Мир ещё на ногах, но трагический сценарий развития событий приближается вплотную.
Продолжение крутого поворота. 22
(Здесь и далее рассказ и все диалоги приводятся со слов Дмитрия).
- Надежда Николаевна часто вспоминает Будкера. Твоя, Юрий, фраза «С учителем ей повезло», может спрягаться в зависимости от того, кто её произносит. Вот ты, - Дмитрий
(
Read more... )
Comments 62
3. Абсолютно адекватной.
Reply
Если под своей страной Вы подразумеваете Россию, то возникает вопрос, может ли она в настоящее время рассматриваться как целостное государственное образование. Я полагаю, что реагировать адекватно в ситуации "здесь и теперь" - это ценное качество. В отношении будущего возможны только контурные рамки поведения. Детально его спланировать невозможно, потому что детали в контексте никогда не воспроизводятся. Каждая новая ситуация имеет отличия в важных деталях. А ваше "почти научился" - это просто еще недостаточный опыт. Этому можно научиться без "почти".
Что касается Вашего ответа на второй вопрос, то если речь идет о том, что Вы считаете абсолютно адекватной позицию Карины, то многие находили ее пожелания адекватными. Мне был более важен вопрос, не удивляет ли Вас, что родители, которые так ценили присутствие Дмитрия в доме, согласились с ее позицией.
Ф.Березин
Reply
Спасибо, за диалог.
Reply
Глубокоуважаемый Николай!
К сожалению, Вы правы. У родителей нет выбора. Трудно только самому сказать: "Я отпускаю твой велосипед, езжай сам".
Ф.Березин
Reply
Прежде всего, по-моему, Вами найдена очень удачная форма организации комментирования - задать прямые вопросы. Возьму на вооружение :)
Попробую ответить.
1. У меня не было одного учителя (я, правда, и не могу считать себя исследователем в какой-либо четко очерченной области). Учусь у многих, разному, всю жизнь - в том числе, несомненно, у Вас, из Ваших жж-публикаций. Это учение для меня необходимо.
2. Я считаю предвосхищение сложных ситуаций возможным и необходимым. Да, это может вызывать тревогу, но обессиливающую тревогу по моему опыту можно превратить в собранность (может быть, годится термин "алертность"?), если продумать мыслимые возможности развития событий и свои и свои линии действий - генерализованно, принимая как неизбежность и необходимость экспромтов.
3. Я понимаю Карину. Женщине хочется быть единственной хозяйкой в доме. Жизнь со свекровью или невесткой не дает такой возможности даже при прекрасных отношениях.
Reply
Reply
Однако рискну поправить свой ответ и задать уточняющий вопрос. Возможно, то эмоциональное возбуждение, которое у меня связывается с предвосхищением трудной ситуации, не является тревогой. Но мой опыт таков: я лучше справляюсь с трудной ситуацией, пройдя через некоторый кризис и справившись с ним, нежели, оставшись вполне спокоен и невозмутим. В последнем случае расслабляюсь и прихожу к трудности неготовым. Нет ли здесь индивидуальных различий?
Reply
Индивидуальные различия есть всегда. Личность уникальна. Эмоциональное напряжение существует уже в самой древней ситуации выбора "борьба-бегство". Тревога может предшествовать бегству, но она не способствует выбору борьбы. А формированию преодолевающего поведения эмоциональное напряжение всегда предшествует, поскольку преодолевающее поведение - это поведение, позволяющее преодолеть не только неблагоприятные средовые факторы, но и собственно стресс.
Ф.Березин
Reply
1. Роль учителя переоценить, на мой взгляд, невозможно.
Часто учителями оказываются не те, кто работает учителем. Часто это бывает коллега (более опытный) и порой он может даже не догадываться, какой след оставил в жизни.
2. Предвосхищение - да, я считаю необходимо. Но в ситуации с Дмитрием предвосхищения я не вижу - вижу только ожидание с замиранием сердца.
Скорее вырабатывать линию поведения станет Карина.
3. В ситуации с проживанием Дмитрия меня удивляет, что они восприняли как нормальное положение вещей то, что Дмитрий остался с ними.
Вообще этот брак удивителен - как будто в царстве Снежной Королевы.
Reply
Человек, который, не занимая лидирующего положения в группе, оказывается учителем, обычно достаточно умен, чтобы понять свою роль.
Что касается предвосхищения в ситуации Дмитрия, то он был человеком теории и не мог просто ожидать с замиранием сердца. Он продумывал возможные варианты ситуации и просчитывал, как они отразятся на его работе. Более того, во многих случаях он получал информацию о грядущих событиях. Его беда была в том, что когда он обдумывал предвосхищаемую ситуацию, он не видел возможности продолжения своей работы в новых условиях и старался понять, что он сможет сделать, лишившись лаборатории, команды и финансирования. Мне очень понятна эта ситуация, я через нее прошел. Но у меня еще со времен войны, которую я встретил в возрасте 12 лет, был опыт преодолевающего поведения. У Дмитрия такой школы не было.
А Карина станет вырабатывать линию поведения для себя. Ее слова о том, что она сделала на Дмитрия ставку, и на тот момент эта ставка была правильной, дают ясное представление о том, что она не будет ( ... )
Reply
Вы пишете, что у Вас еще со времен войны был опыт преодолевающего поведения. Можно ли поподробнее узнать об этом опыте?
Reply
Reply
Reply
Глубокоуважаемый Илья!
Ваш ответ я расшифровываю так: учитель полезен, но можно обойтись и без него. О том, как сказывается уход поколения учителей, пока еще никто не написал мне ни слова.
Ваше отношение к предвосхищению практически обычно бывает целесообразно.
Разговор Карины с его матерью действительно задел Дмитрия. Но реакция эта не успела зайти далеко, потому что в тот же вечер Карина показала ему еще одну его комнату, вполне оборудованную для работы.
Ваш развернутый ответ заставляет меня считать, что постановка прямых вопросов, дающая возможность комментирования, может оказаться полезной.
Ф.Березин
Reply
А постановка прямых вопросов, по-моему, и впрямь может оказаться полезной: не все решаются угадывать, какой именно их комментарий будет интересен, а какой - некстати, и в результате воздерживаются от комментирования; отвечать же на вопросы можно с большей уверенностью.
Reply
Если о поколении учителей Вы знаете со слов людей, которым доверяете, эти люди работают в разных областях, то я могу это принять как достоверные сведения.
К постановке прямых вопросов я пришел потому, что некоторые из моих читателей полагали, что какие-то их комментарии могут быть некстати. Основной психотерапевтический принцип - это "ничто не отвергается, все принимается". Никакой комментарий для меня не может быть некстати. Но если с прямыми вопросами легче, я буду продолжать эту практику.
Ф.Березин
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment