ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 5 Часть 6 День 6
Материк, прощай
Солнце как сквозь сито. Пыль столбом. Из каждой машины любопытствует с примесью брезгливости пассажир, часто и водитель. Любопытствуют из-за нашего внешнего вида, с брезгливостью из-за него же. Экзотичные для местных и грязные как трубочисты, так мы ехали к Ольхону. В этой серии о нем.
Френды меня поторапливают с событиями, поэтому быстро завтракаем, собираем лагерь и выезжаем
Лагерь
Быстро собираем
Не то мы съели много тяжелого из наших рюкзаков, не то вошли в ритм, а может все вместе, но ехать удивительно легко.
Недалеко от развилки Шара-Тогот - Сахюрта
Степи Приольхонья все еще на нашем пути, но уже близка переправа с материковой части. Ландшафт по-своему красив, это уже не голые степи Тажеран, более резкие очертания и разреженные лиственницы выгодно отличают местность.
Приольхонье
Удивительное дело, но все те дожди, которые нам досаждали в первые дни пути, и не думали сюда добираться. Поэтому на дороге пыль. Много пыли. Вы можете оценить.
Eat my dust (c)
Спасаясь от удушения, стремимся съезжать на боковые дороги. Но облегчения ищем не одни мы, а спасающиеся точно так же пылят, поэтому мера малоэффективна.
Сегодня пятница, погожий день, уикенд на носу, в общем, неудачное время, чтобы ехать в курортном направлении. У нас множество попутчиков на машинах, и я подозреваю, что с половиной населения Иркутска мы познакомились на пути к парому.
Но на наше счастье после очередного пыльного виража мы замечаем сбоку свежеуложенное полотно асфальта. Въезд на него машинам перекрыт, лучшего выхода и придумать нельзя. Перемещаемся на твердое покрытие и в полном одиночестве достигаем пригорка, с которого уже виден пролив Ольхонские ворота
На фото пролив не поместился, перед вами залив Курку
Совсем немного времени - и мы в поселке. У нас, кстати, кончился кофе, я пока зайду в магазин, а вы езжайте вот за этим молодым человеком, ок?
Сахюрта. Скоро паром
Количество обогнавших нас с утра автомобилей навевает некоторые мысли, и, точно, почти сразу за поселком мы упираемся в хвост унылой очереди из полусотни машин. По счастью, ПДД позволяет таким как мы с чистой совестью совершить маневр опережения всех по обочине, что мы и предпринимаем.
Пробиться на сам паром также не составило особого труда. Органично слившись с местными шестиклассниками, мы проникли на борт.
Большая земля за кормой
Грань между материком и островом оказалась слишком прозрачной, чтобы быть как-то осознанной. Всего через 10 минут после погрузки группа оказывается по ту сторону пролива.
Погода - первое, что бросается в глаза. Облачность и всякое ненастье остаются за проливом, анклав чистого неба и яркого солнца удивительным образом висит над нами с первых километров.
Здравствуй, остров
С возвышенностей открываются самые далекие перспективы, и хотя такие были нами видены и ранее, здесь сочетание с водами Малого моря придает пейзажам особую масштабность и силу.
Дороги Ольхона
В начале описаний я заикался было, что через неделю покажу, какие еще бывают здесь дороги. Неделя прошла, и мы в подходящем месте. Вот такая стиральная доска проложена по 70% поверхности Ольхона.
Стиральная доска
Может показаться, что это небольшие песчаные "заструги". Ничего подобного, ближе всего будет сравнение с ездой через тысячу часто уложенных "лежачих полицейских". Тряска через эти колдобины сильно ощутима и раздражает. А кроме того, не самым лучшим образом сказывается на узлах велосипеда. И вот - снова поломан багажник, теперь у Вити.
За неимением чего-либо подходящего для полевой замены стоек (а лопнули обе) усердно эксплуатируем фантазию. И лечение находится в виде старого велосипедного ключа, точнее, двух.
Голь на выдумки хитра
Конктрукцию нельзя назвать безотказной или хотя бы надежной, но до очага цивилизации она даст доехать. Кстати, во время ремонта встречаем группу велосипедистов из Челябинска - это первые "коллеги" с начала похода. Скажу сразу, что и последние (еще встретим ПВД- райдеров, но это другой формат).
Кажется, я уже говорил, что немного пыльно.
Эх, дороги, пыль (с)
Вперемешку с пылью попадаются и машины, и о машинах пара слов
Слово начальнику транспортного цеха
Близость региона к азиатскому рынку дает о себе знать. АвтоВаз себя здесь чувствует весьма неуверенно, если чувствует себя вообще. На 50 машин можно встретить одну "шестерку" или "Ниву", а вот среди этих 50-ти - весь японский и корейский автопарк: Ниссаны, Тойоты, Мазды, Дэу (извините за транскрипцию), Хёндэ и прочее
Не могу сказать уверенно, что наши наблюдения репрезентативны для всего Прибайкалья - все-таки мы почти не ехали по асфальту, следовательно, имели повышенную вероятность встречи с внедорожниками, среди которых лидируют иномарки.
