Лахиш.

Oct 13, 2017 15:15



Лахиш впервые встречается нам в египетском папирусе пятнадцатого века до нашей эры; в амарнском архиве сохранилось несколько писем, отправленных в четырнадцатом веке местными царями Аменхотепу III и IV. Ещё одно схожее с амарнскими письмо, возможно от египетского представителя в Лахише, было обнаружено в ходе раскопок Тель эль-Хеси. Подробностей в письмах мало, но видимо город был не из последних в Ханаане. С ТАНАХа имеем известную историю о том, как пять местных царей ниасилили древнееврейских завоевателей:

И было, когда услышал Адони-Цэдэк, царь Йерушалаима, что захватил Йеошуа Ай и разгромил его, (и что) как поступил он с Йерихо и с царем его, так же поступил он с Айем и царем его, и что примирились жители Гивона с Исраэйлем и остались среди них, Устрашились они очень, потому что Гивон - город большой, как один из городов царских, и он больше Айя, и все люди его храбры. И послал Адони-Цэдэк, царь Йерушалаима, к Оаму, царю Хэврона, и к Пираму, царю Ярмута, и к Яфие, царю Лахиша, и к Девиру, царю Эглона, сказать: Поднимитесь ко мне и помогите мне...
(Иегошуа 10)

В ответ Иегошуа остановил солнце, разогнал врагов, умертвил несознательных царей... и, естественно, продолжил немирный процесс:

И перешел Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Ливны в Лахиш, и расположился возле него станом, и воевал против него. И предал Г-сподь Лахиш в руки Исраэйля, и взял он его на следующий день, и поразил острием меча его и всех людей, которые в нем, - так же, как поступил с Ливной. Тогда выступил Орам, царь Гэзэра, на помощь Лахишу, но Йеошуа поразил его и народ его так, что никого не оставил у него уцелевшим. И перешел Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Лахиша к Эглону...

Несколькими главами позже город указывается как часть владения колена Иуды. ТАНАХ также сообщает нам, что после распада царства Соломона сын последнего, Рехавам, укрепил Лахиш:

обратил города в Йеудее в крепости; И обстроил Бэйт-Лэхэм, и Эйтам, и Текоа, И Бэйт-Цур, и Сохо, и Адуллам, И Гат, и Марэйшу, и Зиф, И Адорайим, и Лахиш, и Азэйку, И Цору, и Айалон, и Хэврон, города укрепленные в Йеудее и в (земле) Бинйаминовой. И упрочил он эти крепости, и дал им начальников, и запасы продовольствия, и елея, и вина. И в каждом городе (были) щиты и копья; и укрепил их весьма основательно.
(Хроники 11:5-12)

И что сюда бежал от заговорщиков царь Амация, но "послали за ним в Лахиш, и умертвили его там" (Мелахим 2 14:19).

В конце минус восьмого века пришёл Саргон и устроил всем Пакс Ассириака. После смерти Саргона (705) некоторые из вассалов - включая иудейского царя Хизкиягу - решили при поддержке Египта вернуть старые добрые времена; сын Саргона, Синаххериб, пришёл разбираться (701). Читателю наверняка известен иудейский взгляд на эти события, записанный в книге Царств II 18-19 и Хрониках II 32 - Синаххериб "наехал", благодаря праведности царя Хизкиягу Иерусалим уцелел, остальное же большей частью остаётся за кадром. "Наш" Лахиш упомянут как уже находящийся во вражеских руках:

Хизкийа, царь Йеудейский, послал в Лахиш сказать царю Ашшурскому: грешен я, отступись от меня, все, что ты возложишь на меня, я вынесу... И послал из Лахиша царь Ашшурский Тартана, и Рав-Сариса, и Равшакэя с большим войском к царю Хизкийау в Йерушалаим...

В ассирийском изложении результатов кампании акценты расставлены несколько иначе - мол, лично надрать уши Хизкиягу не очень-то и хотелось, зато взял одних больших городов 45 штук, раздал соседним царям, 200 тыщ человек угнал в полон, дань собрал с процентами и тому подобное. Конкретно же осаде Лахиша победители посвятили целую комнату рельефов в царском дворце в Ниневии; и эти рельефы позволяют составить некоторое представление о применявшихся сторонами осадных и контросадных технологиях. Вот, например. Лучники с обеих сторон; ассирийские солдаты поднимаются по насыпям; впереди - тараны; со стен летят факелы; но ассирийцы свои тараны берегут и поливают водой:




