Согласно Евангелию от Луки,
глава 24, вскоре после казни Иисуса двое его последователей направлялись из Иерусалима в Эммаус, и встретили по дороге воскресшего учителя:
В первый же день недели... двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
...
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим...
В
латинском переводе Иеронима Эммаус по какой-то причине значится крепостью:
et ecce duo ex illis ibant ipsa die in castellum quod erat in spatio stadiorum sexaginta ab Hierusalem nomine Emmaus
Дискуссии касательно идентификации евангельского Эммауса не утихли до сих пор. Здесь будет уместным отослать читателя к
yozhik_-у,
посвятившему основательный пост ведущим кандидатам, их плюсам и минусам. Для нас же сейчас важно то, что по крайней мере
со времён Евсевия и Иеронима христианская традиция отождествляла Эммаус с византийским
Никополем, на полдороги между Иерусалимом и Яффой (теперь - к северо-востоку от пересечения шоссе номер один и номер три, напротив
Латруна):
Еммаус (Έμμαούς), откуда был Клеопа, упоминаемый в Евангелии от Луки; это есть ныне Никополь, известный город Палестины.
Крестоносцев, однако, Никополь не устроил. Так, в какой-то момент между 1120 и 1165 Белард из Асколи пишет, что "кастеллум Эммаус" находится неподалёку от Эйн Керема, то есть гораздо восточнее; и добавляет, что на месте явления есть церковь. В 1170-е
Теодерих располагает объект примерно в тех же краях, что и Белард:
Эта гора теперь называется
Бельмон. С ней соседствует кастеллум Эммаус, ныне именуемый Фонтеноид, где Господь явился двоим его последователям в день его воскресения. (
Theoderici libellus de locis sanctis)
Что же смутило франков ? Основным минусом Никополя является "неправильное" расстояние от Иерусалима - почти втрое больше заявленных 60 стадий (или 11 километров). Следует заметить, что
существуют немногочисленные манускрипты - например,
Синайский кодекс - в которых значатся намного более подходящие 160 стадий. На основании этих данных можно построить две противоположные гипотезы. Возможно, оригинальные 160 стадий показались какому-нибудь занудному переписчику неправдоподобными -
похоже, что Клеопа и его спутник вернулись в Иерусалим в тот же день, а это километров 60 по горам - и он стёр лишнюю единицу. Или наоборот, занудный переписчик обратил внимание на несоответствие между 60 стадиями и реальным расстоянием до известного ему Эммауса-Никополя, и единицу добавил...
Так или иначе, крестоносцы наверняка держали в руках доминирующий вариант текста, с 60 стадиями. И надо полагать, они приступили к поискам альтернативного Эммауса с правильными координатами; а заодно с предписанным традицией источником (знай они, что Эммаус почти наверняка происходит от ивритского Хамат - искали бы горячий источник, а так, видимо, любой), с римскими древностями, и если с крепостью - так и вовсе замечательно. Ну а кто ищет, тот всегда найдёт. Отмерив 60 стадий по дороге, идущей из Иерусалима на запад через
Баб эль-Вад, гипотетические франкские эммаусоведы попали в место, называемое Карьет аль-Энаб; бегло осмотрев местность, они наверняка заметили арабский каравансарай, возможно напоминавший крепость. С каравансараем соседствовали римские развалины, а среди развалин бил источник. Ну и куда смотрел этот Евсевий, переглянулись эммаусоведы; и приступили к строительству церкви, упомянутой Белардом...
Mы, разумеется, не можем читать мысли покойных крестоносцев. Однако судя по вышеприведённым свидетельствам Беларда и Теодериха, к середине 12-го века существовала католическая традиция, располагавшая новозаветный Эммаус неподалёку от Эйн Керема и Цовы/Бельмона (при этом восточные христиане оставались верны Никополю). Карьет аль-Энаб, с хорошо сохранившейся церковью 12-го века и другими перечисленными фичами, представляется подходящим кандидатом в "новые католические Эммаусы". После падения Иерусалима объект утратил популярность; спустя какое-то время католики нашли себе следующего кандидата - деревню Кубейбе, тоже в 60 стадиях от Иерусалима, но по другой дороге, проходившей севернее. Об этом месте также подробно
писал yozhik_. Карьет аль-Энаб же к 16 веку стали идентифицировать с
Анатот, родиной пророка Иеремии.
