На этом холме к югу от промзоны Ад Алом располагался хорошо известный нам из ТАНАХа филистимлянский Ашдод, а также прочие его реинкарнации. Укреплённый город в этом месте возник примерно в семнадцатом веке до нашей эры. Город упоминается в
угаритских коммерческих документах в связи с торговлей крашеным текстилем; среди прочего имеется список ашдодских бизнесменов, ведших дела в северной Сирии. Возможно, именно эти "дофилистимлянские" ашдодцы фигурируют в книге Иегошуа как "великаны" (анаким):
И пришел Йеошуа в то же время, и истребил анаков с горы, из Хэврона, из Девира, из Анава и со всех гор Йеуды, и со всех гор Исраэйльских: с городами их разгромил их Йеошуа. Не осталось анаков в земле сынов Исраэйля, только в Азе, в
Гате и в Ашдоде остались они (
11:21)
Ханаанейский Ашдод скончался в конце тринадцатого века, и на его месте появился филистимлянский город. Про этот новый Ашдод ТАНАХу тоже есть что рассказать, вот к примеру:
А Пелиштимляне взяли ковчег Б-жий и перенесли его из
Эвен-Аэйзэра в Ашдод. И взяли Пелиштимляне ковчег Б-жий, и внесли его в капище Дагона, и поставили его возле Дагона. И встали на следующий день жители Ашдода рано утром, и вот, Дагон лежит лицом к земле пред ковчегом Г-сподним. И взяли они Дагона, и поставили его на свое место. И встали они рано утром на следующий день, и вот, Дагон лежит лицом к земле пред ковчегом Г-сподним, а голова Дагона и обе кисти рук его, отсеченные, на пороге; осталась от Дагона только рыбья (часть его). Поэтому жрецы Дагона и все, приходящие в капище Дагона, не ступают на порог (капища) Дагона в Ашдоде до сего дня. И стала тяжкой рука Господня над жителями Ашдода, и Он избивал их и поразил их техорим (пузырями) - Ашдод и окрестности его. И увидели это жители Ашдода, и сказали: да не останется у нас ковчег Б-га Исраэйлева, ибо тяжела рука Его для нас и для Дагона, Б-га нашего. (
Шмуэль 5:1)
Филистимлянский Ашдод процветал века до восьмого. Примерно в 750 до н.э. прозвенел первый звонок в лице царя Иудеи
Озии, захватившего и разрушившего город. Примерно в 721 появились ассирийцы. Ашдодцы сперва платили им дань, но потом передумали; некий Ямани занял трон и заключил союз с Египтом. Ассирийский царь Саргон II возмутился и
разобрался с мятежным городом (712), в процессе поубивав/депортировав население. Едва успели Ашдод худо-бедно отстроить, как явились следующие разрушители - фараон
Псамметих (прим. 640) и
Навуходоносор Вавилонский (прим. 600). Если верить Геродоту, египетская осада длилась совершенно фантастические 29 лет; Гомер со своей Троей, как говорится, нервно курит в сторонке.
Несмотря на пережитые злоключения, в персидский период Ашдод чувствовал себя неплохо и служил центром сатрапии, включавшей части Иудеи. Нехемия даже жаловался на ассимиляцию:
Видел я еще в эти дни тех Йэудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. А сыновья их не умеют говорить по-йэудейски - наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов. (
13:23).
Примерно в 148 до н.э.
Ионатан Хасмоней воевал в этих краях с правителем
Полой Сирии Аполлонием:
Аполлоний взял три тысячи конницы и большое войско и пошел в Азот, как бы делая переход, а между тем прошел на равнину, ибо имел множество конницы и надеялся на нее. Ионафан же преследовал его до Азота, и вступили войска в сражение. Между тем Аполлоний оставил тысячу всадников в скрытом месте позади них; но Ионафан узнал, что есть засада сзади него. И обступили войско его и бросали в народ стрелы с утра до вечера, народ же стоял, как приказал Ионафан; наконец всадники утомились. Тогда Симон подвел войско свое и напал на отряд, ибо всадники изнемогли, - и были разбиты им и обратились в бегство. И рассеялись всадники по равнине и убежали в Азот, и вошли в Бетдагон, капище их, чтобы спастись. Но Ионафан сжег Азот и окрестные города и взял добычу их, и капище Дагона с убежавшими в него сжег огнем. И было павших от меча с сожженными до восьми тысяч мужей. (
1 Макк. 10:77).
Иоанн Гиркан добавил в ходе одной из своих кампаний (114):
И убежали они в башни, находящиеся в области Азота, но он сжег его огнем, и погибло из них до двух тысяч мужей; и возвратился он с миром в землю Иудейскую. (1 Макк. 16:10)
Объект входил в царство Ирода; затем снова получил автономию от римлян, но не в коня оказался корм. На византийской карте из Медвы Ашдод
присутствует, однако смотрится поскромнее соседнего
Явне или
своего собственного портового пригорода. Арабские же авторы объектом практически не интересуются, изредка упоминая как "название города" или промежуточный пункт по дороге из Газы в
Рамлу, а при крестоносцах и вовсе тишина...
