Мало кто из путешественников выбирает столь необычное направление - поездку в суровые пинежско-мезенские края. Но из тех, кто всё-таки сюда едет - думаю, многие читали эти строчки.
"Когда-то в детстве знал я одного человека странной, темной тогда для меня судьбы. Был он сух, костист и как-то пронзительно, часто до неприятности даже, остер, стремителен. Черные глаза его во хмелю горели фанатическим огнем человека, потрясаемого дивными воспоминаниями. И ничего не помню из его слов, помню только, что не давал он никому слова молвить, кричал, стучал маленьким костистым кулачком и открыто презирал всех. А презирал потому, что прошел и проехал когда-то от Пинеги до Мезени.
- От Пинеги до Мезени! - говорил он шепотом, зажмуривался и крепко стукал кулачком. - А? Эх ты!.. Понимаешь ты это? От Пинеги до Мезени прошел я весь Север!
С тех пор эти два места казались мне мифически удаленными от всего нашего, человеческого. Разные другие места, города и деревни были как-то понятны мне, они были где-то рядом со мной, но вот Мезень..."
Ю. Казаков, "Северный дневник"
Тут, конечно, надо пояснить, что персонаж Юрия Казакова имел в виду посёлок Пинега и город Мезень. В описываемые времена между ними не было ни круглогодичной дороги, ни даже цивилизованного зимника. Поэтому путь того сухого костистого человека тёмной судьбы от Пинеги до Мезени наверняка был небыстр, непрост и изобиловал впечатлениями. Сейчас же между Мезенью-городом и Пинегой-посёлком проложена условно-круглогодичная дорога, и практически весь год (за исключением периода ледохода весной и ледостава осенью) можно за несколько часов доехать на автомобиле. Но перед нами с Сашей был другой маршрут - от Карпогор до Лешуконского. От реки Пинеги до реки Мезени. Чуть больше 200 километров, из которых без малого сотня километров - зимник. Навител сулил прохождение этого расстояния за пять часов, Яндекс - более чем за 10 часов. Хотелось верить, что истина где-то посередине.
Выехали из Карпогор, я сказал Саше:
- Тут прямо цивилизация, даже
заправка "Роснефть" есть.
- Вот там и зальёмся до полного, - ответил он.
А я совершенно не подумал о том, что несколько десятков километров после
вечерней заправки Ховер уже проехал и было бы неплохо наполнить бак: в таких краях каждый литр бензина на счету. Но когда мы подъехали к той самой заправке "Роснефть" - разглядели, что АЗС не действует, на ней даже снег не расчищен. Утром я посмотрел туда на ходу мельком, не успел это увидеть. Возвращаться в Карпогоры не стали, продолжили свой путь. Бензобак был почти полон, а в багажнике стояли одна полная и одна почти полная канистры.
Дорога шла хорошая - широкая, ровная, хорошо почищенная. Мы держали скорость около 70 км/ч. Я почему-то думал, что путь в Лешуконское идёт из Карпогор прямо на север - а оказалось, что надо ещё немного на запад сначала сместиться. При этом мы проехали мимо Шотовы с её храмом из красного кирпича, куда я заезжал
с утра. Саша заметил, что можно было бы и не вставать рано утром, а заехать в Шотову вместе по пути в Лешуконское. Вскоре на развилке наша дорога повернула на север, по указателю на Пинегу и Лешуконское. На запад уходила дорога, идущая на Белогорский, Холмогоры, трассу М-8 - одним словом, дорога к цивилизации. Мы туда пока ещё не спешили. Как ни странно, дорога на север, вдоль Пинеги, была более накатанная.
На этой накатанной дороге нас обогнали те самые два Лэнд Крузера, которые нам встретились в Карпогорах
возле церкви. Ехали быстро, около 100 км/ч. Там же мы видели отворотку налево в лес с деревянным указателем "Шотоград". Потом я выяснил, что указатель подразумевал деревню Шотогорку, которая стоит на левом берегу Пинеги. Но мы туда заезжать уже не стали. Свернули на следующей отворотке, проехали Чешегору и спустились к Пинеге.
На высоком левом берегу реки увидели деревянную церковь. Сразу захотелось доехать до неё, посмотреть. Для этого пересекли Пинегу - как это уже стало привычным, по ледовой переправе.
