Кацир - Ахват.

Aug 19, 2021 09:37



В 1978-м профессор Хайфского университета Адам Зерталь взвалил на себя археологическую разведку гор Менаше. В рамках тридцатилетнего проекта он и его команда осмотрели порядка полутора тысяч локаций, из которых наиболее известен обнаруженный в 1980-м культовый сайт на горе Эйваль. К ноябрю 1992-го разведчики продвинулись далеко на север и добрались до точки под названием Ахват (т.е. "стены"), расположенной по южную сторону Вади Ара / Нахаль Ирон, на западном склоне холма возле посёлка Кацир. Там Зерталь решил задержаться, с 1993-го по 2000-й провёл семь сезонов раскопок, и в 2012-м опубликовал окончательный отчёт. На сайте Хайфского университета можно найти упоминание о планировавшемся продолжении раскопок в 2002-м; но, похоже, не сложилось.

Из результатов раскопок следует, что на протяжении короткого периода на границе бронзового и железного веков в данной точке находился укреплённый город. За исключением более поздней сельскохозяйственной деятельности, другие слои практически отсутствали. Городская стена имела необычные для Ханаана "волнистые" контуры, ворота нетипичной конструкции и содержала странные глубокие ниши с ложными сводами (в отчёте именуемые "коридоры"); установить назначение этих ниш не удалось. Среди других необычностей Зерталь отметил несколько круглых каменных строений с перекрытиями в виде ложного купола, опять же неясного назначения (в отчёте "толосы") и большое здание с "микенскими элементами". Промышленные инсталляции были представлены парой маслодавильных девайсов и печью, которая (судя по найденным рядом кускам руды) предположительно служила для ковки железных инструментов. До сих пор непонятно, откуда брали воду - археологам не удалось найти ни какую-либо централизованную систему, ни даже простые резервуары; постоянно таскаться к ближайшему источнику (Айн аз-Зейтуна, около полукилометра в северном направлении) выглядит не слишком удобным решением для большого укреплённого поселения. Среди мелких находок - скарабеи (в том числе один с именем Рамзеса III), цилиндрическая печать, голова козла из слоновой кости в египетском стиле, бусины итд. Загадочный 2-сантиметровый бронзовый кругляш с изображением женского лица был в итоге интерпретирован как головка штифта, удерживавшего колесо колесницы. Керамика оказалась почти исключительно местной, частично похожей на ханаанейскую, частично на израильскую; лишь единичные черепки были интерпретированы как эгейские и египетские.

На основании анализа керамики, скарабеев, печати итп Зерталь сделал вывод, что город существовал примерно в 1220-1150 годах до нашей эры. По Зерталю, есть свидетельства того, что объект был построен "в один приём", вероятно по заранее подготовленному плану и в соответствии с некой сложившейся "нелевантийской" традицией. Лет через 50-60 город был покинут без видимых причин. Внезапно, проведённый около 2007-го радиоуглеродный анализ 12 косточек маслин, взятых из пресса в зоне C, дал 1050-950 годы. Зерталь склонен объяснять это либо тем, что пресс продолжали использовать после того, как город был заброшен, либо каким-то сбоем при анализе... Более поздний слой сводился к расчистке местности, строительству террас итп; при этом здания внутри поселения были сильно разрушены и засыпаны землёй; тогда как большая часть городской стены сохранилась в качестве стен террас или оград участков. Слой содержал 18 монет, из которых 14 - мелкие монеты 4-5 веков и соответствующую керамику, и на этом основании был датирован упомянутыми веками. Сельхозактивность продолжалась и в более поздние периоды (так, археологам попались обломки османских трубок), но видимо уже без перекраивания ландшафта.

Быстро стало ясно, что материальная культура жителей города не соответствует ни хаанейской, ни израильской, ни филистимлянской, ни финикийской, ни египетской, хотя и имела определённые общие черты с каждой из перечисленных. В 1995-м Михаил Гельцер из того же Хайфского университета обратил внимание на сходство архитектуры Ахват со строениями нурагической культуры 2-го тысячелетия до нашей эры на далёком острове Сардиния; для них были характерны волнистые линии, коридоры (в том числе тупиковые) с ложными сводами и круглые помещения с ложными куполами. Нечто сходное, и возможно ещё более похожее на наш случай, существовало во второй половине того же тысячелетия на Корсике (т.н. торееническая культура). Наводку приняли к рассмотрению, и к проекту присоединился профессор Джованни Угас из университета Кальяри. Зерталь, впрочем, подчёркивает, что Ахват - не нурагический/тореенический сайт, а "левантийский с западносредиземноморскими архитектурными элементами". Так или иначе, главными кандидатами в архитектуртрегеры стали представители одного из "народов моря" - шерданы.



(Пленный "морской шердан" на рельефе из Мединет Абу)



(Тоже Мединет Абу. Два воина в таких же шлемах сражаются на стороне Египта против нубийцев; у одного хорошо виден прямой меч и круглый щит. Есть ещё пара проегипетских "мореманов" в пернатых шлемах, но сегодня речь не о них.)



(Стела Паджесефа из Гераклеополя)

Своими скромными познаниями о "народах моря" я когда-то попытался поделиться в многословном посте про ашдодский музей; но там, естественно, речь шла в основном о PRST/филистимлянах; теперь пришла очередь шерданов. Впервые похожее слово встречается нам в трёх аккадоязычных амарнских письмах 14 века до н.э. (EA 81,122,123); согласно им, некие "сирдану" находились на службе у автора писем, царя Гублы-Библоса Риб-Адди. Сюда же можно подшить беглые упоминания в угаритских текстах. Стела Рамзеса II (1279-13) в Танисе рассказывает о "мятежных шерданах (ŠRDN), с которыми никто не мог сражаться, смело приплывших на кораблях из центра моря" и о египетской победе над ними. Вскоре пленённые фараоном шерданы уже сражаются в рядах египетской армии против хеттов при Кадеше (1274), согласно надписи в Карнаке:

Итак, его величество выделил припасы своей пехоте и колесницам, (и) шерданам, которых его величество взял в плен, когда он привёл их во время своего триумфа сильной рукой; они были снабжены оружием, и им был выдан план кампании.

Сын Рамзеса Мернептах (1213-03) отрапортовал о победе над коалицией, включавшей народы шердан, шеклеш, лукка, турша и акаваша. Наиболее известные вторжения народов моря произошли в начале минус 12-го века и попали на рельефы Рамзеса III (1186-55) в Мединет Абу. Сопутствующие рельефам надписи не упоминают ŠRDN в составе вражеской коалиции, но одно из изображений пленных вождей подписано как "морской шердан"; на его голове шлем с двумя рогами и диском. На рельефе, запечатлевшем морскую битву, экипажи двух вражеских кораблей носят шлемы с рогами, но без диска; некоторые исследователи склонны записывать их в шерданы, но определённости в данном вопросе нет. А вот согласно более-менее современному папирусу Харриса, ŠRDN всё же участвовали во вторжениях; после провала последних пленники, в том числе шерданы были "приведены в Египет, как песок на берегу" и "поселены в крепостях". Некоторые исследователи гипотетизируют, что некоторое количество могло попасть таким образом в Ханаан и в итоге осесть тут; другие возражают, что мол исходя и из текста, и из известной египетской практики речь скорее идёт о крепостях в собственно Египте. Ниже тот же документ уже говорит о шерданах как о подданных, благополучие которых фараон считает своей заслугой:

"Шерданы и кехеки были в своих городах, лёжа на спинах без страха, потому что не было врагов ни из Куша, ни из Сирии. Их луки и оружие лежали на складах, они были удовлетворены и пьяны от радости. С ними были их жёны и дети; они не оглядывались, их сердца были спокойны, поскольку я был их защитой..."