Синаххериб и иудейские военнопленные. Одному (в нижней части изображения) вот-вот перережут горло, а с двух других (в левом нижнем углу) предположительно сдирают кожу:




Через сто с лишним лет Лахиш снова попал под горячую руку; на этот раз конечность принадлежала вавилонскому царю Навуходоносору (586); Иеремия (34:7) сообщает нам, что объект пал одним из последних: "войско царя Бавэльского воевало против Йерушалаима и против всех оставшихся городов Йеудейских, против Лахиша и Азэйки, ибо из городов Йеудейских (лишь) они остались укрепленными городами". Наконец, согласно Нехемии 11:30, среди прочих мест репатрианты из Вавилона поселились "(в) Лахише и на полях его". Ономастикон Евсевия размещает Лахиш в 9 милях к югу от Бейт Гуврина, а в исправленной версии Иеронима миль должно быть 7.

На этом от ТАНАХа можно перейти к археологии. В 1878-м Клод Кондер предложил идентифицировать Лахиш с уже упоминавшимся Тель эль-Хеси, к юго-юго-западу от нынешнего Кирьят Гата. В 1929-м Уильям Олбрайт "перенёс" город на Тель эд-Дувейр, километров на десять восточнее; там он пребывает и сегодня. Площадь вершины холма более 18 акров, со склонами 31 акр; высота 270 метров над уровнем моря; с востока и севера его обтекает сезонная речка Лахиш (Вади Гафр). Раскопки объекта начал в 1932-м Лесли Старки; но в 1938-м (т.е. в разгар арабского восстания) последний был убит арабскими бандитами. Eсть предположение Гарфинкеля, что Старки убили именно из-за раскопок на Тель эд-Дувейр и связанного с ними земельного конфликта; согласно Усишкину, эта версия никак не подтверждается британскими документами; похоже, что бандиты были из окрестностей Хеврона и приняли Старки за еврея. Так или иначе, раскопки прервались; результаты опубликовала 20 лет спустя помощница Старки Ольга Тафнел. В 1966-м и 1968-м Йоханан Аарони ограничился небольшими работами над так называемым "святилищем солнца" в восточной части вершины (Аарони интересовало, похож ли тот на храм на Тель Арад). Продолжил в 1973-94 Давид Усишкин из Тель-Авивского университета. И наконец, с 2013-го там копал Йосеф Гарфинкель из Иерусалимского и ещё несколько экспедиций по мелочи. Забегая вперёд, к 2024-му у подножия холма построили центр посетителей; в разных местах расставили таблички, металлические фигуры "своих" и "врагов", итд; и надо полагать, что скоро посещение станет платным.