Но то, что импортные машины занимают призовые места во вкусах местных жителей с подавляющим перевесом - это факт. Уважают, в основном, полноприводные средства передвижения. Это что касается личного транспорта.
Столпом пассажироперевозок в регионе является модель SsangYong с нарицательным именем Istana (Истана). Сразу по прибытию мы сильно выделялись своим незнанием этой марки, а здесь она успешно занимает нишу Газели-маршрутки, которую мы, кстати, ни разу в глаза не видели (старательно искал).
Вот такая. Истинная Истана
Ресурс микроавтобуса используют на 120%. Все внутреннее пространство, включая проходы между рядами, занято креслами для миниатюрных и худых корейцев. Даже нам, отощавшим, было не очень удобно ехать, я искренне сожалею пассажирам выше 180 см и тяжелее 80 кг. Места для багажа в салоне нет (может быть, под креслом для косметички), но трудность решена за счет (часто самодельного ) багажника на крыше, куда помещается еще половина самой Истаны.Еще вспоминается художественно изогнутая для инвалидов с ампутацией левой или правой ноги арка заднего колеса - точь-в-точь как раньше на РАФах, и я чувствую, как знающих овеяло ностальгией.
Но все же это случилось. На одной из дорог во второй части путешествия нас-таки обогнала Лада Калина да и еще с номерами 161 RUS. Редкая птица долетит до середины Днепра.
Ландшафт Ольхона способствует циркуляции воздуха, за что ему (и Ольхону, и ландшафту, и воздуху) большое спасибо, так как пыль от груннтовки не задерживается в наших носах, а сдувается к воде.
Где-то на полпути
Если вы уже устали ехать, то потерпите еще немного, 2/3 расстояния преодолели. Вот еще фотозарисовки с дороги.
По дороге
Так как дорога на Хужир единственная, долгая, заунывная, а туристов нужно чем-то развлекать, их высаживают около барисанов и сэргэ. Каждый делает подношение духам теми благами, что соответствуют его ценностям.
Культур-мультур, традиции там всякие, все дела
Что же это там впереди? Нужно догнать Витю и спросить.
Догоняем Витю
Витя говорит, что это Хужир. Нет оснований ему не верить. Тем более, что у меня карта. Группа наконец-то осилила дорогу до главного населенного пункта острова Ольхон. И сфотографировалась с ним на память.
Фиксируем для отчетности
Оглядываемся по сторонам, опрашиваем прохожих, ездим направо и налево, выискивая путь к местечку, где можно было бы устроиться на ночь. Вокруг песок и лиственницы, что создает в голове причудливую смесь ассоциаций с Центральной Азией, Прибалтикой и равнинными берегами Кубани.
В окрестностях поселка
Язык до Киева не довел, но нам туда и не нужно. Вместо этого выезжаем прямиком к скале Шаманка.
Скала Шаманка и "дерево желаний" (желания были сугубо бытовые, такие стыдно загадывать)
Долго не думая, спускаемся в первую по пути бухточку. Крохотный песчаный пляж, едва заметный прибой и искрящееся в ряби солнце делают свое дело - бросаем все на берегу и окунаемся. Разительное отличие воды с бухтой Бабушка - настолько тепло, что даже не сбивается дыхание. Купаемся вволю впервые с начала похода.
Водные процедуры
Атмосфера окутывает необычайная. Тихий и спокойный вечер никак не помещается в восприятии с количеством отдыхающих на пляже людей. Слышны их разговоры, плещутся и резвятся дети, ходят катера. Но все это тонет в необъятном спокойствии вечерного озера. В этой миниатюрной бухте каждый отдельно уединен с Байкалом, пусть и в метре друг от друга.
Лень после купания непреодолимая. Отчасти поэтому не ставим пока палатку. Но отчасти и с другим расчетом - есть подозрения, что нашему лагерю здесь не обрадуются.
Оттягиваем сборку палатки до самых сумерек, и как только она начинает желтеть на фоне ближайшей скалы, к нам спешат местные арендаторы с просьбой удалиться. Но расчет на позднее время суток оправдывается - свидетелей нашего нахальства уже почти нет, на ночь с нами воевать неохота, и мы договариваемся остаться до утра где стоим.
Вечернаяя Шаманка
Бесконечно приятный вечер. Но и он кончается. Пора спать.
День 7
В который группа так и не узнала, где кончается ольхонская дорога
Как и было уговорено, с утра покидаем этот уголок.
Светает
Всем, кто включает в свои планы переправу через Байкал, следует иметь в виду, что такая возможность носит абсолютно случайный характер, если не договориться заранее, еще до приезда на Ольхон.