В документ от 1596 года Ашдод (вернее, Исдуд) - деревня с 75 домами, производившую пшеницу, ячмень итп. В конце 18 века
Вольней сообщает, что объект был знаменит только своими скорпионами. В девятнадцатом Кондер обнаруживает одноэтажную глиняную деревню, занимающую восточную часть холма, окружённую садами и болотами; кроме разрушенного каравансарая к юго-западу - ничего "интересного". В начале двадцатого века население составляло пять тысяч человек. В 48-м египтяне достигли объекта 29 мая, после чего остановились у
взорванного моста через Лахиш. Во второй половине октября в результате
операции Йоав возникла угроза изоляции египетских частей к северу от Бейт Хануна, и 28-го интервенты без боя оставили Исдуд.
Раскопки на Тель Ашдод проводил в 1962-72
Моше Дотан. Среди находок - "халколитная" керамика; остатки ханаанейского города с кирпичными воротами, кирпичными же домами и вымощенными камнем не то дворами, не то улицами; остатки филистимлянского города - опять же стены (кирпич плюс камень), ворота и всякое разное, включая храм; бонус - особый вид керамики, так и прозванной
"ашдодской"; многочисленные останки вероятных жертв Саргона; базальтовая стела с ассирийской надписью; горшок и весы 8 века с ивритскими надписями; немногочисленные "персидские" находки, включая фундамент большого здания; и всякая греко-римско-визнатийскo-омейядская мелочь. Метрах в двухстах к северу от холма Елена Коган-Захави откопала в 2003-4 большое ассирийское здание.
Объект первый - османская мечеть на холме, издали:
[Update]Ближе подобраться сложилось только в 2017-м.
Северный фасад:
Вход:
Здесь явно была табличка:
Вход, вид изнутри:
И ещё внутренности:
Зачем под михрабом выкопали яму ?
Юг, обратная сторона михраба:
Вид на промзону:
[/Update]
Объект второй, вероятно построенная в 1922 школа для мальчиков, к югу от холма:
Рядом какая-то избушка:
Объект третий, по соседству с предыдущим, вероятно открытая в 1942 школа для девочек:
Объект четвёртый, мавзолей Ахмада Абу Икбала, ещё южнее. Макам не фигурирует в описаниях исследователей конца 19 века; возможно, он был построен на рубеже 19-20 веков.
Кроме того, к югу от холма раньше находились мамлюкский постоялый двор (остатки были ещё видны при мандате, а потом куда-то сгинули) и "Сидна Ибрагим" ака "Масджид аль-султан Ибрагим аль-Матабули" (разрушено в 50-е). Последнее сооружение было построено в 1269 в память о человеке по имени
Салман аль-Фариси, чья могила около
Мадаина в Ираке была популярным объектом паломничества века с десятого. Посему, святилища аль-Фариси появились и в наших краях - одно на Масличной горе, другое к востоку от
Лода, и вот третье; по крайней мере первое из перечисленных тоже считалось его могилой. Позднее пристроили могилу Ибрагима аль-Матабули. Аль-Матабули, конечно, был не султаном, а мистиком и заодно богатым землевладельцем, родом из Египта; он умер в Исдуде в 1472, возвращаясь из паломничества в Иерусалим и Хеврон. Шарон приводит тексты надписей из Сидна Ибрагим:
1) Basmallah. They only shall manage Allah's places of worship who have believed in Allah and the Last Day (Q 9:18). Has ordered the building of this blessed mosque over this blessed sanctuary which is known (by the name of) Salman al-Farisi, the slave who is in need of his Lord and who hopes for His mercy Balaban ibn Abdallah, the freedman of the great Amir Alam ad-Din Sanjar al-Turkistani in the days of our great master the exalted Sultan, al-Malik az-Zahir, the support of the world and the religion, Baybars as-Salihi, may Allah perpetuate his rule; and among the rest he also founded the well and the land as the pious endowment (waqf) for it. May Allah reward him through it. Cursed should be who changes or exchanges it. In the date of Rajab year 667 (1269).
2) Basmallah... This is the tomb of the servant who is in need of allah, may he be exaltet, the holy imam, the pivot of existence, Abu Ishaq Ibrahim al-Matbuli, may Allah repeat his blessings, amen. He passed away to the mercy of Allah, may He be exalted, on monday, 12 Rabil the year 877 (17/08/1472).
У Вильсона
есть картинка, изображающая "вели шейх Ибрагим эль Матбук"; но что-то здание на картинке маловато...
Бонус: болезнь, обрушившаяся на ашдодских филистимлян, на картине Петера ван Халена, 1661:
(
wiki)
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon GibsonInternational Standard Bible Encyclopedia: A-D edited by Geoffrey W. BromileyCities of The Middle East and North Africa: A Historical Encyclopedia By Michael Dumper, Bruce E. StanleyCorpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae, (CIAP): A By Moshe SharonA Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
The Survey of Western PalestineAntiquities.org.il - North Tel Ashdod excavationHadashot Arkheologiyot
117,
118Bibleage.comBorisfenus.blogspot.co.ilIndy424.blogspot.co.ilОтчёт ЖЖ юзера
golova:
1,
2,
3