Фестиваль Абу-Гош, человеческий фактор.

May 27, 2014 09:28



Я не понимаю, почему современные антропологи ездят в самые глухие уголки земли, нет бы к нам приехать:) У нас такие люди встречаются неожиданные:) Наверно наша небанальная страна таких еще больше привлекает. И есть места, вокруг которых концентрация интересных людей очень возрастает - вот на пример, Фестиваль Абу-Гош, о котором я рассказывала тут.
И так, под катом: арабы-мусульмане члены Эцеля и Лехи; католический монах, имеющий серый аксельбант ЦАХАЛа; евреи, приверженцы мессианского иудаизма и финны-евангелисты, а так же об израильских чеченцах и о новой мечети имени Кадырова.





Начнем с самОй арабской мусульманской деревни Абу-Гош. Деревня находится всего в 10 километрах от Иерусалиам. Считается что Абу-Гош находится на месте танахического Кирьят-Яарим, куда был возвращён Ковчег Завета, после его освобождения от филистимлян. Десятый римский легион возвел над источником большую крепость, а затем на том же месте крестоносцы основали монастырь, многие годы служивший и церковью, и военным штабом. В крипте этой церкви, находящейся в центре деревни, также проходит часть концертов Фестиваля Абу-Гош.
До 1831 года близость к Иерусалиму давала жителям деревни заработок на взимании денег с путников за проезд в Иерусалим. В 1831 году Ибрагим-паша захватил Эрец-Исраэль и запретил эти поборы.
Жители Абу-Гош еще до образования государства Израиль сильно отличались от своих арабских соседей.
В 1912 году семья из Абу-Гош в открытую продала тысячи дунамов Артуру Руппину, который представлял сионистское движение. В 1920 году на ней был основан кибуц Кирьят-Анавим.
Есть разные версии, которые пытаются прагматично объяснить такое хорошее отношение к евреям в Абу-Гош. Одна из них говорит о том, что клан Абу-Гош вёл борьбу за лидерство с другими иерусалимскими кланами, такими как Хусейни. Этот конфликт определил будущие решения клана:
"Абу-Гоши были самой влиятельной семьей во времена Османской Империи. Лидерство Хусейни в ущерб интересам Абу-Гошей было навязано уже под британским мандатом. Исер Джабер, ответственный за вопросы образования в Абу-Гоше."
И раз клан Хусейни поддерживал Британский мандат, то клан Абу-Гош сотрудничал с евреями. В 1920-х годах клан Хусейни выступил против массовой алии. Абу-Гош предложил совершенно обратное и заявил о возможности мирного сосуществования арабов и евреев в Палестине. В частности, шейх Саид Абу-Гош раскритиковал представленное Хусейни в Верховном арабском комитете постановление о запрете еврейской иммиграции.
В 1920-1930-х годах клан Абу-Гош продал несколько десятков гектаров земли еврейским халуцим, которые создали там свои кибуцы. В ответ лидеры клана Абу-Гош были убиты членами других кланов.
После возникновения по соседству Кирьят-Анавим и Маале hа-Хамиша (1938), отношения между жителями Абу-Гош и евреями были доброжелательны. Во время антибританских и антисионистских арабских мятежей 1936-1939 годов обитатели Абу-Гоша помогали защитить соседние еврейские поселения.
Еще до Войны за независимость жители деревни вступали в боевые организации Хамас и Фатах ЭЦЕЛЬ, ЛЕХИ или в Хагану. Для тех, кто не знает, первые две организации правого напрвления, а третья - левого.
Хорошие отношения между арабами Абу-Гоша и евреями оставались такими и во время Войны за Независимость. Это была единственная арабская деревня в арйоне Иерусалима, которая не только держала нейтралитет, но и помогала евреям.



Почетная грамота Лехи Юсефу Абу-Гош, воину участвовавшему в боях за Иерусалим.

Здание британской полиции во время Войны за Независимость служило базой Пальмаха. Мухтар Абу-Гоша во время Войны за Независимость помогал евреям, был посредником между командованием различными частями еврейских вооруженных формирований - ЛЕХИ, ЭЦЕЛЬ и Хаганы, которые встречались при необходимости в его доме. (по материалам ejwiki.org)
Еще одна версия хорошего отношения к евреям: жители Абу-Гош увидели что евреи будут способствовать развитию сельского хозяйства в этих места и оказались правы. Ведь и Османская империя, и сменивший ее Британский мандат относились к этой земле как глухой забытой провинции.
Кроме того, жители деревни считают, что ведут свое происхождение с Кавказа, что они потомки ингушей и чеченцев (по разным версиям и других народов Кавказа). Это не подтверждается академическими источниками, но дает жителям новые возможности, о которых ниже...
Есть версия, что название деревни и фамилия Абу-Гош происходит от названия Ингушетия, ингуш.

В деревне Абу-Гош живет семья по фамилии Абу-Гош...



На лестнице дома Табета Абу-Гош бойницы - следы Войны за независимость. Но не только это реальные следы истории в этом доме.



Вот этот набор израильских документов не удивит не израильтян, а вот меня просто убил на повал:) Все это я увидела в мусульманском арабском доме, где живут Табет и Ноэль Абу-Гош.



Это Табет Абу-Гош, сын Юсефа Абу-Гоша, члена Лехи, который помог Геуле Коэн бежать из тюрьмы. Его грамоту я показывала выше.
Дядя Табета, легендарный мухтар деревни Хадж Муса Абу-Гош, брат Юсефа, чем мог помогал евреям до образования государства. В последние годы Британского мандата не хватало горючего. Англичане дали деревне много горючего с условием не давать евреям. Хадж Муса, чтобы не нарушать обещание, данное англичанам, позвал евреев из Кирьят-Анавим, дал им ключ от склада и сказал, чтобы они пришли ночью "красть" горючее для своих нужд.

Этот самый Хадж Муса Абу-Гош в начале девяностых зажигал Факел братства народов во время празднования Дня независимости Израиля.

Самое грустное в истории это семьи, что во время Войны за Независимость деревню Абу-Гош захватил Пальмах, особые отряды Хаганы, семья Абу-Гош бежала и их имущество было отобрано... А семья эта была очень богатой... И когда им разрешили вернуться, то вернулась только часть семьи.
В общем, они пострадали из-за еврейских войн...



Ноэль Абу-Гош, супруга Табета.



Молодая Геула Коэн и Юсеф Абу-Гош, фотография из книги Геулы Коэн "Нет у меня сил быть усталой: из записной книжки - личной и политической" (2008).



Книга Геулы Коэн "Нет у меня сил быть усталой: из записной книжки - личной и политической" (2008). Эта книга бережно хранится в семье Табета. Я перевела кусочек их книги.

"Я не спрашивала у Юсефа Абу-Гош почему он присоеденился к Лехи, может быть потому что слышала и знаю многое об этой деревне, находящейся на перекрестке дорог к Иерусалиму, и считающейся самой дружественной к евреям деревней из всех арабских деревень Эрец Исраэль. Я знала также, что жители Абу-Гош продавали оружие ЛЕХИ, ЭЦЕЛю и Хагане и отказывались участвовать в кровавых еврейских погромах, которые устраивали арабы (...) Не случайно члены ЛЕХИ попросили Юсефа и его друга Авада Абу-Гош, из той же деревни и тоже большого друга евреев, помочь моему побегу. Они отвлекли англичан и были задержаны (...) В это время я убегала с Русского подворья одетая как арабка с закрытым лицом. Уже после моего побега англичане связали мой побег с этими двумя арабами, сурово их допросили и отправили в тюрьму в Акко... С тех пор, как Юсеф скончался каждое мое посещение деревни Абу-Гош, которая стала частью моей жизни, посвящается встрече с Табетом, сыном Юсефа. Он уже член моей семьи. Каждый мой приезд в Абу-Гош я ощущаю острое желание посетить могилу Юсефа и от имени моего неблагодарного народа, который умеет любить ненавидящих нас и ненавидеть любящих, просить у него прощения."



На книге есть дарственная надпись Геулы.



Награда Юсефу от Министерства обороны как воину-защитнику страны.



Табет показывает экскурсантам семейный архив.



Моше Шарет на свадьбе Табета и Ноэль Абу-Гош.



В настоящее время Табет держит самый старый ресторан в Абу-Гош, מפגש קרוון (мифгаш караван - встреча каравана). Ресторан существует с 1950 года. Основал ресторан дядя Табета, легендарный мухтар деревни Хадж Муса Абу-Гош на месте транзитной станции. Название отражает место:) Благодаря своему расположению и качественной еде ресторан привлекал много местных жителей и туристов. В 1958 году Хадж Муса увеличил размер ресторана по просьбе Министерства туризма.



Традиционные арабские блюда этого ресторана с удовольствием едят гости фестиваля.

Поющий монах.



Когда вы подходите к дверям Бенедиктинского монастыря в Абу-Гош, на которых есть QR-код, вы сразу понимаете, что время все-таки проникло за эти толстые стены:)



Внутри монастыря красиво и ухоженно.





За монастырской стеной видна старая мечеть.



Знакомтесь, брат Оливье, монах-бенедиктинец. О нем в сети довольно много информации на русском, в отличии от Юсефа Абу-Гош и его сына Табета. Наверно потому, что брат Оливье больше общается с народом, видя в этом какую-то духовную миссию. При этом он общается с самыми разными людьми: и с солдатами Армии Обороны Израиля, и с туристами, и с паломниками из других христианских конфессий, да и просто со всеми, кто договорится о встрече... И наверно, просто своим отношением к жизни и к Израилю, своей открытостью он несет какой-то удивительный заряд, который ощущается практически сразу.