Въехали в Пиринемь. Почему-то оба подумали, что те два "крузака", за рулём одного из которых был священник, заезжавшие в карпогорскую церковь, должны заехать и в пиринемскую церковь. Так оно и оказалось - стояли на дороге с заведёнными двигателями. Может, какого-то важного сановника привезли, с охраной, на инспекцию. Мы проехали мимо них по навигатору, который вёл к самой церкви, но возле реки дорога внезапно упёрлась в сугроб. Вышли из Ховера, дальше - пешком.
Деревянная церковь Двенадцати апостолов в Пиринеми была изначально построена примерно в 1800 году. В 30-е годы XX века была закрыта, а в 1985 году - сгорела. В 2010 году начали строить новую церковь с тем же названием на том же месте, в 2014 году её открыли.
Церковь холодная, неотапливаемая.
Рядом, на крутом берегу Пинеги стоит деревянный крест - в память о старой, сгоревшей церкви.
С высокого берега Пинеги открываются неплохие виды. На фото Саша стоит у самого обрыва, снимает снегоходные следы на льду. Снегоход в этом плане - неплохой транспорт: помимо того, что ездит по снежной целине, ещё может перевозить грузы через реки, когда лёд ещё не достиг толщины, достаточной для оборудования ледовой переправы и проезда автотранспорта.
Насмотревшись на церковь и окрестности, пошли обратно. Заметили, что от церкви к дороге идёт укатанный снегоходный след. Он привёл нас к тем самым двум Лэнд Крузерам, которые припарковались в более подходящем месте.
Дошли по дороге до Ховера, сели и поехали уже по левому берегу Пинеги. Дорога по нему шла не такая хорошая, как по правому - была более узкая и извилистая, ехали мы медленнее. Доехали до Чаколы, свернули на кладбище. Хотели найти могилу русской сказочницы Марии Дмитриевны Кривополеновой, с которой связан
тайник. Но могилы были скрыты толстым слоем снега, да и ходить по этому сугробу было тяжело - так что ничего мы не нашли. Выехали с кладбища на перекрёсток. Дорога на запад вела через зимник на Пинегу-посёлок. Дорога на восток вела на ледовую переправу через Пинегу-реку в Веегору, а далее на юг - обратно в Карпогоры, на север - по зимнику в Лешуконское. Переехали Пинегу по ледовой переправе, миновали Веегору, не заезжая в неё (там вроде бы гостевой дом должен быть - вообще-то было бы интересно в этом убедиться, но было лень заезжать). И направились на восток по отлично почищенной дороге со скоростью около 60 км/ч. Через какое-то время мы достигли посёлка Широкое - последнего населённого пункта Пинежского района.
Посёлок стоит на реке Ежуге. Я потом посмотрел по карте, у этой реки интересная судьба. Она течёт по местной тайге и в определённый момент раздваивается. Одно из её продолжений называется по-прежнему - Ежуга, оно течёт дальше на запад и впадает в Пинегу. Второе продолжение носит название Колодливая, течёт на восток или на северо-восток, но... в какой-то момент тоже начинает называться Ежугой, а впадает в Мезень. До устья этой самой второй Ежуги мы планировали в этот день добраться.
В Широком за руль сел Саша, и мы дальше поехали по отличной дороге в сторону Лешуконского. Думалось: неужели это и есть зимник? неужели в этом месте летом дороги нет? Вскоре, конечно, оказалось, что зимник выглядит немного по-другому, но то было позже. Хотя зимник - понятие относительное. Где-то я читал о 14-километровом зимнике на Неноксу, который позволяет добраться до этого села без пропуска (поезд на Неноксу идёт через одноимённый ракетный полигон ВМФ, поэтому доехать без пропуска не получится) и повидать один из шести знаменитых северных "тройников". Тот зимник прокладывать начали не так давно, и поначалу летом он выглядел, как и положено зимнику - т.е. был совершенно непроезжим для гражданского автотранспорта. Но потом сменили подрядчика на эти работы - и зимник чудесным образом стал проезжим примерно с середины до конца лета даже для моноприводных легковушек. Всё потому, что новая дорожно-строительная организация стала прокапывать рядом с зимником канавы нормальной глубины.