По крайней мере с 1160-х объект принадлежал ордену госпитальеров. Он, очевидно, был потерян крестоносцами в 1187 и снова находился в руках франков между 1229 и 1244. Вполне возможно, что fontaine d'Esmals, где в июне 1192 Ричард застал врасплох мусульман и преследовал их почти до Иерусалима - тоже тут. В конце 14 века в Карьет аль-Энаб обосновались францисканцы. Если верить Бонифацию из Рагузы (1577), в конце 15 века францисканцев вырезали местные бандиты. Прингл, впрочем, Бонифацию не верит; но какова бы ни была причина исчезновения францисканцев, следующие несколько сот лет объект стоял заброшенным, и местные жители использовали его то как склад, то как конюшню.
(Эммаус в представлении
Дуччо ди Буонинсенья, 13-14 в, via
wiki; вполне себе крепость)
(
Голландский художник 16 века, via
wiki)
В середине 19 века в Палестину зачастили европейские учёные и просто путешественники, и некоторые из них обратили внимание не наш объект.
Иоганн Непомук Зепп (бывший в наших краях в 1845) не только оставил описание церкви, но и посетовал на времена и нравы:
Какая из христианских сил сочтёт нужным привести путём переговоров к тому, что это бесхозное здание, для возвращения которого к служению Господу требуется только небольшой ремонт, будет отдано ей в подарок султаном ? Или быть может духовные интересы потеряли всякое значение в наши материалистические времена, и политическая акробатика и проблема баланса сил в Европе не позволяют подумать о колыбели христианства ? (Jerusalem und das Heilige Land, 1863, via Горен)
Желание Зеппа осуществилось через десять лет после выхода его работы, усилиями
Шарлья-Жана-Мельхиора де Вогюэ, французского археолога и дипломата. Де Вогюэ тоже посещал наш объект (1853-4); в 1873, будучи послом в Стамбуле, он уговорил турок передать церковь Франции - как компенсацию за
церковь св. Георгия в Лоде, несправедливо (?) отданную грекам. Впрочем, на практике до начала 20 века мало что изманилось; французы намеревались передать церковь непременно на попечение какого-нибудь французского ордена, и подходящих кандидатов, как видно, не находилось. Только в 1901 объект приняли
бургундские бенедиктинцы, и в 1903-7 церковь понемногу привели в порядок: укрепили стены, залепили трещины и так далее. Де Вогюэ продолжал интересоваться судьбой объекта и в частности наставлял:
Вам следует остерегаться архитекторов и вандализма, который они творят под вывеской "восстановления". По моему мнению, их задача укреплять и консервировать, не добавляя и не разрушая. Старая поверхность камня должна сохраниться... без каких-либо новых рисунков... Снаружи следует только укрепить раствором арки и усилить стены, не более того. (via Горен)
В 1911 82-летний де Вогюэ посетил церковь и остался доволен проделанной работой.
Между тем, в окружающей церковь деревне и окружающей деревню османской Палестине происходили всяческие события, и в событиях этих заметную роль играл клан Абу Гош. По легенде, основатеем клана был некий черкес, под знамёнами султана Селима изгонявший из Палестины мамлюков. При Сулеймане Великолепном клану была вверена почётная миссия охранять дорогу Рамла - Иерусалим от бандитов; и с тех пор плату с прохожих да проезжих взимали не безымянные работники ножа и топора, а полномочные представители семьи. В какой-то момент, продолжает легенда, враги Абу Гошей попытались их истребить и почти преуспели; лишь одной женщине с сыном по имени Мухаммед удалось бежать в Карьет аль-Энаб; в память об этой истории деревня получила своё нынешнее имя Абу Гош. Абу Гоши развили особую активность в начале 19 века. Клан принадлежал к "фракции" яман, и регулярно схлёстывался с противниками-кайсами, к примеру - семьёй Самхан и
с шейхом аль-Лахамом из Бейт Итаба. В 1846 османские власти выслали шейха Мустафу Абу Гоша на Кипр:
...the authorities mounted a ruthless operation against Abu Ghosh in 1846, destroying ... the power of this family in the Jerusalem mountains... Ali ibn Omar and Mustafa Abu Ghosh were publicly humiliated when they were paraded through a gathered crowds in Jaffa, after being brought from Jerusalem, on their way to a ship to be exiled outside of Palestine. (Паппе)
Однако через несколько лет (1851 ? 1853 ?) шейху разрешили вернуться, и всё вернулось на круги своя. Только в 1860-е, при султане
Абдул-Азизе, властям удалось более-менее утихомирить местных шейхов. Виктор Герен, общавшийся с шейхом в 1863, пишет следующее:
Он живёт в большой усадьбе под названием аль-Бурдж {башня}, построенной на скале. За последние несколько лет его власть сократилась, но он всё ещё правит несколькими деревнями. Он, как и его отцы, собирал раньше дань с караванов и паломников. Но сейчас дороги спокойны, и с тех пор как он был освобождён из тюрьмы, он принимает путешествующих по его владениям с уважением, контрастирующим с прежним вымогательством. (via Шарон)
Как известно, в 1948 жители деревни Абу Гош сохранили сносные отношения с евреями (вот те раз...