Ещё несколько позже папирус Уилбура (что-то вроде налогового документа, предположительно периода правления Рамзеса V, 1149-45) упоминает 109 шерданов, в том числе как землевладельцев; причём все они носят египетские имена. Из пары других документов также создаётся впечатление о шерданах, как о вполне интегрированных подданных. Есть две труднодатируемые стелы из храма Херишефа в Гераклеополе, из которых одна упоминает "шерданские крепости", а другая содержит посвящение от имени "Паджесефа, шерданского солдата из крепости". Наконец, "поля шерданов" фигурируют на стеле периода правления Осоркона II (872-37); затем этот долгожитель среди "народов моря" совершенно пропадает из исторических источников.

В данном контексте нас интересует, во-первых, происхождение шерданов. По фонетическим соображениям в качестве их исторической родины часто рассматривается Сардиния; первым выдвинул данную гипотезу ещё Эммануэль Руже в середине 19-го века. Более поздние исспедователи подшили к делу кое-какие дополнительные улики, как то найденные на острове прямые мечи (похожие на те, что изображены на египетских рельефах), тамошние же статуэтки воинов в рогатых шлемах и с круглыми щитами итд. Один из современных активных сторонников сардинской гипотезы - упоминавшийся выше Джованни Угас. Следом за Руже другой видный египтолог былых времён Гастон Масперо подал обратную идею - мол, шерданы вышли из Малой Азии, где память о них сохранилась в названии города Сарды; Сардиния же стала конечным пунктом их миграции. Благо большая часть улик с Сардинии, насколько я понимаю, датируется периодом после безобразий, учинённых "народами моря", и вполне поддаётся интерпретации в рамках обеих гипотез. С тех пор родину шерданов предлагали искать на севере Сирии, где-нибудь в районе Угарита; на островах Эгейского моря; и даже... в северной части дельты Нила. Сардинская гипотеза вроде бы остаётся наиболее популярной, но сам факт продолжающегося умножения числа альтернатив свидетельствует о некоторой неудовлетворённости.

Во-вторых, вызывает интерес информация о возможных шерданских поселениях в Ханаане, и здесь всё тоже довольно туманно. На рубеже 12-11 веков список народов и локаций, известный как Ономастикон Аменопа, упоминает PRST, TKR и ŠRDN в ханнанском контексте. Из порядка перечисления иногда делается вывод, что шерданы поселились севернее двух первых. И поскольку с территорией расселения филистимлян ситуация более-менее ясна; а TKR, согласно папирусу Уну-Амона, жили в городе Дор; то поселения шерданов в Ханаане предполагается искать с к северу от Дора, например в районе Акко. От материальной культуры, по аналогии с филистимлянами, зачастую ожидают сходство с эгейской. Так, какой-то момент Моше Дотан нашёл в Акко (?) небольшое количество местной керамики в эгейском стиле, и гипотетизировал касательно возможной связи с шерданами. Автор другой гипотезы, британский археолог Джонотан Табб, счёл более перспективной долину Иордана, как-то "зацепившись" за тип захоронений и находки, свидетельствующие об обработке металлов.

Этих самых неуловимых шерданов Зерталь предложил "поселить" в Ахвате. Учитывая египетские элементы среди находок, Зерталь предположил, что наш объект мог быть египетским форпостом в Ханаане, где базировался отряд шерданов; наряду с ними, здесь предположительно жили представители тех или иных "туземных" народов. Он также указал на некую локацию EP146 в районе посёлка Керем Маарал, где были обнаружены похожие архитектурные фичи; и выразил надежду, что более тщательные исследования позволят найти другие следы присутствия сардинских мореманов в наших краях. Вне рамок отчёта о раскопках Зерталь предлагал идентифицировать Ахват с Харошет а-Гоим, базой антагониста Сисры из книги Судей 4; мол, имя у него не местное, а между прочим на Сардинии есть город Сассари. Были ли у него дополнительные доводы, я не понял.



