Удивительная синагога с видом на Кинерет.

May 02, 2013 16:29



Одна из древних (полторы тысячи лет) израильских синагог находится на юге Голанских высот, в месте, которое называется Ум эль-Канатир. Попадая в это место и видя этот фантастический вид, открывающийся от подножья синагоги, понимаешь людей, выбравших это место для жизни.
Эта синагога одна из самых важных и красивых, из найденных на территории Израиля. Ее фрагменты найдены практически полностью и ее воссоздают по новейшим технологиям.





Вот оно, озеро Кинерет за распадком.

Удивительно, как древние места привлекают к себе самых разных интересных людей. Вокруг находки, раскопок и восстановления этой синагоги собралась неожиданная и интереснейшая компания. Я уже как-то рассказывала о самой древней синагоге Португалии, а теперь вот еще более древняя синагога на Голанских высотах. Синагога в Ум эль-Канатир привлекла внимание и сэра Лоуренса Олифанта в 19веке, и министра туризма Рехавам Зеэви (Ганди) в 21 веке... К ним присоединился Йошуа (Йешу) Дреи, который придумал как синагогу воссоздать.

Были попытки раскопок этого места в 1905 и 1928 годах. В последующие годы это место только упоминалось в специальных археологических документах. Настоящие раскопки начались только в 21 веке.
"Встреча" Рехавам Зеэви (Ганди) с развалинами синагоги Ум эль-Канатир случилась неожиданно. Будучи министром туризма, Ганди посетил раскопки, которые вел археолог д-р Хаим Бен-Дор около поселения Канаф на Голанских высотах. Он был очень впечатлен раскопками, Бен Дор сказал, что совсем недалеко от этой синагоги, есть развалины синагоги еще большего размера и еще более роскошной.
Пока Ганди думал и пытался понять о чем идет речь, археолог вынул книгу написанную сэром Лоуренсом Олифантом, и зачитал фрагмент, где описываются руины синагоги Ум эль-Канатир. И тут выяснилось, что Ганди сам перевел эту книгу на иврит. Ганди обещал посетить развалины и через несколько месяцев действительно приехал. Он осмотрел развалины и сказал, что он выделит бюджет для раскопок и восстановления. Через неделю он погиб от рук террористов. Оказалось, что проект в Ум эль-Канатир был последним, который он подписал. На дворе стоял 2001 год.
Так как у этого места не сохранилось названия на иврите, то было решено назвать его в честь Рехавам Зеэви (Ганди) Арки Рехавама (קשתות רחבעם).

Это удивительное место сохранилось благодаря отсутствию дороги к нему на протяжении многих лет. И именно благодаря этому оно не разделило судьбу других археологических объектов, камни которых были унесены местными жителями и использованы для разнообразных целей.

Сэр Лоренс Олифант, дипломат и английский писатель,вновь открыл это место случайно. Он искал возможные пути для прокладки железной дороги Хайфа-Дамаск. Хотя уже были подробные планы прокладки дороги, но, как вы сами видите, рельеф тут сложный и паровозы нуждались в большом количестве воды, чтобы карабкаться по этим крутым склонам. Цель была найти родники. И он нашел родник, который по-арабски называется Ум эль-Канатир.



В переводе с арабского это значит "Мать арок". Оно в честь древних арок вокруг источника. Было найдено 3 арки.



Если вы посмотрите на фотографию 2003 года на щите около раскопок, то увидите то с чего археологи начинали. Развалины изменились за последние 120 лет, с той минуты, как их увидел сэр Лоренс. Тогда это была большая территория "50 шагов на 35 шагов, и внутри нее хаотические груды мусора"..." среди камней возвышались "6 колонн высотой 10-12 шагов". Олифант сумел определить, что это развалины синагоги.
В 2003 году начались раскопки и воссоздание синагоги.



Так раскопки выглядели в 2010 году. Фото также со щита у синагоги.



Так главный зал синагоги выглядит сейчас.