Накопано было следующее:
- Орудия периода керамического неолита.
- Поселение периода хальколита / ранней бронзы I к северо-западу от холма, возможно также на вершине.
- Находки периода ранней бронзы II-III на вершине - жилые пещеры около северо-восточного угла холма, фрагмент дома в центре. Усишкин предположил наличие большого поселения, занимавшего всю вершину, но так ли это - пока неясно.
- Поселение промежуточной бронзы к северо-востоку от холма - дом, пещера, кладбище на 120 могил; из мелочи - слитки меди.
- Укреплённый город средней бронзы II, вероятно один из наиболее значительных в южном Ханаане. Фрагменты рва и гласиса (то есть, насколько я понимаю, склон холма был доработан для большей неприступности). Дворец, культовое сооружение, богато оформленные захоронения с оружием, керамикой и скарабеями. Разрушен около 1500-го года до нашей эры.
- В позднюю бронзу Лахиш достиг своего зенита; после разрушения Хацора в минус 13-м веке он, возможно, стал самым большим городом Ханаана, с населением до шести тысяч человек. По всей видимости, он не был укреплён. На месте заброшенного рва около северо-западного угла холма построили - и два раза перестраивали - храм. Разрушен около 1200-го; возможно первой волной "народов моря", но доказательств тому нет.
- Город вскоре отстроили. Вместо "храма во рву" соорудили другой, на вершине, по архитектуре напоминающий египетские. В западной части холма - большое общественное здание. Разные мелкие находки свидетельствуют о египетском влиянии. Объект разрушен в середине 12 века, возможно "народами моря" или израильскими агрессорами (появление израильтян в Ханаане принято датировать концом 13-го).
- Далее место было заброшено около двухсот лет; только в 10-м веке на холме появился иудейский город. Разрушен, вероятно фараоном Шешонком (925).
- Иудейский город, основанный на рубеже 10-9 веков. В середине склона холм опоясывала опорная стена, поддерживавшая гласис; пока неясно, использовали ли её как оборонительную позицию (за исключением башни в юго-западном углу холма). По периметру вершины шла главная городская стена, толщиной шесть метров, из необожжённого кирпича на каменном основании. Ворота находились в юго-западной части города. Сперва дорога поднималась вдоль склона к внешним воротам; потом поворачивала направо и пересекала городскую стену через внутренние шестикамерные ворота (похожие на те, что в Хацоре, Мегидо и Гезере). При раскопках нашли фрагменты бронзовой петли от створки ворот. В центре вершины стоял большой прямоугольный дворец/форт; сохранилась только каменная платформа, служившая ему основанием. После двух "капремонтов" дворец достиг размера 76 на 36 м, самое большое известное здание периода первого храма. Основным источником воды был, видимо, колодец глобиной 44 метра в верхней части северо-восточного склона. Дальше очередной слой разрушения, датировка которого была предметом долгой дискуссии; некоторые исследователи, notably Олбрайт и Кеньон, относили его к вавилонской кампании 597-го года; другие, как Биньямин Мазар и Аарони, к ассирийской 701-го. По мнению Усишкина, результаты его раскопок однозначно свидетельствуют в пользу Синаххериба.
- Ближе к концу 7-го века до нашей эри Лахиш в очередной раз отстроили. Стены и ворота того же типа, что и раньше, но менее массивные. Дворец не восстанавливался. Потом пришёл Навуходоносор и снова всех разогнал.
- Последняя инкарнация Лахиша (если не считать современный мошав) захватывает конец вавилонского,персидский и греческий периоды. Имеем дворец на том же месте (но меньше,чем в старые добрые времена); и храм в восточной части города, который Старки в своё время обозвал "святилищем солнца" из-за ориентации; Аарони счёл его еврейским культовым сооружением. Из мелочи - порядка двухсот небольших известняковых жертвенников, найденных в трёх группах за пределами холма. В минус втором веке все уехали и последний выключил свет.

Одна из наиболее интересных находок, сделанная ещё в 1935-м в районе городских ворот - серия написанных на остраконах текстов; их автор, некто Хошаягу, докладывает своему начальнику Яошу о развитии событий в ходе кампании Навуходоносора. В частности, из одного из писем следует, что Азека только что пала, а Лахиш ещё держится; это хорошо согласуется с вышеприведённой фразой из книги Иеремии. По мнению большинства исследователей, письма были посланы в Лахиш с какой-то позиции вне города; исключение составлял Ядин, полагавший что перед нами черновики или копии писем, отправленных из Лахиша в Иерусалим.

Ещё среди добычи - более 400 ручек сосудов с "царской" печатью; больше, чем в каком-либо другом городище. Из четырёх известных городов, фигурирующих в таких надписях - Хеврон, Сохо, Зиф и неидентифицированный "ММСТ", на печатях из Лахиша чаще всего выбран Хеврон. Было восстановлено десять сосудов объёмом 40-50 литров. Похоже, что все сосуды были произведены где-то неподалёку в течение короткого времени, соответствующего правлению Хизкиягу. Предположительно такие сосуды служили для некоего централизованного сбора продовольствия - налоги, подготовка к войне, или ещё что-то в этом роде. Вот одна из таких местных находок в Музее Эрец Исраэль:





И наконец из результатов Гарфинкеля: вероятное свидетельство религиозных реформ царя Хизкиягу - в одном из помещений шестикамерных внутрених ворот города, предположительно служившем святилищем, обнаружили унитаз - этакое символическое закрытие святилища. Также Гарфинкель вроде бы наткнулся на позднебронзовые ханаанейские ворота в северо-западной части холма (так что, ханаанейский город всё же не был беззащитен ?) а затем отрапортовал о ханаанейском храме. Михаил Фрейкман подсказывает, что нашлась городская стена раннего иудейского города 10 века до нашей эры. Среди мелких находок - остраконы с фрагментами ханаанейских надписей; один минус 12 века, а другой аж минус 15-го - вроде бы древнейший пример алфавитной надписи в наших краях.