На обочине мы увидели Mitsubishi Pajero и его пассажиров, несколько мужиков и одного подростка - вроде бы они колесо меняли. Остановились поинтересоваться, не нужна ли помощь - те с добродушными улыбками ответили, что не нужна. В какой-то момент дорога началась извилистая и стала уже - и тут-то навстречу нам из-за поворота выехало несколько КАМАЗов-лесовозов. Но на узком участке дороги, видимо, специально сделали регулярные расширения для разъезда, так что проблемы не возникло. Потом дорога снова стала прямой и широкой, и по такой дороге мы ехали довольно долго, думая: когда же начнётся тот самый "сомнительный" участок? Один раз даже остановились передохнуть. Погода на улице стала мягче, по сравнению с утренним морозом, но оставалась ясной, солнечной, без снега.
Поехали дальше. Я снова решил перенять у Саши моду на onboard-фото, чтобы не тратить время на остановки. Встречный транспорт в виде лесовозов по-прежнему присутствовал.
В какой-то момент мы слегка проскочили нужный поворот. Ровная, широкая, прямая, почищенная дорога уходила на север (судя по спутниковым снимкам, там идёт масштабная вырубка леса), а узенькая бугристая дорожка с огромными снежными отвалами по бокам шла на восток - но именно туда нас вёл навигатор. Развернулись и съехали на эту самую узенькую дорожку. Вот когда начался зимник! На OSM-картах он был обозначен под именем "Земцовская дорога".
Зимник тоже был хорошо почищен, застрять там было негде, мы ехали на заднем приводе. Но был он очень неровный, бугристый, поэтому мы двигались со скоростью около 30 км/ч. Иногда дорога шла с ощутимым боковым наклоном. В одном месте наклон был настолько сильный, что задняя ось даже начала скользить под этот уклон, а передняя осталась на месте - то есть машину занесло. Мы успели испугаться, хотя на скорости 30 км/ч ничем страшным занос не грозил, а риска перевернуться там тоже не было. Хотя я всё-таки ещё раз вспомнил о
клубе любителей перевернуться под Мезенью и разбить голову.
Временами зимник становился более широким и ровным.
А иногда вообще раздваивался, параллельно друг другу шли две узенькие дорожки. Так мы и ехали больше часа. Где-то на границе Пинежского и Лешуконского районов видели снегоуборочную технику - на обочине стояли вроде бы бульдозер и грейдер, или что-то подобное. В одном месте зимник шёл через болото.
Уже ближе к Усть-Чуласе зимник стал совсем узким - и тут навстречу нам выехали два КАМАЗа-лесовоза. Мы немного призадумались, как разъезжаться. За руль снова сел я - и ехал задним ходом около 200 метров до ближайшего "кармана". В процессе немного поговорили с водителями по рации. Но как разъехались - вскоре связь пропала. Возможно, с моей рацией что-то не так, надо будет потом разобраться. Я успел поинтересоваться у водителей КАМАЗов, как дорога после Усть-Чуласы и по какому берегу Вашки лучше ехать до Лешуконского - а вот ответ уже не услышал. Перед самой Усть-Чуласой ещё видели встречный внедорожник марки "Форд" и человека в камуфляже с портативной рацией, идущего впереди него. Но там зимник был широкий, разъехались легко.
Въехали в Усть-Чуласу. Трек нашего 40-километрового пути от начала зимника до Усть-Чуласы можно посмотреть тут:
http://gpsloglabs.com/share/548c16f078fd0b5f1246f38b658d881545e685b3/ Или тут:
Первой картиной, представшей перед нами, был мужик в кузове грузовика, грузивший брёвна специальным манипулятором то ли в кузов того же самого грузовика, то ли в кузов другого (не помню точно). В центре посёлка остановились, сделали несколько фото.
Где-то я читал, что от Усть-Чуласы до Лешуконского лучше ехать по правому берегу Вашки. Так мы и решили поступить. Выехали из посёлка и пересекли по ледовой переправе широкую реку Вашку - ту самую, которую переезжали по мосту ещё
в республике Коми, сразу после Благоева.
