вглубь материка. Скорость наша неимоверно возросла, за счастье теперь воспринималась возможность спокойно катить велосипед рядом, пусть даже в гору.
Дорога от Харгино
А когда группа вышла на перевальную точку, после которой открывался плавный спуск, да еще и по хорошей погоде, настроение взлетело.
Снова можно ехать
Спуск действительно был приятен. По обочинам рос мелкий ельник, сплошь утыканный вот такими чудесами
Дополнение к ужину
Подосиновик - наверное самый правильный съедобный гриб на территории России, т.к. его гарантированно ни с чем не спутать, и всегда можно отличить от других по характерной окраске ножки - мелкой "штриховке"
Наверное килограмма два крепких подосиновиков мы насобирали, едва уняв разгоревшуюся от их обилия алчность
Этот довесок и решил судьбу второй стойки моего багажника, который начал сдаваться еще на тряском
карсте Караби.
Владельцам алюминиевых багажников посвящается
Я предвидел такое его поведение, для которого были в велоаптечке припасены запасные стальные стойки. Полчаса ушло на полевой ремонт, мелочи.
Резкая смена хламных троп на свободный полет по хорошим дорогам вызвала почти эйфорию. С обеда мы проехали столько, сколько преодолели за последних 2,5 дня.
Были и лужи, не без этогоДорога была просто изумительной - плотный крупный черный песок, небольшие ландшафтные волны и все прямо, прямо, прямо.
Наконец-то можно было развивать скорости, и мы это делали. Незаметно группа въехала в бассейн р. Голоустной, с которой начинали поход, миновали Хонгор и Нюрюджигу и так увлеклись, что к сумеркам докрутили до пересечения с основной дорогой Малое Голоустное - Бугульдейка. Возможно, кто-то будет когда-нибудь ехать по нашим следам: на этом перекрестке можно поставить палатку, но место совсем третьесортное - на обочине, воды нет, дрова уже пожжены предшественниками. Лучше проехать еще в сторону Куртуна и поискать место на берегу ручьев, пересекаемых дорогой.
Таёжная дорога
Но мы тогда этого не знали, а усталость брала свое. Поэтому, раздобыв кое-как сухостоя и начерпав только что выпавшей дождевой воды, мы сварили густой грибной суп из того, что настригли в обед, и со спокойной совестью улеглись спать.
Ожидайте: первый асфальт и тажеранский купорос
(Повод поиграть в "опрос"): снова возвращаясь к темературе воды в бухтах Песчаная-Бабушка, упомяну об одном зарегистрированном температурном рекорде не только для Байкала, но и для всей Восточной Сибири. Ваш вариант, какой рекорд: