Раз уж у меня случился
пост про Ашдод, самое время вспомнить тамошний
музей культуры филистимлян. Да-да,
тот самый, "вражеский". А заодно - вооружившись книгами и интернетом, попытаться понять, что известно науке про соотечественников Голиафа, Ахиша и разных прочих Авимелехов.
Давным-давно, отвечают книги, в эпоху поздней бронзы жил-был Ханаан - примерно 14 (столько насчитали в амарнских письмах 14 века до н.э.) городов-государств, подотчётных великому и могучему Египту. Жил он так долго, века с минус 16-го; и возможно более-менее счастливо (во всяком случае, без грандиозных потрясений)... но ничто не вечно, и примерно на рубеже 13-12 веков до н.э. здесь и во всём восточном средиземноморье случился
коллапс. Причины и порядок падения доминошек - большая тема, изобилующая белыми пятнами; учёные осторожно говорят о продолжительной засухе, подорвавшей местные экономики; но во всяком случае Египту поплохело и надолго стало не до Ханаана; а образовавшийся вакуум заполнили, в частности, израильтяне и филистимляне. Египту ещё повезло - иные, notably хеттское царство, вовсе исчезли с карты мира. Одной из особенностей нового периода стало использование железа, и учёные нарекли его железным веком. Отдельные железные предметы, как правило украшения, в восточном Средиземноморье попадались и в позднебронзовом контексте; но после означенных событий всё чаще начинают обнаруживаться железные инструменты или оружие. Есть гипотеза, что толчок массовому использованию железа дали именно коллизии, нарушившие торговлю медью и - особенно -
редким в наших краях оловом.
Одним из проявлений и механизмов коллапса были вторжения в сферу влияния Египта так называемых "
народов моря". Некоторые из этих народов фигурируют в египетских источниках ещё в неинтересные времена, начиная с тех самых амарнских писем; так, в письме EA 38 лукка захватывают деревни в
Аласии (предположительно Кипр), а в EA 81,122,123
шерданы служат царю Библоса Риб-Адди. Лет через сто после писем Рамзес II сперва отразил набег шерданов, а потом их же послал сражаться с хеттами
при Кадеше (1274). Мернептах (1213-03),
известный нам как "уничтоживший семя Израиля", рапортует и о победе над коалицией, включавшей народы шердан, шеклеш, лукка, турша и акаваша. Особую благодарность исследователей заслужил Рамзес III (1186-55), выделивший народам моря место на рельефах своего погребального храма в
Мединет Абу. К картинкам прилагаются письменные примечания, в том числе рядом с некоторыми фигурками на рельефах указана их этническая принадлежность. Именно на рельефах из Мединет Абу и в современном им
папирусе Харриса мы впервые встречаем народ PRST, традиционно транскрибируемый как "пелешет" (насколько я понимаю, в древнеегипетском не было "л").
Вот что читаем в "примечаниях":
The foreign countries made a conspiracy in their islands. All at once the lands were removed and scattered in the fray. No land could stand before their arms, from Hatti, Kode, Carchemish, Arzawa, and Alashiya on, being cut off at [one time]. A camp [was set up] in one place in Amor. They desolated its people and its land was like that which has never come into being. They were coming forward toward Egypt, while the flame was prepared before them. Their confederation was the Philistines, Tjeker, Shekelesh, Denye[n], and Weshesh, lands united. They laid their hands upon the lands as far as the circuit of the earth, their hearts confident and trusting: "Our plans will succeed!"
...
Those who reached my frontier, their seed is not, their heart and their soul are finished forever and ever. Those who came forward together on the sea, the full flame was in front of them at the river mouths, while a stockade of lances surrounded them on the shore. They were dragged in, enclosed, and prostrated on the beach, killed, and made into heaps from tail to head. Their ships and their goods were as if fallen into the water.
У вторженцев на рельефах прямые мечи, круглые щиты и иногда одежда в косую полосочку, вероятно призванная изобразить доспехи. В головных уборах наблюдается большее разнообразие - у одних "пернатые" (так их обычно называют в литературе, хотя это может быть всё что угодно, вплоть до причёски); у других рогатые; и вроде есть ещё третьи - у тех то ли ленты, то ли косынки. Из подписей к рельефам следует, что среди "пернатых" были пелешет, текер и денен, а среди "рогатых" шерданы. Увы, чтобы понять, кто изображён на неподписанных рельефах, этой информации недостаточно.
Вот рельеф, на котором флот Рамзеса при поддержке сухопутных лучников показывает агрессорам мать античного Кузьмы. Особых различий между кораблями противоборствующих сторон не видно; разве что у египетских носы украшены львиными головами, а у супостатских и на носу, и на корме красуются головы птичьи. Кроме того, у народов моря не видно вёсел; возможно, художник хотел таким образом подчеркнуть, что египтяне застали врагов врасплох (это, вроде, согласуется с сопроводительным текстом).
Корабль пернатых мореманов:
Рогатые; слева в кроп попал египетский лучник:
На суше, в "земле Джани" (что-то вроде современных Израиля и Ливана) тоже произошла разборка с аналогичными господами:
У господ были копья и колесницы:
И запряжённые быками повозки для нeкомбатантов... гевалт, евроазиатские мигранты, африканское отечество в опасности ! Бен-Дор Эвиан считает, впрочем, что этих горбатых быков и женщин с вроде "северными" причёсками следует понимать не буквально, а как географические маркеры, указывающие, что битва происходила где-то на северных границах египетской сферы влияния.
Пленные PRST:
А вот такие же на службе у Рамзеса тремя годами раньше (5-й и 8-й годы правления соответственно) мочат вражеских ливийцев. Ясур-Ландау видит здесь указание на то, что народоморский набег на Египет был не одноразовым событием, а процессом; мол, перед нами пленные участники ранних рейдов.
Так или иначе, согласно папирусу Харриса, пленные мореманы действительно были призваны Рамзесом III в ряды и "поселены в крепостях"; в каких - не сказано. Исследователи гипотетизируют порой, что некоторое количество PRST и других вторженцев могло попасть таким образом в Ханаан и в итоге осесть тут. Другие (как Бен-Дор Эвиан) возражают, что мол исходя и из текста, и из известной египетской практики речь скорее идёт о крепостях в собственно Египте. На рубеже 12-11 веков список народов и локаций, известный как
ономастикон Аменопа, упоминает PRST, TKR (текер) и SRDN (шердан) в ханнанском контексте, рядом с городами Ашдод, Ашкелон и Газа; а ещё несколько позже
папирус Уну-Амона поселяет TKR в городе
Дор.
Пока в прибрежной полосе складывалось филистимлянское образование (видимо, что-то вроде союза независимых городов-государств), к востоку от него, в горах Иудеи и Самарии, материализовалась ещё одна историческая общность людей, позже прозванная "народом книги". И понятно, что книга этого народа просто не могла обойтись без филистимлянских персонажей. Поскольку источник, по всей видимости, был написан на сотни лет позже, к его свидетельствам приходится относиться с осторожностью; но уж что есть.
По википедии, ТАНАХ упоминает филистимлян более 250 раз. Впервые они появляются в кратком обзоре потомков Ноя в
книге бытия 10, причём текст постулирует их египетское происхождение: "Мицраим родил Лудим и Анамим, и Лыавим, и Нафтухим, и Патрусим, и Каслухим, откуда вышли Пылиштим и Кафторим". Возможно, это неожиданное заявление связано с тем, что (см. выше) среди египетских солдат в Ханаане могли быть лица филистимлянской и прочих мореманских национальностей. В других отрывках, касающихся происхождения филистимлян, они связываются с Критом или таинственным
Кафтором (возможно Кипр или Крит, но есть другие мнения):
- "Аза покинута будет и Ашкелон пустошью (станет), Ашдод среди дня изгнан будет, и Экрон будет искоренен. Горе жителям полосы приморской, народу Керэйтим ! Слово Г-спода над вами - Кенаан, земля Пелиштим ! Истреблю тебя, не станет жителей (у тебя)." (
Цфания 2)
- "Не вывел ли Я Йисраэйля из земли Египетской, а пелиштимлян - из Кафтора, а арамейцев из Кира ?" (
Амос 9)
- "Из-за того дня, что наступает, когда ограбят всех Пелиштимлян, чтобы лишить всякой помощи Цор и Цидон; ибо разоряет Г-сподь Пелиштимлян, оставшихся с острова Кафтор." (
Иеремия 47)
По
Бытию 20-21, праотец Авраам пересёкся с филистимлянами в Негеве: "И двинулся оттуда Авраам к югу страны, и поселился между Кадэйшем и Шуром; и пребывал в Гыраре. И сказал Авраам о Саре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимэлэх, царь Гырарский, и взял Сару"; потом недоразумение благополучно разрешилось,
непонятки со спорным колодцем тоже урегулировали, и "пребывал Авраам в земле Пылиштим дни многие". Примеру Авраама последовал Ицхак: "И был голод в стране... и пошел Ицхак к Авимэлэху, царю Пылиштимскому, в Гырар". Дальше более-менее повторение истории с женой-сестрой, колодцами и клятвой в дружбе. Исследователи, однако, склонны считать процитированное в данном абазце анахронизмами.
Если мы проигнорируем патриархов и перейдём к историческим книгам ТАНАХа, то сразу увидим - с дружбой (народов) не сложилось. Для начала эти редиски сорвали Иегошуа выполнение плана по завоеванию Ханаана: "ты состарился, вошел в лета (преклонные), а земли осталось еще очень много для овладения... От Шихора, что пред Египтом, и до предела Экрона к северу, считавшегося кенаанейским; пять князей пелиштимских: азский,
ашдодский,
ашкелонский,
гатский,
экронский..." (
Иегошуа 13). Допускаю, что из-за наших предков у филистимлян тоже кому-нибудь занесли выговор в личное дело... Далее тема еврейско-филистимлянского конфликта проходит, как говорится, красной нитью. Карта ложилась по разному; так, в первом из отмеченных столкновений Шамгар Бен Анат "побил шестьсот человек Пелиштимлян воловьим рожном" (
Судьи 3:31), а позже Самсон ещё продуктивнее поработал ослиной челюстью; но в целом долгое время западная конференция выглядела убедительнее восточной. Вот, например:
- "И стали сыны Исраэйлевы делать злое пред очами Г-спода; и предал их Г-сподь в руки Пелиштимлян на сорок лет" (
Судьи 13:1)
- "И сразились Пелиштимляне, и поражены были Исраэйльтяне, и разбежались - каждый в шатры свои; и было поражение весьма великое, и пало из Исраэйльтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Б-жий был захвачен..." (
Шмуэль I 4). Правда, потом оказалось, что от этого трофея куча проблем, и пришлось его вернуть.
- "Кузнеца же не оказалось во всей земле Исраэйльской, ибо Пелиштимляне говорили: ...чтоб не сделали Иврим меча или копья. И ходили все Исраэйльтяне к Пелиштимлянам ковать каждый сошник свой, заступ свой, и топор свой, и мотыгу свою... И было, в день войны не нашлось ни меча, ни копья в руках у всех людей, бывших при Шауле и Йонатане, а нашлись они (только) у Шаула и Йонатана, сына его." (Шмуэль I 13). Этот отрывок иногда понимают в том смысле, что филистимляне контролировали обработку железа; но скорее речь всё-таки идёт о металле вообще. Кстати, единственное место, где ТАНАХ употребляет слово "железо" применительно к филистимлянам - описание копья Голиафа.
- Первый израильский царь Шауль сражался с филистимлянами много и порой небезуспешно, но в итоге, как мы знаем, "Пелиштимляне воевали с Исраэйльтянами, и мужи Исраэйльские бежали от Пелиштимлян, и падали убитые на горе Гилбоа. И догнали Пелиштимляне Шаула и сыновей его; и убили Пелиштимляне Йонатана, и Авинадава, и Малкишуа - сыновей Шаула... И взял Шаул меч свой, и пал на него... И когда увидели Исраэйльтяне, те, что по ту сторону долины, и те, что за Ярдэйном, что побежали люди Исраэйльские и что умерли Шаул и сыновья его, то оставили они города свои и убежали; и пришли Пелиштимляне, и поселились в них..." (Шмуэль I 31)
Наконец, на сцене появился Давид. Как известно, с Шаулем у него случились расхождения по земельному вопросу, и опальному герою пришлось скрываться на службе у Ахиша, царя филистимлянского Гата. Теперь Давид перебежал обратно и переломил тенценцию: "поразил Давид пелиштимлян, и покорил их" (
Диврей а-Ямим I 18). Его сын Шломо "владел всеми царствами от реки (Перат до) земли Пелиштимской и до пределов Египта. (Они) приносили дары и служили Шеломо во все дни жизни его." (
Мелахим I 5). В дальнейшем ТАНАХ упоминает изредка вражду с филистимлянами, но и частота, и амплитуда уже не те; проблема явно утратила остроту.
(Самсон и филистимляне, Джулио Чезаре Прокаччини, 17 век,
wiki)
(Смерть Шауля, 14 век,
wiki)
В самом конце девятого века до н.э. с северо-востока донеслись тяжёлые шаги ассирийского лесника. Примерно в минус 803-м Адад-Нирари III вписал в список покорённых "страну филистимлянскую"; видимо, пока что речь шла только о "добровольной" выплате дани. При Тиглатпаласаре III Газа присоединилась к антиассирийской коалиции (Тиглатпаласар пришёл разбираться; царь Газы Хануну бежал в Египет, вернулся, повинился и был восстановлен в должности); с Ашкелоном тоже были какие-то временные траблы. Саргон II, видимо, уже крепко интегрировал филистимлян в "ассирийский мир"; в 712-м он
навестил мятежный Ашдод, и (чтоб два раза не вставать) взял заодно Гат и Экрон. В 701-м экронцы свергли законного царя Пади и в союзе с Иудеей
устроили очередную бузу; Синаххериб, опять же, явился и восстановил порядок. Гат после Саргона пропадает из письменных источников, но остальные четыре города ещё упоминаются как подконтрольные Ассархаддону и Ашшурбанапалу. В 604-м вавилонский Навуходоносор приходил объяснить, кто теперь в доме хозяин. При вавилонской-персидской-греческой власти остатки филистимлян, видимо, растворились среди местного населения; в "персидской"
книге Нехемии находим фразу, которая может быть последней отсылкой к ним: "Видел я еще в эти дни тех Йэудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. А сыновья их не умеют говорить по-йэудейски - наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов."
Что же добавляют ко всему перечисленному современные исследователи ? Что они могут предложить ищущему простоты и ясности дилетанту вроде меня ? Если считать по общей массе бумаги - на порядки больше, чем дилетанту надо; если по однозначным выводам - много меньше; не такой уж редкий случай, когда речь заходит о событиях трёхтысячелетней давности. Ещё в 1870-е египтологи Франсуа Шаба и Гастон Масперо связали библейских филистимлян с "рельефными" PRST; не ускользнуло от учёных и фонетическое сходство PRST с известными из греческой литературы загадочными пеласгами, а других мореманских этнонимов - с ахейцами, данайцами, тевкрами, тирренами, ликийцами, Сицилией, Сардинией итд. В 1899-м Фредерик Блисс и Р.А.С. Макалистер приступили к раскопкам Тель Цафит, предполагаемого (тогда и сейчас) Гата. Результаты были, видимо, недостаточными (во всяком случае в промежутке между тогда и сейчас Гат некоторое время "пребывал" на Тель Эрани); но исследователи всё же добыли интересную керамику, сходную с микенской; позднее из-за двухцветного чёрно-красного рисунка на светлом фоне археологи прозвали её "
филистимлянской бихромной". Много позже в Ашдоде и Экроне был обнаружен предшествовавший ей тип - местные почти копии микенской керамики IIIC:1b, с одноцветным чёрным рисунком, обозванные "филистимлянской монохромной". Эти виды керамики и стали основным археологическим индикатором присутствия филистимлян в той или иной точке карты. Экипировка народов моря на рельефах выглядит нехарактерной для Ханаана, и напоминает пару-тройку кипрских изображений; итд. В общем, ещё добрую сотню лет назад появилась гипотеза о происхождении народов моря вообще и филистимлян в частности из "греческого мира", скорее всего с побережья или островов Эгейского моря; однако поиски конкретной точки исхода пока не завершились сколько-нибудь убедительным результатом. Некоторые исследователи предпочитают эгейскому региону proper просторы Малой Азии - так легче объяснить, где филистимляне научились обрабатывать железо и откуда взялось на северо-западе Сирии
палистинское государство. В реконструкции Ясура-Ландау потоки мигрантов на протяжении нескольких поколений медленно текли из разных мест, главным образом по сухопутному маршруту через Киликию и дальше на юг; при этом они приостанавлись (в частности в этой самой Палистине) и перемешивались друг с другом и с населением районов, через которые проходили; а посему вопрос "из какой точки родом собственно филистимляне" не имеет смысла. Совсем неортодоксальные авторы даже
считают филистимлян местным продуктом, пусть и "огречившимся" в той или иной степени; но круг таких революционеров узок, и ниже я позволю себе говорить о наших фигурантах как о пришельцах.
(Человек, похожий на филистимлянина, на игровой доске из Энкоми, Кипр)
(Люди в "ежовых шлемах" на микенской вазе)
("Таита, герой и король Палистины" на рельефе из Алеппо)
Традиционалисты (А. Мазар, Т. Дотан и др.) считают, что филистимлянская поселенческая деятельность на ханаанейских территориях началась в правление Рамзеса III, одновременно с "рельефными" разборками, т.е. примерно в минус 1175-м году. Финкельштейн и Усишкин предлагают подождать до окончательного крушения египетской администрации в Ханаане ориентировочно в правление Рамзеса VI, то есть ещё с полвека. Поскольку на датировку филистимлянской керамики завязана датировка некоторых культурных слоёв, начинается цепная реакция, и... в общем, насколько я понимаю, отсюда растёт одна из ног "низкой хронологии" железного века, за которую в сети так любят обзывать Финкельштейна нехорошими словами. И наконец, если (как Ясур-Ландау) считать появление пришельцев в Ханаане не одновременным массовым вторжением, а постепенным процессом - не вполне понятно, что именно принимать за его начало.