К картинкам. "Есть ли вас план, мистер Фикс ?" (С)



(Lachish-Key to the Israelite Conquest of Canaan ? By David Ussishkin)

Реконструкция иудейского Лахиша:




Холм и в наши дни внушает; вид с северо-запада и северо-востока (2024):





Юго-западный угол холма. В этом месте седловина соединяет Тель Лахиш с более низким соседним холмом (на котором теперь располагается мошав), и разница высот меньше - 23 метра по сравнению с 39-42 в других углах; вероятно поэтому тут начинался подъём к городским воротам (слева). Строители городских укреплений, видимо, тоже уделяли данному участку особое внимание. Внешняя (опорная) стена включала здесь башню шириной порядка 7.5м и высотой 6, выступающую за стену на полтора метра. Здесь же сконцентрировали усилия ассирийцы. Перетаскав от 13 до 19 тысяч тонн грунта, они соорудили насыпь, достигавшую основания внешней стены и позволявшую подвести к последней тараны. Остатки насыпи видим справа (распознал их Ядин в начале 1970-х, и раскопки Усишкина подтвердили предположение). Похоже, что после взятия внешней стены насыпь надстроили ещё на несколько метров, чтобы атаковать внутреннюю. Защитники не сидели сложа руки, и противопоставили вражеской насыпи свою, поднимавшуюся выше городской стены. Среди следов штурма - железные и костяные наконечники стрел (только на этом участке 850 штук), камни для пращи и фрагменты доспехов; а также фрагмент металлической цепи и камни весом 100-200 кг с отверстиями и следами верёвок; предположительно эти штуковины применялись осаждёнными в попытке помешать работе осадных машин. С взятием города ассирийской армией также связывают найденное Старки на западном склоне массовое захоронение на полторы тысячи человек. Ассирийский лагерь пока найти не удалось, но по идее он должен был быть где-то в районе вершины "мошавного" холма.



Подъём к воротам:



Так художник представляет себе комплекс ворот 7-6 веков до нашей эры:



Внешняя городская стена и правая половина внешних ворот; возле них тоже нашли много наконечников стрел и несколько противотаранных камней. В конце 80-х / начале 90-х комплекс ворот был частично реконструирован, и хорошо заметная на фото чёрная линия отделяет новострой.



Левая половина внешних ворот. Насколько я понимаю, нижний квадрат относится к воротам, разрушенным ассирийцами в 701-м; а верхняя структура - часть менее массивных ворот минус 7-6 веков:



Поворот направо к внутренним воротам:





Склон холма к северу от ворот:



Слева перед внутренними воротами - реконструкция какого-то сооружения из необожжённых кирпичей:



Простые внутренние ворота минус 7-6 веков, по сути просто проход в стене; видим порог и стену в разрезе:







Вид на левую половину доассирийских шестикамерных ворот:



Одна из камер:



Реконструированная правая половина, вид изнутри города (2024); насколько я понимаю, ближайшая из камер и есть "святилище с унитазом":



Смотрю свысока на современный Лахиш:



Основные интересности сосредоточены в западной части холма:



Здесь, например, был дворец:





Но первым делом меня почему-то понесло на север и восток. Там (вскользь упомянутое выше) "святилище солнца":







Каменоломня:



Колодец:





Рядом раскопки Гарфинкеля; где-то к западу (?) от колодца должен быть "новый" ханаанейский храм.







Вроде бы когда-то арабские родители пугали детей байкой о том, что на том дереве живёт злой дух; поэтому с водой из колодца нужно возвращаться побыстрее:



Теперь возвращаюсь к дворцу:











Дворец с другой стороны:







Снова край холма и (как подсказал Михаил Фрейкман) насыпь для узкоколейки, обслуживавшей раскопки Старки:



По дороге обратно к воротам попадается ещё один участок раскопок; насколько я понимаю, здесь Усишкин нашёл ханаанейское общественное здание:





Ворота, вид с севера:



Опять же, "доассирийские" корешки и более скромные "довавилонские" вершки:



Юго-западный угол города; там металлические защитники отбиваются от поднимающихся по рампе металлических же ассирийцев:





Спустившись с холма, натыкаюсь на... библиотеку:





Бонус: раскопки Старки на фотографиях из коллекции Мэтсона:







Укрепления в северо-западной части города и насыпь для узкоколейки:




Узкоколейка в действии:




Гласис:




"Храм во рву":







Дворец:




"Святилище солнца":




Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land
Excavations and Restoration Work at Tel Lachish: 1985-1994; Third Preliminary Report By David Ussishkin
The Assyrian Attack on Lachish: The Evidence from the Southwest Corner of the Site By David Ussishkin
The murder of James Leslie Starkey: Addendum to the paper of Yosef Garfinkel By David Ussishkin
Why Lachish Matters By Philip J. King
Lukechandler.wordpress.com
Biblewalks.com

крепости, дворцы, фотоотчёты

Previous post Next post
Up