Однако дальнейшая дорога нас не очень порадовала. Это был тоже какой-то полу-зимник - узкий, извилистый, плохо почищенный. Впрочем, я потом посмотрел по интерактивной карте на сайте ador.ru - дорога от Усть-Чуласы до Лешуконского по правому берегу Вашки и есть зимник на всём протяжении. А вот дорога по левому берегу - зимник только в первой половине, ближе к Лешуконскому становится уже всесезонной дорогой. Так или иначе, летом от Усть-Чуласы до Лешуконского даже по левому берегу
на гражданском транспорте не проедешь, разве что
трактор осилит. Конечно, зимой, когда мы ехали - риск застрять на зимнике отсутствовал, но полный привод я всё равно включал иногда, потому что в этой снежной каше с иногда встречающимися снежными брустверами прямо посреди дороги Ховер швыряло туда-сюда. И расход топлива был 17-18 литров на 100 километров. Прямо как в той песне Сергея Кривцова:
Семнадцать литров на сотню, сердце стучит,
А под капотом надёжный друг-дизель рычит.
Мы покоряем леса и веси, и каждый бодр, полон сил и весел,
И если с нами удача - сердца не примерят гранит.
Я даже озвучил мысль вернуться назад в Усть-Чуласу и поехать в Лешуконское по левому берегу Вашки. Саша в ответ сказал:
- Не надо! Я ведь знаю, что ты просто хочешь лишний раз реку по льду переехать! - у него ещё с
прошлого путешествия сложные отношения с ледовыми переправами.
Так мы и продолжили дальше путь на север по правому берегу. Фото плохо передаёт состояние дороги - кажется, что она отлично почищена.
На самом деле этот зимник не только узкий, извилистый и плохо почищенный - на нём ещё и большие перепады высот. Мы двигались вдоль крупной реки Вашки, в которую впадают более мелкие речушки и ручейки. К некоторым из них были очень крутые спуски, а потом крутые подъёмы. Ну и неровный, конечно, зимник - удары в заднюю подвеску почему-то передавались на кузов, хотя вроде не так много вещей мы нагрузили. Также вдоль дороги и реки шла линия электропередачи с деревянными столбами. В некоторых местах столбы покосились или даже вовсе упали, линия лежала на рядом стоящих деревьях. Что удивительно, провода были на месте, никто их не срезал и не украл!
По этой дороге мы проехали около 45 километров со скоростью 30-35 км/ч. Показательно было, что за всю дорогу мы не видели ни встречного, ни попутного транспорта. (Видимо, местные жители знали, что в эту зиму лучше ездить по левому берегу Вашки.) Но почему-то ощущения экстремальности происходящего, которое присутствовало годом ранее
по пути из Карелии в Архангельскую область, не было ни до Усть-Чуласы, ни после неё. И там и там зимники были почищены, до Усть-Чуласы попадался встречный транспорт, а после неё дорога шла вдоль Вашки и проходила мимо нескольких населённых пунктов.
Уже на подъезде к Лешуконскому я почуял запах то ли горелого масла, то ли ещё чего. Вспомнив
утренний запуск двигателя, сразу заволновался. В голову полезли мысли, что из двигателя выдавило масло, и оно начало гореть. Но через несколько секунд мы увидели источник запаха - какая-то жуткая снегоуборочная техника ехала перед нами, чадя чёрным дымом. Догнали эту технику (кажется, это был трактор, но без кабины, с открытым верхом). Те приняли максимально вправо и остановились, предлагая нам их объехать. Кое-как мы проехали мимо них на узкой дороге. Ещё чуть-чуть проехали - и увидели на высоком левом берегу Вашки село Лешуконское.
Снова, отстегнув ремни безопасности, переехали Вашку по ледовой переправе - и въехали в Лешуконское. Трек нашего пути от Усть-Чуласы до Лешуконского по правому берегу Вашки можно посмотреть тут:
http://gpsloglabs.com/share/f18d1744ba491d564a096ed23e2da5af2314ed2e/ Или тут:
Получается, дорога длиной 200 с чем-то километров от Карпогор до Лешуконского заняла шесть с небольшим часов - не так уж и плохо, с учётом зимника. Сотовой связи по дороге не было: как она пропала вскоре после Карпогор - так и не появлялась до самого Лешуконского.
Следующая глава Предыдущая глава