При этом шансы не найти судно стократ выше, чем вероятность найти.
Нижняя планка за переход через озеро - 20000 рублей.
Четкая определенность целей и планов сегодняшним днем заканчивается. После Ольхона нам нужно перебраться на бурятский берег Байкала, и оказывается, что сделать это весьма непросто. Договориться с кем-либо из местных судовладельцев о выходе из акватории Малого моря не удается, да и самих капитанов всего 2-3 человека. Это означает, что оперативная переправа через озеро не состоится. Нам нужно ждать коммерческого рейса из Иркутска в Усть-Баргузин два дня.
Отсюда рождается вполне спортивное решение - дневка (тем более, что нам по графику положено).
Для удобства заселяемся на сутки в недорогой трехместный номер, где складируем все вещи и налегке выдвигаемся на крайний северо-восток острова. Быть на Ольхоне и не съездить на мыс Хобой? Неспортивно.
Пока суть да дело, время вплотную подходит к полудню, и только сейчас мы выезжаем. Поздний старт для такой неблизкой поездки, но мы отдохнули, поэтому самоуверенны.
Должен сказать, что страждущих до Хобоя не так мало, как бы нам хотелось. Постоянно приходится прижиматься к обочине, пропуская различного рода четырехколесинщину - от микроавтобусов до квадроциклов. И только мы окутаны идеалами экологического транспорта и пылью из-под чужих колес.
Дорога, хотя и как прежде напоминает включенную виброплиту, тянется в очень живописных местах. Нет сил не останавливаться.
За Хужиром. Дорога к Хобою
Удивительное встречается на каждом шагу. Что это за синие цветочки на песке? Знакомый запах. Точно, это чабрец. Тот, который ниже тысячи метров у нас с трудом сыщешь, здесь вполне свободно растет на равнине.
Чабрец
Или вот эта скрытная волосатая корова, в которой был опознан як
Як (не самолет)
Несмотря на свой природоохранный статус, нацпарк очень свободно относится к собственному режиму. У Нюрганской губы мы встретили единственный хоть как-то действующий КПП.
И даже там не истребовали разрешительных документов, а к 6-ти вечера и вовсе он опустел
Не то мы недоотдыхали, не то часто останавливаемся возле всякой всячины, но едется совсем не так быстро, как мы рассчитывали. Около трети расстрояния до Хобоя было преодолено, а уже и обедать пора. Делаем это в замечательнейшем уголке сразу за КПП Прибайкальского нацпарка - на пляже Нюрганской губы.
Место потрясающей энергетики, или это я не могу привыкнуть к сочетанию солнца, песка и хвои. Нюрганский массив - венец псаммофитных (растущих на передвижных песках) растительных сообществ Ольхона, здесь самые больше песчаные дюны острова и такие же могучие лиственницы. Это и вправду очень здорово смотрится, друзья.
Не поездишь
Сан Саныч разомлел на пляже и задремал, такой потрясающей энергетики место, повторюсь. Или это Сан Саныч сытно пообедал.
Здесь разделяемся, настолько глубока его нирвана. Мы с Витей устремляемся дальше.
Добрый молодец и три черных ворона
Пески Нюрганской губы еще долго не дают нам полноценно ехать, снова скажу о несовместимости сыпучих грунтов и невегалов.
Кто-то из местных в Хужире рассказывал об особенном микроклимате Ольхона и Малого моря. Здесь гораздо суше и теплее, чем на материке. Вчера мы это ощутили по температуре воды, а сейчас - по фотонной бомбардировке кожных покровов. Солнце яростно, день в зените.
Несмотря на избыточность солнечных ванн, движемся к цели. Но ближе к вечеру берем себя в руки и смотрим правде в глаза - доехать до Хобоя получится не раньше, чем к шести вечера, а вернуться хочется засветло.
Чтобы не делать преодоленные 3/4 пути полной бессмыслицей, решаем посетить самый глухой и самый северный населенный пункт острова - пос. Узуры. Вот на этой развилке нам направо.
Пос. Узуры - самый дальний на Ольхоне
Сказать по правде, в самих Узурах нечего смотреть (на мой незатейливый вкус). Поселок запомнился разве что впервые увиденной на Байкале грязной водой - к берегу надуло какой-то взвеси из мелкого растительного мусора. Даже напиться не получилось. Решение покидать Узуры приходит так же стремительно, как и идея посетить их.
Обратный путь
Как известно, дорога домой всегда короче. И к концу светлого времени суток мы уже в нашем номере в Хужире. До встречи.
Ожидайте: регион 03 и злостная непогода
Вопрос из серии "пальцем в небо". Угадайте стоимость переправы для велосипедиста на пароме с материковой части на остров. Принимаются диапазоны с разницей между значениями в 10 рублей
ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 5 Часть 6