Цова.

Oct 13, 2010 20:57



Служил когда-то царю Давиду Игаль бен Натан из Цовы, и за примерную службу попал в ТАНАХ (Шмуэль 2 23:36). Туда же угодили "цари Цовы" из Шмуэль 1 14:47:
"И утвердил Шаул свое царствование над Исраэйлем, и воевал со всеми окрестными врагами своими: с Моавом, и с Аммонитянами, и с Эдомом, и с царями Цовы, и с Пелиштимлянами, и везде, против кого он ни обращался, он их побеждал.". Впрочем, не все учёные мужи согласны, что эту библейскую Цову следует идентифицировать с холмом чуть к востоку от одноимённого кибуца. Иногда к делу подшивают Иегошуа 15:59 из Септуагинты, где значится не то Сорес, не то Эобес; и Себоим из еврейских источников конца римского периода.

Так или иначе, через две тысячи лет после Шауля с Давидом и через тысячу после римлян на холм поднялись крестоносцы, огляделись, соорудили усадьбу и назвали её Бельмон (Belmont), то есть "красивая гора". Прингл предполагает, что усадьба была построена в первой половине двенадцатого века и поначалу принадлежала какому нибудь рыцарю, вассалу короля. В середине века окрестные земли перешли в собственность госпитальеров; в 1157-м в документе фигурирует некий брат Вильгельм из Бельмона, вероятно местный кастелян, а позже и другие кастеляны. Надо полагать, именно госпитальеры обнесли усадьбу сложной формы двойной стеной без башен. По всей видимости, получившийся замок служил центром владений госпитальеров к западу от Иерусалима, включавших например Абу Гош и Аква Белла. Теодерих в 1169-м упоминает Бельмон как название "этих горных районов", но про замок как таковой молчит. После катастрофы 4 июля 1187-го относительно простая фортификация вряд ли могла всерьёз сопротивляться Саладину; согласно Абу Шаме и Имад ад-Дину, мусульмане заняли её уже в августе. Впрочем, один христианский источник (которому Прингл не верит) сообщает, что Балиан Ибелин сдал Бельмон и ещё несколько мест в начале октября, в качестве части выкупа за иерусалимских христиан. Далее Itinerarium Regis Ricardi и Амбруаз включают объект в список крепостей, разрушенных сарацинами в 1191-м, во время третьего крестового похода, во избежание повторного использования противником.

В начале 13-го века Якут упоминает деревню Суба под Иерусалимом. В османском налоговом документе 1596-го года здесь числятся 60 мусульманских и 7 христианских семей; большую часть дохода давали виноградный сироп, пшеница и ячмень. В 19-м веке деревня была центром владений семьи Абу Гош, контролировавшей обширные территории к западу от Иерусалима; у Абу Гошей был заклятый враг из деревни Бейт Итаб, и с этим врагом случались порой нешуточные разборки. Суба также отметилась в восстании против Ибрагима-паши, и последний в отместку разрушившил то, что оставил Саладин. Честер МакКоун в 1920-м обнаружил в деревне мечеть и два святилища (одно из которых, на склоне, было посвящено сорока мученикам), и ещё два за околицей. На 1945-й население составляло 620 человек, все мусульмане. В 1948-м расположившиеся в деревне иррегуляры успешно противостояли атакам Хаганы 15-19 апреля; АОИ взяла сабж только 13-14 июля, в ходе операции Дани. В октябре того же года группа пальмахников основала рядом кибуц Мисгав Пальмах, вскоре переименованный в Цова.

Со средних веков и до середины 19-го некоторые европейские визитёры считали Субу хасмонейским Модиином; поэтому возможно, что на этом рисунке Корнелиса де Брюйна (начало 1680-х) именно она.



(wiki)

Аэрофотоснимок деревни Суба, 1947:



(wiki)

1948:



(wiki)



(wiki)



(wiki)

Тель Цова с воздуха в 2024-м; виды с востока (на заднем плане кибуц Цова), юго-востока и запада:







Вершина холма; внизу примерно восток:



В 1986-89 британцы Прингл и Харпер провели на холме четыре сезона раскопок и обнаружили следующие периоды: железный век II (8-6 века до нашей эры), поздний элленистический (2-1 века до н.э.), ранний римский (рубеж 1-2 веков уже н.э.), византийский (5-7 века), ранний исламский, потом крестоносцы, айюбиды, мамлюки, османы и британский мандат. Ниже - составленный ими план замка. В центре усадьба - прямоугольное здание с внутренним двором, 33 на 39-41 м. Вокруг двойная многоугольная стена, примерно 100 метров (запад-восток) на 115 (север-юг).



(из In laudem hierosolymitani)

Теперь придётся немного поработать ногами. Хорошо заметная на аэрофотоснимках снимках тропинка быстро приводит к арабскому дому на южном склоне:



Задней стеной дома служит гласис госпитальерского замка:



Дальше по часовой стрелке; там фрагмент крепостной стены:



С водостоком:



На одном из камней стены - вероятная метка каменотёса - фича, характерная для построек крестоносцев:



Ещё дальше:





Здесь тоже метки каменотёсов:





Внутренний двор усадьбы, он же деревенская площадь, примерно с северо-запада на юго-восток и в обратном направлении. Где-то под домами к северу от неё нашли византийскую белую мозаику, украшенную красными и чёрными цветочками; но невооружённому лопатой глазу она, видимо, недоступна. В северо-восточном углу должен быть не попавший в кадр винный пресс.





Резервуар:





Франскская пилястра:



И другие средневековые камешки:





В юго-восточном углу двора на "камне с полями" в одном из верхних рядов изображена лошадка:



Разбитое корыто:



Дом к северо-востоку от площади, по некоторым данным принадлежавший местному мухтару:







К востоку от площади - возможная мечеть; однако ориентирована она явно не на юг, а на запад:





Франкский дверной проём:





Там опять же метки каменотёсов:







Теперь обратно на тропу и дальше по часовой стрелке:



Гласис в восточной части замка:





К югу от холма раньше находилось деревенское кладбище.



Могилы не сохранились, но остался несколькосотлетний дуб. Сто лет назад, по описанию МакКоуна, дуб был окружён стеной с михрабом; сооружение считалось святилищем шейха Ибрагима. Михаил Чернин подсказывает, что по деревенской традиции здесь был похоронен суфий Ибрагим ибн Адхам. Согласно жизнеописаниям, ибн Адхам родился в семье правителя города Балх в далёком Хорасане; сам стал правителем; но потом ушёл в отставку и в аскеты, добрался до наших краёв, принимал участие в боях с византийцами, и вроде погиб в очередном походе.



И до кучи - родник Эйн Цова, дальше к юго-востоку:







Фотографии: в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Belmont Castle - The Excavation of a Crusader Stronghold in the Kingdom of Jerusalem By Richard Harper, Denys Pringle
Archaeology of the military orders By Adrian J. Boas
Crusader archaeology: the material culture of the Latin East By Adrian J. Boas
Three Stages in the Evolution of Rural Settlement in the Kingdom of Jerusalem during the Twelfth Century By Adrian Boas (from In laudem hierosolymitani)
Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine (Vol 1: Judée, pt. 1) By Victor Guérin
The survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al p 18,p 157
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 (1896) By Charles Clermont-Ganneau
Palestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le Strange
L'estoire de la guerre sainte; histoire en vers de la troisième croisade
Отчёт ЖЖ-юзера ramires10
Отчёт ЖЖ-юзера lyolik-il

Crossposted to tourism_israel.

крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up