Бейт Итаб.

Nov 23, 2009 23:24




Жил да был в наших краях в двенадцатом веке некий рыцарь фламандского происхождения по имени Иоанн (или Жан - кому как больше нравится) Готман. Был он не из первых людей королевства, но видно и не из последних. Во всяком случае, Гуго, лорд Кейсарии, не побрезговал жениться на дочери нашего героя, Изабелле. После смерти Гуго Изабелла вышла замуж за Балдуина д'Ибелина, лорда Рамлы.

В 1147 Готман принял участие в кампании против неверных из Дамаска; кампанию пришлось сворачивать, и возникли опасения что отступать придётся весьма поспешно, а посему королю Балдуину не помешает скакун порезвее. Самый резвый оказался как раз у Готмана. Десять лет спустя (1157) дела пошли ещё хуже, в том числе для Иоанна, на этот раз попавшего в плен. Чтобы раздобыть деньги на выкуп, семье пришлось продавать недвижимость. Благодаря чужому невезению историки разжились документом от 1161 со списком из пяти деревень, уступленных "досам" из церкви Гроба Господня за 1400 безантов; первой в списке значится Bethaatap, по словам Элленблюма - "несомненно арабская деревня Бейт Итаб, в 15 км к западу от Иерусалима". А поскольку в деревне нашлось здание, подходящее на роль франкской усадьбы, Элленблюму представляется "весьма вероятным", что здесь-то Готман и жил до 1157 года.

Иначе интерпретирует те же исходные данные Мерон Бенвеништи, не упускающий случая упрекнуть израильских археологов за евроцентризм: "Связь с крестоносцами сфабрикована, место упоминается лишь однажды, в 1161, как маленькая деревня населённая местными жителями (т.е. не крестоносцами). Нигде оно не фигурирует как крепость или ферма крестоносцев." Наличие в деревне строения, по мнению других исследователей подозрительно напоминающего франкскую усадьбу, автор не комментирует.

Элленблюм не описывает дальнейшую судьбу Готмана, упоминая только, что тот был ещё жив в 1164. Кое-какую дополнительную информацию предоставляет Барбер, когда описывает передачу Заиорданья Филиппу Наблусскому в том же 1161:
Кроме того, Филиппу доставались права и ренты Жана Готмана. К нему переходили сеньориальные доходы и другие сборы, но сам Жан оставался вассалом короля.
...
Как отмечает Йошуа Правер, Жан Готман, который до этого времени владел землями близ Иордана, за которые принес оммаж королю, впредь был обязан служить Филиппу Наблусскому, оставаясь при этом вассалом короля. Иными словами, король настаивал на прямых связях с арьер-вассалом в Трансиордании. Это условие можно объяснить давними связями Жана Готмана с королем, но его также можно рассматривать и как средство ограничения независимости потенциально опасного вассала короля.
(Малколм Барбер - Карьера Филиппа Наблусского в Иерусалимском королевстве)

Прошло много-много лет, крестоносцев сменили мамлюки, а затем турки. В отсутствие европейских колонизаторов местные шейхи могли бы заскучать. К счастью, ещё в стародавние времена мудрые предки придумали делиться на враждующие "фракции" с последущим мордобитием. Среди арабов популярными фракциями были "кайс" и "яман"; разборки между ними отмечены например в Сирии 7-го века, в Египте 14-го, в Ливане 18-го... Не остались в стороне и наши палестины. Когда дошла до наших краёв эта напасть, я пока не понял; по Шарону выходит, что она имела место, с перерывами на Наполеона (стало быть с конца 18 века, если не раньше), Ибрагима-пашу и досадные помехи чинимые османскими властями, до 1860-х, когда властям удалось наконец утихомирить шейхов.

Согласно Пьеротти (с которым соглашаются наши современники Бенвеништи и Шарон), Шейх Отман аль-Лахам из Бейт-Итаба принадлежал к "кайсам", его сосед из Субы, Мустафа Абу-Гош, к "яманам". По источникам Пьеротти, Абу-Гош мог выставить 8-12 тысяч бойцов; аль-Лахам поменьше: 6-9. Вполне вероятно что источники слегка загнули, но всё равно впечатляет. Однако британский консул Джеймс Финн, описывающий разборку между упомянутыми шейхами (имевшую место в январе-феврале 1855) записывает обоих в "яманы"; в таком случае та "зимняя война", вероятно, не имела отношения к вражде "кайсов" и "яманов".