(Победа израильтян над армией Сисры на картине Луки Джордано, вторая половина 17-го века, via wiki)



(Смерть Сисры от руки Яэль в представлении Артемизии Джентилески, примерно 1620, via wiki)

И опять стали сыны Исраэйля делать злое пред очами Г-спода... И предал их Г-сподь в руки Явина, царя Кенаанского, который царствовал в Хацоре; а военачальник его - Сисра, и жил он в Харошет-Агоим. И возопили сыны Исраэйлевы к Г-споду, ибо у него было девятьсот железных колесниц и он двадцать лет жестоко угнетал сынов Йсраэйлевых... И собрал Сисра все колесницы свои, девятьсот колесниц железных, и весь народ, который у него, из Харошет-Агоим к потоку Кишон. И сказала Девора Бараку: встань, ибо это тот день, когда Г-сподь предаст Сисру в руки твои; ведь Г-сподь вышел пред тобою. И сошел Барак с горы Тавор, и десять тысяч человек за ним. И навел Г-сподь смятение на Сисру, и на все колесницы, и на все ополчение; (и убегая, падали) от острия меча пред Бараком; и сошел Сисра с колесницы, и убежал пеший. Барак же погнался за колесницами и за войском до Харошет-Агоим, и пало все войско Сисры от острия меча, не осталось никого. Сисра же убежал пеший к шатру Яэйли, жены Хэвэра, Кэйнийца, ибо мир (был) между Явином, царем Хацорским, и домом Хэвэра, Кэйнийца. И вышла Яэйль навстречу Сисре, и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. И зашел он к ней в шатер, и прикрыла она его покрывалом. И сказал он ей: дай мне немного воды напиться, ибо томит меня жажда. И открыла она мех с молоком, и напоила его, и прикрыла его. И сказал он ей: стань у входа шатра, и если кто придет и спросит тебя, и скажет: "Нет ли здесь кого?", - то скажи: "Нет". А Яэйль, жена Хэвэра, взяла кол от шатра и молот взяла в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила в висок его кол, и воткнулся тот в землю, когда он уснул уставший; и он умер. И вот, Барак гонится за Сисрою. И вышла Яэйль навстречу ему, и сказала ему: поди, покажу я тебе человека, которого ты ищешь. И вошел он к ней; и вот, Сисра лежит мертвый, и кол в виске его.

Насколько я могу судить, академическое сообщество отнеслось к выводам Зерталя в той или иной степени скептически. Ещё в 2003-м великий и ужасный Исраэль Финкельштейн выпустил статью, в которой изложил свою интерпретацию, основанную на посещении раскопок и ознакомлении с ранними публикациями. Главные особенности поселения, по Зерталю, связаны с городскими стенами, которые впоследствии был частично разрушены римско-византийскими земледельцами, а частично использованы как стены террас. Согласно Финкельштейну, эти стены больше похожи на просто стены террас, а многослойность объясняется переустройством последних. Загадочные "коридоры" и "толосы", по его мнению, служили для хранения сельхозпродукции; похожие сооружения, мол, попадаются в наших краях, в особенности возле Шхема, но не только. В сухом остатке, мол, имеем деревню железного века, причём не 13-12 веков, а скорее конца 12-го или даже 11-го (заметим, что это лучше согласуется с опубликованными позже результатами радиоуглеродной датировки). Налицо некоторые особенности застройки и большое для "просто деревни" количество египетских артефактов, но это так, мелочи, в которых не просматривается указаний на западное средиземноморье, шерданов итп. Из окончательного отчёта Зерталя мы знаем, что он остался при своём мнении; повлияла ли публикация отчёта на точку зрения Финкельштейна, мне неизвестно... Другой критик, Джеффри Эмануэль из Гарварда, в своей рецензии на отчёт Зерталя почти не "лезет грязными руками" в слои и датировки (хотя всё же напоминает о проблеме с C14 и, возможно вслед за Финкельштейном, выражает некоторую неуверенность в интерпретации городских стен как таковых), а в основном сосредоточивается на шерданской гипотезе. Ему не кажется очевидным, что объект был построен в один этап согласно импортной архитектурной традиции; непонятно, почему архитектурные фичи эль-Ахвата, если они были занесены с Сардинии в минус 13-м веке, больше напоминают "протонурагические" постройки минус 18-16 веков, нежели "классические нурагические" более релевантного периода; Ономастикон Аменопа представляется шатким основанием для "размещения" шерданов в центральном Ханаане; и так далее. После смерти Адама Зерталя в 2015-м обсуждение локации, кажется, более-менее заглохло.



