Мареша.

Dec 28, 2011 23:36



(Меня ещё года полтора назад упрекали - мол, про Бейт-Гуврин написал, а соседнюю Марешу от народа скрываю, прикрываясь голимыми отмазками - что мол во-первых я больше по крестоносцам специализируюсь; а во-вторых про Марешу и так все знают, поскольку главная фича национального парка Бейт Гуврин - Мареша это именно последняя. И вот дошла, наконец, очередь и до Мареши...)

Километрах в двух к югу от бейтгувринского замка высится (357 метров над уровнем моря) холм Тель Сандаханна, он же Тель Мареша. Сандаханна, как единогласно предполагают умные книги, есть искаженное "св. Анна" - так, вероятно, называлась византийская церковь, остатки которой можно обнаружить чуть восточнее. А Тель Мареша - потому что учёные мужи идентифицировали холм с соответствующим античным городом. Подозрительный топоним - что-то вроде Му-ух-ра-аш-ти - фигурирует в амарнских письмах; учёные мужи, впрочем, отмечают, что археологические находки на Тель Мареша все без исключения более поздние. Следующее упоминание даёт книга Иегошуа (15:44) в числе городов колна Иегуды; потом подключается паралипоменон, ака диврей а-ямим (2 11):

И жил Рехавам в Йерушалаиме; он обратил города в Йеудее в крепости; И обстроил ... Марэйшу... города укрепленные в Йеудее и в (земле) Бинйаминовой. И упрочил он эти крепости, и дал им начальников, и запасы продовольствия, и елея, и вина. И в каждом городе (были) щиты и копья; и укрепил их весьма основательно.

И ещё раз, почти там же (паралипоменон 2 14):

И было у Асы войско, вооруженное броней а копьем, из Йеуды триста тысяч, и из Бинйамина, вооруженных щитом и стрелявших из лука, двести восемьдесят тысяч; все это храбрые воины. И вышел на них Зэрах Куши с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц, и дошел до Марэйши. И выступил Аса против него, и приготовились к сражению в долине, просматриваемой до Марэйши. И воззвал Аса к Г-споду, Б-гу своему... И поразил Г-сподь кушитов пред лицем Асы и пред лицем Йеуды; и побежали кушиты. И преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Герара, и пали кушиты, и не осталось у них живых, так как они были поражены перед Господом и пред Его воинством. И набрали добычи великое множество. И поразили все города вокруг Герара, потому что напал на них страх Г-сподень; и разграбили все города, потому, что добычи было много в них. Также и пастушеские шатры поразили, и угнали много мелкого скота и верблюдов, и вернулись в Йерушалаим.

Вероятно, Мареша была одним из городов Иудеи, взятых в 701 году до н.э. армией ассирийского царя Синаххериба; подтверждение тому видят в книге Михея, оплакивающего, в числе прочих мест, и наш объект (1:15). После гибели иудейского царства в шестом веке до н.э., освободившееся место заняли идумеи, к которым поздее поселилась большая группа сидонян. Три века спустя египетские документы сообщают о Мареше как о центре торговли рабами. Иоанн Гиркан вернул город под иудейский контроль:

Затем Гиркан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумеян, позволил им оставаться в стране, но лишь с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по законам иудейским. Идумеяне действительно из любви к отчизне приняли обряд обрезания и построили вообще всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого самого времени они совершенно стали иудеями. (Иудейские древности 13:9)

В дальнейшем, судя по тому же Флавию, сперва Помпей возвратил Марешу "прежним обитателям" (-63); потом Габиний отстроил город, видимо толком не оправившийся после Гиркана (-57). Наконец, примерно в 40 году до н.э. Мареша пала жертвой борьбы за власть между Иродом и последним из хасмонеев, Антигоном - в город наведались парфянские союзники Антигона и разнесли его вдребезги. Есть мнение, что Ирод был местным уроженцем; именно потому, мол, объект и попал под раздачу... Так или иначе, на том всё и закончилось, и эстафета перешла к Бейт Гуврину. Пару веков спустя Евсевий пишет, что мол Мариса из книги Иегошуа, которая город в колене Иегуды, находится в двух милях от Элевтерополя (Бейт Гуврина) и сейчас разрушена.

Основываясь на тексте Евсевия, в 19 веке Эдвард Робинсон идентифицировал Марешу с вышеупомянутым Тель Сандаханна. Виктор Герен, правда, предлагал находившиеся на милю южнее руины Хирбат Мар'аш; но чуть позднее Петри доложил, что подходящих по датировке находок в Хирбат Мар'аш не видно. Потом Питерс и Тирш нашли в погребальной пещере греческую надпись про "главу сидонян в Марисе" (см. ниже), и вопрос был закрыт.

Первые раскопки провели в 1898-1900 Блисс и Макалистер. За ними последовали Тирш (1908), Ави-Йона (1977), Клонер (1980-е) и другие.

Верхний город располагался на Тель Сандаханна, имел площадь пример 6 акров и был окружён стеной. Холмокопатели обнаружили три культурных слоя, один железного века и два эллинистических.



(План эллинистической Мареши по Блиссу и Макалистеру)





Почти единственный видимый невооружённым глазом остаток "верхнего города" Мареши - северо-западная башня. Башня была построена в третьем веке до н.э. и обновлена сто лет спустя. По оценкам, высота составляла примерно 12 метров. Чуть ниже по склону находились предшествовавшие ей укрепления железного века.