Как бы то ни было, господа в пернатых шлемах прибыли и поселились в городах "пентаполиса". Как проходило их вселение и насколько травматичным оно было для коренных ханаанеев, пока не вполне понятно. Похоже, что предшествовавшее Экрону ханаанейское поселение было разрушено, но из других пунктов таких свидетельств пока нет (Ашкелон, Гат) или они вроде бы неоднозначны (Ашдод). Во всяком случае, в филистимлянских городах с самого начала было значительное ханаанейское население, что, очевидно, способствовало постепенной "левантизации" пришельцев. Согласно ТАНАХу, городами правили "сраним"; многие исследователи считают это слово родственным греческим "тиранам" (если так, можно сказать, что в АОИ есть звания "тиран" и "старший тиран"); ассирийские же записи не выделяют филистимлянским правителям особые титулы, мол обычные местные царьки. Прочая социальная структура неясна. Ясур-Ландау указывает, что в пентаполисе (по крайней мере поначалу) было плохо с монументальными общественными зданиями и прочими признаками сложной организации; мол, вопреки традиционному мнению о филистимлянах как о "продвинутых" бюргерах, на первых порах их города можно в каком-то смысле рассматривать как большие деревни. В планировке жилых домов усматривается эгейское влияние, особенно исследователи любят упоминать нехарактерные для Ханаана прямоугольные очаги, расположенные в центре комнаты. Интересно, что число сельских поселений при новой власти резко падает. Похоже, что земледельцы/скотоводы предпочитали жить в городах и работать в их окрестностях. По сравнению с предшествовавшими периодами, выросла доля свиней и в меньшей степени коров; доля традиционных ханаанейских овец и коз соответственно упала. Поздний Экрон был крупным производителем оливкового масла; некоторые исследователи замечают, что маслины они получали скорее всего из Иудеи.
Согласно Ясуру-Ландау, общая площадь пяти городов в 12 веке до н.э. оценивается в 50 гектаров; самым большим и похоже единственным укреплённым в тот момент был Экрон (20 га), примерно на столько же тянули вместе Ашдод, Ашкелон и Гат; в Газе по понятным причинам копать трудно, допустим средние арифметические 10 га. Исходя из плотности 250 человек на гектар, получаем 12.5 тысяч населения собственно в пентаполисе. Поселения поменьше доводят оценку до 20 тысяч; в более поздние периоды, вероятно, получается тысяч 30. Стрэндж дaёт для Экрона в 11-м веке всё те же 20 га, для Ашдода тогда же уже 40 га, а для Ашкелона (без указания периода) аж целых 50-60 га; по Гату и Газе постулируется отсутствие данных. Из меньших вскользь упоминаются Тель Харор (Грар ?) на 4 га и
Тель Касиле на 1.6 га. Плотность населения принимается та же; казалось бы, общая оценка населения должна перерасти заявленные выше 30 тысяч, но в итоге автор приходит к даже несколько меньшей оценке, тысяч 25. Территория расселения на пике, видимо на рубеже тысячелетий, простиралась примерно на 100 километров вдоль берега, доходя на севере до реки Яркон, и по площади достигала примерно 3500 квадратных километров.
(Стрэндж)
Итак, музей. Посетителя встречают карта, иллюстрирующая катастрофу поздней бронзы, и железный (какой век, такие и люди) филистимлянин:
Фрески из южной Греции, вероятно в качестве корней филистимлянской культуры:
Утварь, импортированная из южной Греции и с Кипра, минус 15-13 века:
Ещё греческий импорт того же периода:
И это, вроде, тоже импорт:
Ранняя филистимлянская посуда, минус 12-11 века. Многие типы посуды похожи на микенские, меньшая часть на кипрские, ханаанейские и египетские. В оформлении тоже доминируют эгейские мотивы, изредка попадается ханаанейская финиковая пальма или египетский лотос; красно-чёрное цветовое решение "филистимлянской бихромной" походит на ханаанейскую керамику поздней бронзы. Насколько я понимаю, в первой партии представлены в основном типы, иллюстрирующие микенское наследие (колоколообразные миски, кратер, кувшины с ложной шейкой, кувшин с талией, кувшин с корзиночной ручкой, пиксида итп); на заднем плане прячется кувшин а-ля египетские, но разрисованный в том же эгейско-филистимлянском стиле.
Во второй - типы, похожие на кипрские (цилиндрические и роговидные бутылки).
