Утром я проснулся, как обычно, по будильнику. Предложил Саше вместе проехаться по окрестностям Карпогор, посмотреть достопримечательности. Саша предпочёл поспать до завтрака со словами: "Ничего ты не понимаешь в маленьких радостях жизни". Я ответил, что кое-что всё-таки понимаю: будильник в этот раз завёл не на шесть часов утра, а на половину седьмого.
Умылся, взял рюкзак с фотоаппаратом, спустился вниз. За ночь ещё больше похолодало, мороз был около 22 градусов. Двигатель Ховера запустился как-то натужно, но с первого раза. Я добавил газу, чтобы быстрее отпустить педаль сцепления и при этом не дать двигателю заглохнуть. Из моторного отсека пошёл какой-то небольшой, еле заметный дымок. Вышел, открыл капот. Попахивало каким-то горелым маслом, лёгкий дымок шёл откуда-то из-под турбины. Я вспомнил, что именно так пахло из моторного отсека после запуска двигателя
в Вельске, и дымок тогда тоже шёл. Но тогда мастер автосервиса сказал, что это обычно дело, испаряется конденсат. Двигатель поработал, слегка прогрелся, дымок идти перестал. Я сел за руль и поехал из Карпогор на запад.
Первой моей целью была деревня Шотова. Хотя, строго говоря, это не деревня, а село: в Шотове стоит красивый храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный из красного кирпича. Храм построен относительно недавно, в начале XX века, на средства местного купца (до этого в Шотове была только деревянная церковь), при участии Иоанна Кронштадтского. Возможно, как раз из-за того, что построен в 1909 году, храм выглядит оригинально - поэтому и захотелось его посетить.
Я проехал АЗС, на которой вечером заправлялись. На выезде из Карпогор мельком обратил внимание на ещё одну заправку с символикой "Роснефти". Подумал, что есть ещё тут цивилизация - вот, брендовая АЗС стоит. Навигатор привёл меня к повороту на сомнительного вида просёлочную дорожку. На самом съезде был даже плохо примятый снежный бруствер, одолевать который пришлось с разгона. И дальше дорога пошла почищенная, но совсем не капитальная. К тому же, дорога на карте и дорога на местности вскоре разошлись. Тем не менее, по этой дорожке я добрался до самого храма. Церковь из красного кирпича с серебристыми куполами, стоящая на возвышенности на берегу Пинеги, смотрится живописно. Рядом деревянная колокольня с таким же серебристым куполом и ещё какие-то хозяйственные постройки.
От храма открывался ещё более живописный вид. Семь часов утра, мороз ниже 20 градусов, утренняя заря над Пинегой, дым печей в Шотове, загородка, заснеженная дорога. И Ховер притаился справа.
С пригорка можно было разглядеть ледовую переправу через Пинегу - или, по крайней мере, дорогу к ней. Перед переправой в этом месте дорога довольно долго идёт по низменности, но ещё по земле. Недаром пишут, что в районе Шотовы - наиболее широкая полоса заливных лугов. Поэтому в старые времена эта деревня была самой богатой в окрестностях. Среди девушек окрестных деревень считалось, что выйти замуж за парня из Шотовы - большая удача.
На эту переправу я и направился. Пересёк Пинегу, выехал на довольно неплохую дорогу, по которой и добрался до деревни под названием Немнюга.
Проехался по Немнюге. Особенно ничего моё внимание не привлекло. Наверно, тут надо не ездить, а гулять - и то не в мороз. Обратил внимание только на местный магазин. Здание потрёпанное, а вывеска новая, красивая.
Потихоньку становилось светлее, утренняя заря разгоралась ярче. Мороз и солнце - прекрасное утро.
Продолжая путь по той же самой неплохой дороге, я добрался до Кевролы. На окраине деревни увидел кирпичные и бетонные строения - редкость для этих краёв. Такие строения дают понять: когда-то здесь была Советская власть.
А теперь её здесь нет.
В самой Кевроле я встретился с грузовиком (кажется, с надписью "Хлеб" на борту). Чтобы разъехаться на узкой дороге, принял максимально вправо и остановился. Встречный сначала продолжал лихо нестись навстречу мне по середине дороге, потом водитель резко затормозил - и грузовик продолжил нестись на меня, только уже юзом по льду, с заблокированными колёсами. Я удивился такой манере вождения в здешних краях. Тем не менее, разъехались мы с запасом и без лишних нервов.