Так или иначе, в январе аль-Лахам совершил набег на деревню Бейт-Натиф; в феврале шейх Бейт-Натифа Мохаммед Аталла и его "старший союзник" Абу-Гош собрали отряд и захватили Бейт-Итаб; Финн оценил задействованные силы победителей человек в 800. Закончилось перемирием. Посвящённая этим событиям глава в книге Финна начинается фразой о предшествовавшем "относительно спокойном двенадцатимесячном периоде", а ближе к концу повествует о том, что некоторые союзники Абу-Гоша и аль-Лахама продолжили мордобитие за пределами охваченной соглашением территории.

В октябре 1948 деревня была занята бригадой Арэль в ходе операции а-hар, и повидимому вскоре разрушена.

В 2002 окружающая территория была объявлена национальным парком.

На этом от исторической части можно перейти к собственно объекту. По Принглу, первая очередь усадьбы представляла собой двухэтажное здание, 29 на 13.3 м, с входом в южной стене. Слева от входа, внутри стены, находилась лестница на второй этаж. Позднее усадьбу достроили до более-менее прямоугольного (59 м север-юг, от 40 до 47.5 м запад-восток) комплекса с внутренним двором. Первоначальное двуэтажное здание теперь "работало" частью северной стены. Вход во двор, вероятно, был в южной части усадьбы.



(M Pease BSAJ Survey 1989, стащено из Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle)

Восток:




Юго-восток. Судя по наличию на фотографии джипа, при большом желании до развалин можно доехать. Но безджипные мы шли пешком, по тропинке с красной разметкой от стоянки на 3866-й дороге, где-то между мошавами Нес-Арим и Бар-Гиора.




Юго-запад:




Северо-запад. Здесь, как и во многих других местах, кладка явно османская:




[update] Но рядом валяется в траве несколько интересных камешков, похоже более ранних. Этот, говорит levakov, из дверного проёма:




А этот - с рамкой. Причём на торце. Может, бывший угловой ? У Элленблюма значатся угловые камни с рамками в Бейт Итаб; использование таких камней исключительно по углам автор считает признаком франкской работы.



[/update]

Северная часть здания. Вышеупомянутая "первая очередь" разрушена практически до основания:







[update] levakov рассказал, что крестоносцы подмешивали в раствор древесный уголь. И тут же обнаружил кусочек:




Во дворе около северной стены, главным образом усилиями anno_nin, тоже нашлись интересные камни, вот такие:






[/update]

Под аркой видны остатки ещё одной арки и упора для дверной оси:







[update] А сверху - видимо обещанная некоторыми авторами бойница (slit machicolation):



[/update]

Лестница на второй этаж:







Подвальчик в северо-восточном углу здания:







Южная галерея, по совместительству - смотровая площадка:






(1978, архив ККЛ)







[update] Эта арка, по словам levakov, похожа на работу крестоносцев, "улучшенную" современными реставраторами. Посему ещё пара снимков её же:






[/update]

К востоку от усадьбы, неподалёку от источника Эйн Ход, должен быть вход в подземный ход, ведущий в сторону усадьбы, но так никуда в итоге не приводящий. Увы, нам ход обнаружить не удалось.

[update]Ход был обнаружен со второй попытки[/update].

Фотографии: в picasa web albums.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Settlment and Society Formation in Crusader Palestine By Ronnie Ellenblum (from The archaeology of society in the Holy Land By Thomas Levy)
Secular buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Three stages in the Evolution of Rural Settlement in the Kingdom of Jerusalem During the Twelfth Century By Adrian J. Boas (from In laudem hierosolymitani)
The Oxford Illustrated History of the Crusades By Jonathan Riley-Smith
Sacred landscape: the buried history of the Holy Land since 1948 By Mêrôn Benveniśtî: p 86, p301
Israel Antiquities Authority, Conservation Department - Horvat Beit ‘Itab
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea A journal of travels in the year 1838 (Volume II) By Edward Robinson
Stirring Times By James Finn
The Survey of Western Palestine p 22, p 137
Пара страниц из Пьеротти (Customs and Traditions of Palestine) на форуме Фреш
Corpus inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) By Moshe Sharon
The Islamic world in ascendancy: from the Arab conquests to the siege of Vienna By Martin Sicker
The Levant: a fractured mosaic By William W. Harris
The Middle East in the Middle Ages: the early Mamluk Sultanate 1250-1382 By Robert Irwin
Murder, mayhem, pillage and plunder: the history of Lebanon in the 18th and 19th Centuries By Mikhāʼīl Mishāqah, Wheeler McIntosh Thackston
Отчёт ЖЖ-юзера igors70
Отчёт ЖЖ-юзера riky-le
Отчёт ЖЖ-юзера hachik

Crossposted to tourism_israel.

усадьбы, фотоотчёты

Previous post Next post
Up