(wiki)

Выше - план объекта. Город располагался на пологом склоне, обращённом на запад. Площадь 25-30 тысяч квадратных метров, протяжённость городской стены порядка 600 метров. Внутри он был разделён стенами на четыре "квартала" схожего размера (A/B, C, D, E). Городская стена состояла из наружного и внутреннего слоёв толщиной 1-2 м, сложенных из больших булыжников размером 50-70 см, и среднего слоя из камней меньшего размера. Общая толщина стены составляла внушительные 4-7 м; в одном месте она сохранилась до высоты 4.5 м; оригинальная высота оценивается в 6 м или больше. Ворота находились в северной части периметра, перед ними был обнесённый стенами треугольный участок (A2 на плане) - одна из особенностей, нехарактерных для Ханаана. Возможно, в восточной части города имелись другие ворота; в пользу этой гипотезы говорит в частности то, что там находилась единственная башня. Роль других башен возможно играли выступы стены. Ещё две башни находились за пределами города - одна (T2) недалеко от западной стены, другая в 200 метрах запад-юг-запад. Круглые штуковины к западу от города, одна из которых обозначена U462 - вышеупомянутые "толосы".

Теперь оторвёмся от бумаг и посмотрим на овраги объект в реале. Находится он чуть-чуть снаружи посёлка Кацир, на западной окраине последнего; в заборе есть ворота, ведущие куда надо и даже снабжённые указателем; но бывают ли они когда-нибудь открыты, я не знаю.



Так или иначе...



Цикорий и не то ромашка, не то пупавка, а может и ещё что-то похожее:





А вот и объект (вроде участок городской стены T50):



Очевидно, один из коридоров (U307 ?):



Дальше, вдоль западной городской стены (T51 и севернее). Видимо, это её "внутренний слой"; внешний, по Зерталю, на многих участках плохо сохранился; видимо, он был разобран в римский/византийский период для строительства сельскохозяйственных террас.





Ещё коридор (U316):



Примыкающие к стене строения жилого квартала в зоне C:





Ещё дальше, и очередной коридор (видимо зона B, коридор U201):





Вид на только что "пройденную" стену и зону C:



Так это было:



(wiki)

Теперь на восток (T55), в зону D...



Там тоже скромные остатки квартала, повидимому частично жилого, частично промышленного; и внутригородская стена, отделяющая их от зоны C. Где-то среди всего этого должна находиться печь для выплавки железа.









Вроде зона A3, восточная стена и предполагаемый дом правителя - большое здание, в котором была обнаружена большая часть интересных мелких находок. Оттуда рукой подать до городских ворот, они должны быть возле деревьев на заднем плане, но это до меня только сейчас дошло...





И ещё где-то:



Напоследок - вид на деревню Ар'ара:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
El-Ahwat, A Fortified Site from the Early Iron Age Near Nahal ‘Iron, Israel By Adam Zertal et al
El-Ahwat, A Fortified Site from the Early Iron Age Near Nahal ‘Iron, Israel By Adam Zertal et al - Review by Jeffrey P Emanuel
El-Aḥwat: A Fortified Sea People City ? By Israel Finkelstein
Šrdn of the Sea: A Reassessment of the Sherden and their Role in Egyptian Society By Jeffrey P Emanuel
Sherden from the Sea: The Arrival, Integration, and Acculturation of a Sea People By Jeffrey P Emanuel
Šrdn of the Strongholds, Šrdn of the Sea: The Sherden in Egyptian Society, Reassessed By Jeffrey P Emanuel
Who Are the Sherden: Reassessing the Identity of the Ancient Sherden 'Sea Peoples', 1300-900 BCE By Dimitri Antonio Vallejo

фотоотчёты

Previous post Next post
Up