Издали раскопки выглядят так. Это единственные раскопки, которые я видела, где используется специальный кран, ездящий по рельсам. Это единственные раскопки, где применяется новейшая технология восстановления придуманная группой археологов под руководством Йошуа (Йешу) Дреи.

Синагога полностью построена из базальта. Это местный камень черного цвета, который имеется в этих краях в неограниченном количестве. Здание было разрушено во время землетрясения Синагога, да и все еврейское поселение вокруг было полностью разрушено во время землетрясения в 749 году. Тогда же были разрушены города Бейт Шеан и Сусита. Это землетрясение положило конец еврейскому присутствию на Голанах в древности. В они не были заселены течение нескольких веков. Это привело к утере практически всех древних еврейских имен и названий этих мест времен Второго Храма и периода Мишны и Талмуда



С самого начала раскопок было ясно, что удаленность и сложная доступность места, которая сохранила фрагменты синагоги в практически полной сохранности (сохранилось 80% от изначального строения), она же и мешает раскопкам и подъезду к синагоге каким бы-то ни было образом. Даже по современной дороге невозможно поехать на грузовике или подвезти кран. Кроме того, тяжелая техника может повредить раскопкам.



Так выглядит специальный кран, работающий на раскопках.



Совершенно удивительный синагогальный ковчег (арон кодеш ארון קודש) был обнаружен в этой синагоге. И размер и оформление его говорило само за себя. Практически нигде в древних синагогах такое не сохранилось, т.к. было принято изготовлять их из дерева. Дерево практически не сохраняется... А этот каменный, огромный, на помосте... Прекрасно сохранились все его части и были вновь собраны археологами.
До восстановления этого ковчега никто не знал как вообще выглядели эти ковчеги в древние времена. Только отдельные изображения на мозаиках в Бейт-Альфа или в Хамат Тверия демонстрировали изображения огромные и роскошные. И было непонятно, это ковчег для хранения свитков или же вход в синагогу. Ступеньки никто не мог объяснить. И ковчег этой синагоги объяснил как же были устроены древние ковчег.



Этот ковчег напоминает красиво украшенный вход в дом, который внутри дома.
95% фрагментов сохранилось и нет никаких вопросов о том, как же это выглядело. Именно так мы видим сейчас.



Колонны ковчега. Обратите внимание на резьбу по камню. Вся синагога построена из базальта, а это очень тяжелый в обработке камень. Тут мы видим изображение винограда. Говорит о том, что в этих местах он выращивался.



Колонны с другой стороны.



Фрагмент оформления покрупнее - хорошо видна менора.



Синагога представляла собой двухэтажное здание 18 метров в длину и 12,5 метров в ширину.



Одно из окон синагоги.



Скамьи для молящихся.



Поднятые колонны и вход в синагогу.



Вход в синагогу.



Прорези для древних запоров в каменной дверной коробке.



Вход в синагогу с улицы.



Колонна у входа - обратите внимание на капитель.

И тут уместно вспомнить синагогу в Кфар Нахум, о которой я как-то рассказывала. Они практически ровесницы, а какая разница в оформлении... Вот что значит строить на относительно ровном месте и в горах...

Удивительный человек этот Йошуа (Йешу) Дреи, который стоит во главе воссоздания синагоги. Он не имеет археологического образования, изначально выучился на дизайнера и работал таковым. Но по разным причинам увлекся археологией и восстановлением древних приспособлений, открытых во время археологических раскопок. Сам он считает, что именно отсутствие специального образования дает ему возможность представлять как могли быть устроены древние масло давилки, винодельни, виноградные прессы, древние мельницы, приспособления для перекачивания воды и тому подобное.
Знаменита история его "противостояния" группе исследователей. Тема противостояния: воссоздание пресса для изготовления вина времен Византийской империи.
Винодельня "Кармель Мизрахи" (ныне "Кармель") согласилась поддержать эксперимент, чтобы увидеть, чья теория верна. Группа исследователей и Дреи получили одинаковое количество винограда и должны были превратить его в вино, которое можно пить. Лаборатория контроля винодельни следила за продвижением эксперимента.
В результате группа исследователей получила 50 литров вина, которое нельзя было пить.
Виноградный пресс, воссозданый Дреи, дал 1500 литров вина, пригодного для питья. Но университетских исследователей это не удовлетворило, пока во время раскопок около Петах-Тиквы не был открыт целый виноградный пресс, полностью соответствующий теории Дреи. На сайте Йошуа (Йешу) Дреи можно увидеть фотографии воссозданных им приспособлений и почитать о них рассказ (иврит\англ.)



Вы видите номера на камнях? Это видимые признаки использования при
восстановлении совершенно новых технологий.
Сформировалась группа энтузиастов (Йошуа (Йешу) Дреи, д-р Хаим Бен-Дор и Илана Гонен), хотевшая провести раскопки и восстановить эту синагогу. Сразу стало ясно, что работы тут будут стоить огромных денег. Необычное место требует необычное решение! И Дреи посчитал, что стоимость грузовиков и разнообразных кранов, которые надо использовать даже для первичного подъема дороже, чем специальное решение и установка постоянного крана.

В фильме (иврит) c 4:52 фрагмент про эту синагогу и показано как переносятся камни с помощью крана.

image Click to view



Все камни прошли цифровое сканирование. Оно помогает сохранить картину того положения, в котором камни были найдены и дает возможность представить как нужно восстанавливать здание.
В каждый камень вставляется чип. Этот чип для камня является индивидуальным и помимо документализации внутри самих раскопок, он предохраняет камень от расхищения, которое характерно для открытых археологических раскопок.



Эти камни еще ждут своего часа.



И эти тоже.

Долгое время, уже после начала раскопок, не было четких доказательств, что вокруг синагоги находилось еврейское поселение. Деревня находилась на этом месте с 4 по 6 век нашей эры, во времена Мишны и Талмуда. Она располагалась на территории 20 дунамов. Условно это место называлось "дом родника" и было неизвестно откуда попадает сюда вода и для чего она использовалась в обнаруженных тут бассейнах. Дреи дал объяснение и сумел доказать, что эти бассейны являются производством по отбеливанию льняных тканей. Это объясняло как зарабатывали окрестные жители на жизнь и на что они смогли построить такую большую и красиво отделанную синагогу. Для деревни в 200-300 жителей такая синагога неожиданная роскошь. При раскопках этой деревни раскопана была только одна маслобойка для производства оливкового масла. И это отличает эту деревню от окружающих, где при раскопках которых были найдены 7-8 маслобоек.
В древности основная часть одежды производилась из необработанного льна, была она грубая, некрасивая, коричнево-желтого цвета. Отбеленный же лен был очень дорогим и доступным только для имеющих деньги.
Видимо, эта деревня была известна своим отбеливанием льна, что оправдывало привоз сюда льна издалека для обработки. В архиве (гениза גניזה), найденном под синагогальным ковчегом, есть описания перевозки и отбеливания льна.







Прямо на камнях бассейна растет папоротник адиантум - венерин волос.



Над арками растет огромное дерево - инжир и плоды его лежат повсюду, и в бассейне тоже.

По словам Дреи, большая часть археологических раскопок, проводимых в Израиле, очень страдает от последующего расхищения, так как нет возможности охранять их.
В данном случае решили применить иной подход: имеется удивительная возможность восстановить эту синагогу в практически первоначальном виде и превратить ее в действующую, самую древнюю действующую синагогу в мире. Будут приходить люди молиться и древнее место оживет и сохранится.

Видео на иврите о синагоге.

image Click to view



Инфа:
http://www.yeshanews.com/?id=32337&c=israel
http://www.golan.org.il/273/43.htm
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%94%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA_%D7%94%D7%A2%D7%AA%D7%99%D7%A7_%D7%91%D7%90%D7%95%D7%9D_%D7%90%D7%9C-%D7%A7%D7%A0%D7%90%D7%98%D7%A8
http://parnis.co.il/articles/north/um-el-kanatir

синагога, Израиль, еврейское, статья, экскурсии

Previous post Next post
Up