оказывается, по крайней мере один даже вступил в Лехи), и в итоге сабж оказался единственной уцелевшей арабской деревней в так называемом "иерусалимском корридоре". Теперь там
готовят рекордные порции хумуса и
стерегут в песах израильское квасное. Некоторые жители вспоминают порой о своём предполагаемом черкесском происхождении; а в последнее время появилась загадочная версия о чеченских корнях, посему
местный совет решил назвать улицу именем Ахмада Кадырова. Чечня не осталась в долгу и помогла с финансированием строительства
мечети, второй по величине в Израиле.
Церковь и каравансарай:
(The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K By Denys Pringle)
Каравансарай девятого века представлял собой почти квадратное здание, 33 метра (север-юг) на 29, с внутренним двором (13 на 20 м) в центре. Франки, видимо, использовали его в каком-то качестве. Объект был восстановлен в конце четырнадцатого века и снова числится в руинах в конце шестнадцатого (опять же Бонифаций из Рагузы).
Церковь, как мы знаем из Беларда, существовала к 1165 году. На основании архитектурного сходства с иерусалимской
церковью св. Марии немцев, принято датировать её примерно 1140-м. Размеры церкви - 27.5 на 21 м.
Вексилляция десятого легиона:
Вход в крипту (ранее бывшую римским резервуаром):
Метка каменотёса:
Крипта:
На колонне видны остатки росписи:
Источник в центре крипты:
Интерьер церкви:
Фрески выполнены в византийском стиле, вероятно в период сближения крестоносцев и Византии, около 1170:
Мария, Иисус и Иоанн Креститель:
Авраам, Ицхак и Яаков:
Успение Богородицы:
Распятие. В правой верхней части фрески, над головой фигуры в жёлтом, можно разглядеть надпись "синагога". Никакой загадки здесь нет - пара женщин, символизирующих торжествующую церковь и униженную синагогу -
довольно распространённый элемент оформления церквей. Тьеде усматривает именно в этой фреске более спокойное чем обычно отношение к нехристям - и синагога, мол, оборачивается к кресту, и ангел не гонит оную синагогу прочь пинками да подзатыльниками, а просто руки на плечи положил...
Чего не хватает в оформлении церкви, если конечно она и в самом деле посвящена явлению Христа - так это изображения упомянутого явления...
Рисунок Жана Зуаллара, 1587; подпись "Св. Иеремия" из-за идентификации с Анатот:
(
wiki)
А. Гонсалес, 1666 (видимо, Voyage en Egypte d'Antoine Gonzales 1665-1666):
Фотографии церкви до восстановления, с сайта
Abbaye-abugosh.info:
Внутри:
Крипта:
И после (1941),
Matson Collection:
Внутри:
Древняя еврейская могила где-то рядом:
Виды деревни, из тех же источников:
Картинка из
Picturesque Palestine:
Рядом с бенедиктинским монастырём расположено мусульманское кладбище, а на кладбище - мавзолей уже упомянутого Мустафы Абу Гоша, украшенный табличкой с таким текстом:
May the cloud of mercy water you, O noble Mustafa, from Allah our endlessly benevolent Lord. As you provided the thirsty ones seeking the fountain with beverage of clean water, like flowing honey. Greeted thy face, handsome (by God's) approval, fragrance, fresh with nobility and love. O, everyone who answers the call of God forthwith, its date is with Allah in everlasting Garden. The year 1280 {1863-4}
Из статьи за 1921-2:
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Near and Middle East, Part 1 By Moshe SharonThe Emmaus Mystery: Discovering Evidence for the Risen Christ By Carsten Peter Thiede, Matthew D'AnconaThe churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: a corpus, Volume 1 By Denys PringleArchaeology of the military orders By Adrian J. Boas
p 75,
p 213Frankish Rural Settlement in the Latin Kingdom of Jerusalem By Ronnie EllenblumJerusalem and its environs: quarters, neighborhoods, villages, 1800-1948 By Ruth Kark, Michal Oren-Nordheimחיים גורן - המוסדות הנןצריים באבו גוש בעת החדשה The Ark, the Shroud, and Mary: The Untold Truths About the Relics of the Bible By Philip GardinerThe Rise and Fall of the Husainis By Ilan PappeLater Biblical Researches in Palestine and in the Adjacent Regions a Journal of Travels in the Year 1852 by Edward RobinsonArchaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 by Charles Clermont-Ganneau Отчёт ЖЖ юзера
ramires10 Отчёт ЖЖ юзера
sharel