Его светские родители-французы никак не думали, что сын станет монахом в Израиле... Интересно, что об Израиле он стал мечтать посмотрев фильм "Эксодус", который в разговоре с нами назвал китчем... Но что-то этот фильм заронил в его душу и в 1977 году, уже будучи монахом, он перебрался в Израиль, ровно через 30 лет, в тот самый день, когда в 1947 году настоящий корабль "Эксодус" покинул берега Франции.
К брату Оливье приходит очень много солдат, с которыми он с удовольствием общается. В 1992-м году брату Оливье от командования АОИ вручили серый аксельбант, который носят офицеры и сержанты по воспитательной работе. Не знаю, о чем конкретно он рассказывает солдатам, а нам он рассказал как пел вместе с израильскими полицейскими на большом торжестве в полиции.



Брат Оливье принимал нас внутри монастыря, в крипте. В этом помещении проходят музыкальные концерты. А сам брат Оливье выступает на фестивале.

Нам брат Оливье тоже спел. Это песня Эйтана Масури "Бог дал вам подарок".
Песня о том, что Б-г дал нам в подарок жизнь...
Запись сделал nakaryak

image Click to view



Текст песни на иврите можно почитать тут

В 2005-м году брат Оливье получил израильское гражданство без отказа от французского, это было сделано в качестве исключения, для не еврея. Очень важно понимать, что брат Оливье не занимается миссионерством, а является большим другом и патриотом Израиля.

Кстати о мечетях...

Мечеть не имеет прямого отношения к фестивалю, а только косвенное. Все жители деревни Абу-Гош - мусульмане. Христиан нет.



Недавно в Абу-Гош построили новую мечеть, в турецком стиле. Она не похожа на остальные израильские. Я не то чтобы специалист по мечетям, но это то, что нам рассказывали:) Самое запоминающееся - это надпись над входом, которую легко прочитает каждый, знающий русский язык:



Местные жители сумели убедить руководство Чечни, что они - чеченцы... Правда ли это так, или нет, но мечеть им Чечня помогла построить:)



Внутри все новенькое, позолоченное с иголочки.
Отношение к туристам довольно либеральное: хоть и выдали дамам специальные накидки на голову, но не выгнали за наше весьма шумное и нахальное поведение. Дамы от нового прикида так разволновались, что вместо мечети друг друга фотографировали:)



Вот мой портрет в мечети кисти irenase:) Свободная женщина Востока:)

Финские домики в Иудейских горах.

Если чуть-чуть отъехать от деревни Абу-Гош, то можно попасть в мошав Яд Ашмона. Он, в отличии от мечети, имеет к фестивалю прямое отношение, здесь есть небольшая гостиница, в которой можно поселиться на время фестиваля. Многие любители музыки так и делают.
Яд Ашмона был основан в 1971 году финскими евангелистами, позже к ним присоединились евреи, приверженцы мессианского иудаизма. Основателями мошава были финны-добровольцы, приехавшие помогать возвращающимся в Сион. Название мошава, которое переводится как "Памяти восьмерых" в честь восьми евреев, выданных гитлеровцам Финляндией во время Второй Мировой войны.
В мошаве есть очень красивый танахический сад. Он построен совместно с Управлением древностей и исследователем Йошуа (Йешу) Дреи, который занимается восстановлением синагоги на Голанах, о которой я писала.



Гостиничные номера - деревянные домики, полностью привезенные из Финляндии.

Несколько фотографий сада:

















В саду воспроизведены некоторые приспособления времен ТАНАХа:



Это маслодавильня.



Винодельня



Тут изображен процесс давления винограда.



Тут и сам виноград растет.



И гроздья виноградные уже есть:)



Гранаты цветут... Цветы граната поближе посмотреть тут

Так чисто - просто не по-израильски, а по-фински, но...



Увидев это мы сразу поняли, что люди тут живут:)

На всякий случай, чтобы вы не забыли, что все это ради фестиваля, Интервью с Ханной Цур - художественным руководителем вокального фестиваля в Абу-Гош

Подробная программа на русском, она тут

Сайт фестиваля тут

Инфа:
http://www.agfestival.co.il/he/about_us/96
http://ejwiki.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%83-%D0%93%D0%BE%D1%88_%28%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F_%D0%B2_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B5%29#cite_note-.D0.90.D1.80.D0.B1.D0.B0.D1.82-.D0.98.D0.B7.D1.80.D0.B0.D0.B8.D0.BB.D1.8C-4
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%93_%D7%94%D7%A9%D7%9E%D7%95%D7%A0%D7%94

фестиваль, Иерусалим, люди, Израиль, статья, экскурсии

Previous post Next post
Up