Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава CI. Мезенская одиссея: от Лешуконского до Кимжи

May 29, 2018 18:38

Как и днём раньше, я позволил себе немного "маленьких радостей жизни", проснувшись по будильнику не в шесть часов утра, а в половине седьмого. В гостевом доме "Горница", где мы ночевали, завтрак начинается с восьми часов утра, как и в "Пинежской слободе" в Карпогорах. И Саша по карпогорской схеме предпочёл поспать до завтрака, а я - прокатиться по утреннему Лешуконскому.

Взял рюкзак с фотоаппаратом, вышёл к Ховеру. Термометра под рукой не было, но прогноз показывал 25 градусов мороза. Тем не менее, двигатель запустился легче, чем прошлым утром в Карпогорах (хотя там было 22 градуса). И дым из-под капота на этот раз не шёл после запуска. Хотя я и не газовал долго, держа нажатой педаль сцепления и давая механизмам прогреться.



Доехал до церкви Николая Чудотворца. Она была построена на рубеже XIX и XX веков на средства Филиппа Ляпушкина, сына Фёдора Ляпушкина, торгующего крестьянина. Род Ляпушкиных - видимо, довольно известный на Лешуконской земле. Зажиточная семья Фёдора Ляпушкина в XIX веке вообще много занималась благотворительностью. Что интересно, после революции первым председателем местной коммуны стал тоже Ляпушкин (который, по слухам, своих зажиточных родственников-купцов не очень любил: мол, зазнались). А церковь эта в 30-е годы была закрыта, потом частично разрушена. В прошлом десятилетии её снова открыли, но пока не реставрировали. Какое есть здание церкви, в таком и служат.



Рядом с церковью находится памятник жертвам интервенции. Для нас, жителей Центральной России, иностранная интервенция 1918-1921 годов - лишь страничка в учебнике истории. А предки живущих на Севере сталкивались с ней непосредственно. Хотя, как видно на фото, дорога к памятнику не расчищена - и, судя по всему, за ним не особенно ухаживают.



Я читал, что кто-то из упомянутого уже рода Ляпушкиных тоже воевал с интервентами, был взят ими в плен, откуда успешно бежал. Вообще Ляпушкины и в Великую Отечественную воевали, много кто из их рода погиб тогда. Памятник погибшим в Великую Отечественную войну в Лешуконском тоже есть, но я не стал его фотографировать.

В целом у меня сложилось впечатление, что в Лешуконском каких-то особенных достопримечательностей нет. На первый взгляд, нет такого места в селе, о котором можно сказать: вот, мол, всем едущим в Лешуконское - зайти туда-то, посмотреть на то-то. Но с другой стороны, вот едешь по Лешуконскому - и на обычной улице у обычного дома видишь такой симпатичный резной забор.



Или такой.



Да и географическое положение Лешуконского на высоких берегах Вашки и Мезени - само по себе достопримечательность. Я специально этим морозным утром, чтобы ещё раз на это посмотреть, поехал на другой берег Вашки по вчерашней ледовой переправе.



Так выглядит дорога, по которой мы подъехали к ледовой переправе на Лешуконское днём раньше. Высота снежных брустверов - почти по крышу Ховера.



Сделал несколько фото утреннего Лешуконского с другого берега Вашки.



И даже с ледовой переправы.



Вообще-то на переправе остановка запрещена, и установлено ограничение скорости 20 км/ч. Но это рассчитано на автомобили массой, близкой к предельной грузоподъёмности переправы: если толщина льда для транспорта данной массы - критическая, то ехать следует со скоростью 10-20 км/ч и строго без остановок. Грузоподъёмность этой переправы была 15 тонн, а масса Ховера около двух тонн. Хотя во время войны на "дороге жизни" по льду Ладоги встречалось явление: толстый лёд, отлично выдерживавший грузовики, проламывался под легковыми машинами. Вроде там что-то с резонансом было связано - так что, наверно, всё-таки не стоит превышать скорость на ледовых переправах уж слишком сильно.



Я вернулся в гостевой дом. Время приближалось к восьми утра - часу завтрака. Саша уже проснулся, мы с ним в верхней одежде вышли в коридор: думали, что идти завтракать придётся в соседнюю дверь в том же здании. Однако появилась вчерашняя администратор (та, которая пришла второй) и сама принесла нам поднос с завтраком. На завтрак каждому полагалась яичница, бутерброд с колбасой и вроде бы растворимый кофе (не помню точно). Просто, но сытно и калорийно - что и нужно путешествующим по этим северным местам.