Рядом с Кевролой находится местное кладбище, на котором стоит церковь Николая Чудотворца. Здание церкви - деревянное, без каких-либо архитектурных изысков, построено также в начале XX века. Впрочем, нам предстояло увидеть ещё немало подобных церквей на своём пути.
От Кевролы можно было бы доехать до Едомы, неподалёку от которой стоит ещё одна деревянная церковь, и тоже названная именем Николая Чудотворца. (Видимо, уважаемый в этих краях святой.) Только до церкви нужно было бы пробираться по сугробу, по снежной целине. Я уже успел заметить, что снежный покров здесь - по пояс, а местами и по грудь. Ни охотничьих лыж, ни снегоступов мы с собой не взяли, поэтому от затеи дойти до той церкви пришлось отказаться. Я снова пересёк по льду Пинегу и въехал в деревню Айнову.
И вскоре выехал на дорогу, по которой мы с Сашей уже ехали вечером предыдущего дня. Вечером мы ехали по правому берегу Пинеги вниз по течению, а тут я с утра проехался по левому берегу вверх по течению от Немнюги до Кевролы. Жаль, что не хватило времени посмотреть на Верколу и Явзору. Я быстренько долетел до Карпогор и ровно в восемь часов утра припарковался у гостиницы. Трек моего пути от храма в Шотове до Карпогор можно посмотреть тут:
http://gpsloglabs.com/share/71ef5c91483030c2e9f986c4a750c197c68f7ab7/ Или тут:
Саша уже ждал меня в холле, одетый и готовый к приёму пищи. Мы и пошли завтракать. Столовая в гостинице небольшая (по-моему, всего три стола). Сам завтрак тоже так себе - овсянка да блины, при этом администратор гостиницы как-то заметила вскользь: мол, чего особенного вы хотите, завтрак же бесплатный, входит в стоимость номера. Саша сказал, что ради такого завтрака можно было и не ждать восьми часов утра, сразу выезжать. А народу в гостинице много. Вместе с нами завтракали и те два хорошо одетых мужика, которые вечером приехали в "Пинежскую слободу" вслед за нами, и компания девушек-туристок, приехавших в эти края на экскурсию вроде бы из Архангельска, две из которых жили с нами в одном блоке. Конечно, приятно было видеть ещё одно подтверждение того факта, что внутренний туризм в России развивается.
Позавтракав, мы собрали вещи и выселились из гостиницы. Погрузив вещи в Ховер, поехали прокатиться по Карпогорам. Доехали до деревянной церкви Петра и Павла, построенной относительно недавно (уже в XXI веке). Побродили по территории. Сейчас, видимо церковь доделывают: вокруг стоят леса.
В здании церкви снова используется соединение брёвен "в шип", которого я до этого путешествия ранее никогда не видел.
Рядом здание, в котором, видимо, живут местные церковные служащие. На парковке стоял ещё один Ховер H3 New, кроме нашего.
Когда мы уже собрались уезжать, в церковные ворота бойко зарулили два Лэнд Крузера. Первым ехал TLC 100, за рулём был священник в рясе и с бородой. Вторым ехал TLC 200, в нём сидели гладко выбритые мужики, похожие на сотрудников силовых структур или просто охранников. Мы посмотрели на это и уехали от церкви. В центре Карпогор остановились, сделали пару фото.
Искали мы дом купца Щепоткина, но что-то не нашли.
Ещё раз заехали на улицу Фёдора Абрамова, вышли из машины и посмотрели на деревянные дома с вырезанными конями, украшавшими коньки крыш. Может, от этого и пошёл термин "конёк крыши"?
Затем сели в Ховер и покинули Карпогоры. Нам предстоял путь до Лешуконского по зимнику. Два "сомнительных" участка на нашем маршруте (
зимний "телепорт" между Солигаличем и Тотьмой и
50-километровый нечищенный зимник между республикой Коми и Архангельской областью) мы уже прошли. Теперь предстояло пройти третий - вроде бы последний, но и наиболее "сомнительный" при этом. Впрочем, лично я и пускаюсь в подобные путешествия не в последнюю очередь именно ради подобных участков пути.
Предыдущая глава Следующая глава