Распространённые изображения - птицы, рыбы итп:
Более поздняя посуда, минус 10-9 века; насколько я понимаю, именно такую называют "ашдодской керамикой":
Домашняя утварь, минус 11-7 века:
Грузики для веретена и ткацкого станка:
Железный серп, крышка от сосуда, фигурка коровы и временно отсутствующий грузик-свинка. Железные поделки в Ханаане 12-11 веков до н.э. были достаточно редкими, а у израильтян и ханаанеев и вовсе практически отсутствовали; только века с десятого железо стало основным металлом.
Так это было... может быть:
"Промышленная ванна" из Ашкелона:
Торговля - печать, бронзовый грузик, серебряная мелочь и временно отсутствующий остракон с записью о продаже зерна:
Кратер (сосуд для смешивания вина с водой) из Экрона:
Кувшин для пива, с фильтром, призванным задерживать ячменную шелуху:
Прочее для пьянки:
И опять соответствующая весёлая картинка:
Предметы роскоши - украшения, алебастровый сосуд, слоновокостяные ручка и пробка:
Головы от филистимлянских статуэток, минус 12-10 века:
О
языке пришельцев свидетельств мало; есть несколько заимствований или предполагаемых заимствований; имеется несколько образцов ранней письменности, напоминающие нерасшифрованное
кипро-минойское письмо. Похоже, что со временем филистимляне перешли на некий вариант ханаанейского, близкий к финикийскому. Именно на таком написан первый связный текст, оставшийся от филистимлян -
посвятительная надпись из Экрона, -7 века. Из фигурирующих в ней пяти имён правителей вроде бы четыре семитских и одно привозное - 'Kys ака Икаусу (предположительно то же имя, что у библейского Ахиша):
The temple (which) he built, 'kys son of Padi, son of Ysd, son of Ada, son of Ya'ir, ruler of Ekron, for Pt[]yh his lady, may she bless him, and prot[ec]t him, and prolong his days, and bless his land.
Ниже - один из нескольких остраконов, обнаруженных на
Тель Гама, со списком имён. Две трети интерпретируются как семитские, остальные возможно анатолийские или кипрские. Очертания букв напоминают иудейские -7 века.
Кувшин со словом "рфа", -10 век, Гат. Согласно
Диврей а-Ямим I 20 и
Шмуэль II 21, в этом самом Гате водились великаны-рефаим:
И было после того: когда началась война с пелиштимлянами в Гэзэре, тогда поразил Сибхай, хушатиянин, Сипайа, (одного) из детей великанов. И покорились они. И была еще (одна) война с пелиштимлянами, и поразил Элханан, сын Йаира, Лахми, брата Голйата, гиттиянина, у которого древко копья (было), как ткацкий навой. И была еще (одна) война в Гате. И был (там) человек рослый, у которого (было) по шести пальцев - (всего) двадцать четыре. И он тоже родился от великана. И поносил он Йисраэйль. И поразил его Йеонатан, сын Шимы, брат Давида. Это были родившиеся от великана в Гате, и пали они в руки Давида и от руки рабов его.
С религией тоже неясности. ТАНАХ приписывает нашим фигурантам поклонение семитским Дагону и Вельзевулу, но археологических подтверждений тому пока нет. В вышеупомянутой экронской надписи значится некая богиня Ptgyh, которую ряд исспедователей интерпретируют как Гею; другие считают, что богиню звали Ptryh, и что оно приходилась дочерью местному семитскому Баалу; третьи предпочитают Ptnyh. Архитектура храмов в Тель Касиле напоминает Мазару и некоторые ханаанейские, и некоторые микенские/кипрские аналоги; одни культовые находки вписываются в ханаанейскую традицию, другие нет. Ещё один храм того же типа был раскопан в 2010-м в Гате. Архитектура храма в Экроне, напротив, похожа на ассирийскую; среди находок кувшин с именем ханнаанской Ашеры, в другой точке города нашли изображение месопотамской Иштар верхом на льве.