Позавтракав, распрощались с гостевым домом, погрузили вещи в Ховер и продолжили наше путешествие. Подумав вечером и ночью, я решил всё-таки заправиться до полного бака 92-ым бензином на местной АЗС. Туда мы и заехали, но с утра была большая очередь. Плюнули, развернулись с дрифтом, поехали по карте на ледовую переправу, ведущую напрямую на Смоленец.



Однако там нас ждал сюрприз: это была первая во всей Архангельской области ледовая переправа, нанесённая на OSM-карты, но не существующая на местности. Там был только пешеходный переход по льду, по накатанному снегоходному следу.



Пришлось подняться обратно в Лешуконское в крутую гору, снова проехать мимо заправки, очередь на которой совсем не уменьшилась, и пересечь Мезень-реку по другой ледовой переправе. Таким образом, мы сделали крюк, но всё-таки попали в Смоленец: http://gpsloglabs.com/share/f1274c96975b910b1ae2a310bf98f599a20d0e93/



В Смоленце мы посмотрели на церковь Георгия Победоносца. Она, как и церковь в Лешуконском, архитектурным шедевром не является, на вид - обычное деревянное здание. Фотографировать не стали. Меня к моменту приезда в Смоленец обеспокоил неприятно-сладковатый запах в салоне. Я сразу подумал, что происходит утечка антифриза. Открыл моторный отсек, посмотрел - антифриза чуть меньше отметки максимума. С другой стороны, его у меня с момента последней замены всегда было чуть больше максимума. Никакой видимой течи я не разглядел. Захлопнул капот, и мы продолжили путь.

Выехали из Смоленца и направились дальше на север, в сторону Мезени, по дороге, обозначенной на OSM-картах как 11К-462. Интересные были ощущения: мы ехали уже пятый день, уехали далеко на Север, забрались за 65-ую параллель в высокие широты - но по-прежнему продолжали наш путь в северном направлении по заснеженной дороге посреди заснеженного леса. Впрочем, дорога была отличная - широкая, почищенная, ровная (абсолютно лишённая эффекта "стиральной доски", которую задняя подвеска нашего лифтованного Ховера очень плохо переваривает). Скорость наша временами доходила до 90 км/ч.



Доехали до Целегоры (а это уже Мезенский район, не Лешуконский), свернули налево. Где-то я читал, что из Целегоры открываются необыкновенно красивые виды на противоположный берег Мезени. Так оно и оказалось.



Наверно, летом здесь ещё красивее.



Сладковатый запах из салона никуда не уходил. Я снова осмотрел моторный отсек. Течи не увидел, уровень антифриза не менялся. Всё равно было неспокойно. В дальнем путешествии чувство беспокойства за свой автомобиль особенно обостряется: только и надеешься, что машина не подведёт, довезёт до конца маршрута. Ничего не оставалось, кроме как продолжить путь. Мы доехали до Погорельца и остановились прямо посреди деревни. К нам сразу подошли местные собачки - но, видимо, быстро поняли, что еды не дадут, и ушли.



Посмотрели на церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь в Погорельце (как и в Лешуконском, и в Смоленце) построена на рубеже XIX и XX веков. Строилась на деньги петербургского купца Барашкова, в 30-е годы была закрыта, здание использовалось под мирские нужды, а в 90-е годы открылась и теперь ремонтируется - тоже стандартная история храма в здешних краях. Рядом с церковью стоит ветряная мельница.



Выехали из Погорельца и продолжили путь на север, вниз по Мезени. Встречные и попутные автомобили попадались редко, почему-то в основном это были УАЗы. Ближе к повороту на Кимжу мы нагнали синюю "буханку" с надписью "Почта России". Если подумать, почтовым автомобилям тут приходится нелегко: район огромный, малонаселённый, дороги в межесезонье неважные... Мы доехали до перекрёстка. Прямо шла главная дорога на Мезень, налево - главная дорога на Кимжу, Пинегу и далее на Архангельск. А мы подъехали по второстепенной из Лешуконского. Свернули налево. Сразу открылся шикарный вид.



Сфотографировали и поехали дальше. Перед тем как поехать дальше на север в Мезень, нам предстояло погулять по Кимже.

Следующая глава
Предыдущая глава

Русский Север, travels, Поморье, Мезенская одиссея, black_turbo_hover

Previous post Next post
Up