Несколько лет спустя, видимо после новых раскопок:







Площадь нижнего города составляла порядка 80 акров, и проживали в нём, вероятно, более 10 тысяч человек. От надземной части нижнего города опять же осталось немного, с точки зрения туриста. Археологи, впрочем, рапортуют о городской стене (построенной в конце третьего или начале второго века до н.э.), магазинах, вероятном храме и целых 930 больших жилых домах (площадью от 150 до 400 квадратных метров), все - эллинистического периода. Причём едва ли не каждый уважающий себя домовладелец достраивал вглубь, добавляя подземные резервуары, склады, бани, маслодавильни, голубятни... - обычно три-четыре помещения, но иногда до десяти-одиннадцати; и корешкам повезло больше чем вершкам.



Так называемая "польская" пещера, к западу от холма. Польская она потому, что в 1943 в ней оставили свои автографы польские солдаты.







Пещеру выдолбили в 3-4 веке до нашей эры " по-колокольному", через эту дыру в потолке. Голуби там, кстати, правильно сидят...



...поскольку ниши в стенах предназначались именно для них. Птиц местные использовали "в ритуальных целях" или попросту ели, а помётом удобряли поля. Всего в городе нашли более 60-85 голубятен, в общей сложности на 50-60 тысяч мест.



Рядом - самая большая из местных голубятен. По арабски эта пещера отчего-то называется "ас-сук".







Голубятня имеет форму двойного креста и расчитана на две тысячи жильцов. В дальнейшем пещера, вероятно, использовалась как склад.





Боковые коридоры:





Лаз на переднем плане ведёт в ту же самую пещеру, только через узкий подземный ход:







Дальше маршрут ведёт на юг и восток, в обход холма.



Следующая остановка - подземная баня 2-3 веков до нашей эры (таких нашли более 20):







Примерно там же - маслодавильня того же периода. Маслодавилен в окрестностях Мареши обнаружено 22, и ещё одна за городской чертой; совместными усилиями местная промышленность могла выдавать на гора порядка 250-270 тонн масла в год, намного больше, чем требовалось местному населению.



Сперва маслины давили таким прессом:



Потом додавливали здесь:



Резервуар:





Вершина айсберга дома, тоже 2-3 веков до н.э.. Дом был двухэтажным, с внутренним двором размером 4.7 на 3.5 м. В одной из комнат нашли небольшой клад - 24 серебряных монет. Старшая из монет - сто двадцать какого-то года до нашей эры, "младшая" - 113. Поскольку примерно тогда Марешу захватил Гиркан, возможно именно он здание и разрушил. Все монеты ашкелонского производства, весом 14 грамм.



В лучшие времена типичный дом в Мареше мог выглядеть примерно так:



(The Economy of Hellenistic Maresha By Amos Kloner)

Прилагающееся к дому подземелье:







Резервуар для воды:



Здесь когда-то была каменоломня, а потом - кладовка:



И ещё какие-то помещения...







Просто пейзаж:




Руины той самой византийской церкви св. Анны:



Очередной подземный комплекс:








Здесь всё в одном флаконе - ванная...



Лестницы...







"Колокольные" залы...



Резервуары...





Голубятни...





И маслозавод:



Вокруг Мареши наличествуют три группы погребальных пещер эллинистического периода, к северу, юго западу и востоку; заодно Клонер мельком упоминает могилы предположительно персидского периода где-то в восточной части города.

Восточный некрополь находился на расстоянии метров 250 от холма. На первые три пещеры наткнулись ещё Кондер с Китченером; их последователи довели число известных пещер до 25; для посетителей открыты две. Пещера Аполлофана - самая большая (25 на 17 м) и богаче прочих украшенная. Одна из надписей упоминает "Аполлофана, сына Сесмайоса, на протяжении тридцати трёх лет главу сидонян в Марисе". Пещеру начали использовать в начале минус третьего века и продолжили при Селевкидах. Многие из похороненных были, вероятно, родственниками Аполлофана. Любопытно, что семитские имена отцов зачастую сочетаются с греческими именами сыновей; наглядное свидетельство эллинизации населения.







Над головой этого симпатичного Цербера - не то поэтическая переписка влюблённых, не то просто стихотворение.








Покорительница гробниц :).




Та же пещера в начале 20 века:



(Коллекция Мэтсона)

Вторую (17 на 16 м) часто называют "пещерой музыкантов".







Из-за этой картинки:



Надписи в пещере датируют вторым веком до нашей эры.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia Of The Holy Land By Avraham Negev
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Underground Metropolis: The Subterranean World of Maresha By Amos Kloner
The Economy of Hellenistic Maresha By Amos Kloner (from Hellenistic economies)
Maresha in the Reign of Ptolemy II Philadelphus By Amos Kloner (from Ptolemy II Philadelphus and his world)
Maresha Dig Background
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 By Charles Clermont-Ganneau
The survey of western Palestine (volume 3) By C.R. Conder et al
Отчёт ЖЖ-юзера ryjenkaya
Отчёт ЖЖ-юзера losew
Отчёт ЖЖ-юзера nyurka
Отчёт ЖЖ-юзера carmelist
Отчёт ЖЖ-юзера father-ingwar
ФРЕСКИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. СИДОНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА 1, 2, 3 (C) levakov

некрополи и кладбища, фотоотчёты, фрески

Previous post Next post
Up