Каменный алтарь -9 века, Гат:
Мини-алтари и прочие культовые принадлежности; справа внизу коровья лопатка "по-кипрски":
Мини-алтарь из Ашдода, -10 век (реплика):
Явне, -9 век:
Гат, -10 век; и Ашдод, -8:
Тель Касиле, минус 11-10 века (реплики):
Ещё предметы культа. Кольцеобразные штуки на переднем плане - сосуды по имени
кернос; на заднем вроде обломки их же.
Основание колонны из храма, -10 век, Гат:
Реплика "сидящей богини" -12 века с Тель Ашдод, условно именуемой "Ашдода"; кроме единственной целой фигурки, нашли (в Ашдоде же, Ашкелоне, Экроне итд, в основном в жилых домах) десятки фрагментов. Считается развитием микенской "линейки" женских фигурок, сидящих на троне. Вполне возможно, что фигурка изображает ту самую Ptgyh-Гею.
Исследователи, пытавшиеся разобраться в погребальных практиках наших фигурантов, до последнего времени основывались на кладбищах, обнаруженных в
Азоре, Тель Итуне и Тель эль-Фара (южном); там встречаются и простые ямы, и кирпичные "ящики", и импровизированные гробы из двух больших кувшинов, и погребальные пещеры и даже кремация. Такой разнобой, и расположение объектов на окраинах филстимлянской территории, вызывали некоторые вопросы. В последние годы
кладбище минус 11-8 веков на 200+ покойникомест было раскопано в Ашкелоне. Доминируют овальные ямы, только единицы были уложены в могилы из каменных блоков или кремированы. Все останки принадлежат взрослым. Вторичное захоронение не практиковалось. Большинство клиентов отправлялась в последний путь без багажа; но в некоторых могилах нашли посуду, ювелирные изделия (бронзовые ожерелья, серьги, браслеты, кольца, бусы из сердолика) и в одном случае оружие (колчан с бронзовыми стрелами). Часть останков отправили на анализ ДНК, в надежде таким образом прояснить происхождение филистимлян; и
вроде нашли европейский след.
Данный керамический
саркофаг-ларнакс был найден в Ашдоде и датирован 12-м веком до н.э.:
Этими фигурками были украшены сосуды, обнаруженные в могилах; реплики находок из Азора и Тель Итуна, -12 век:
А посуду, которую складывали в могилы, часто специально выводили из строя; -10 век, Ашдод:
И замыкаем круг. Среди способов захоронения, встречавшихся в наших краях на рубеже поздней бронзы и железа, есть "
антропоморфные саркофаги" в египетском стиле. Десятки таких были найдены в
Бейт Шеане и Дир эль-Балахе, оба - египетские форпосты в Ханаане, и ещё по одному-двa в Тель эль-Фара (южном), Лахише и
Тель Шадуд. В данном случае нас интересуют несколько крышек саркофагов из Бейт Шеана, поскольку изображения на них напоминают головные уборы из Мединет Абу. Привет от мореманов на египетской службе ?
...А вот чего в музее нет, так это оружия. Странно, особенно учитывая сложившийся образ филистимлян как народа весьма воинственного, но такового вообще было найдено
очень мало.
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Philistines and their Material Culture By Trude Dothan
The Philistines and Aegean Migration at the End of the Late Bronze Age By Assaf Yasur-Landau
The Philistine City-states By John Strange (in A Comparative Study of Thirty City-state Cultures: An Investigation)
Ramesess III and the 'Sea-Peoples': Towards a New Philistine Paradigm By Shirly Ben-Dor EvianIron Age I Philistines Entangled Identities in a Transformative Period By Aren MaierThe Philistines Their History and Civilization By R.A.S. MacalisterThe Iron Age I By Amihai Mazar (in The Archaeology of Ancient Israel By Amnon Ben-Tor)
The El-Amarna Correspondence (2 Vol. Set): A New Edition of the Cuneiform Letters from the Site of El-Amarna By Anson F Rainey Отчёт ЖЖ-юзера
nmiddle