Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава C. Мезенская одиссея: лешуконские вечерние пробежки

May 16, 2018 20:35

В каком-то смысле сама дорога (даже если это слегка рискованное передвижение по глуховатым и пустоватым зимникам из Карпогор в Лешуконское в 20-градусный мороз на одной машине) - дело спокойное. Едешь по маршруту, крутишь баранку - и больше никаких забот. Вот когда добираешься до пункта назначения, там начинаются хлопоты: путешественнику нужно найти как минимум горячее питание, топливо и ночлег, а иногда ещё и достопримечательности. Такие хлопоты нам предстояли и в Лешуконском.

Мы с Сашей, преодолев ледовую переправу через Вашку и крутой подъём после неё, въехали в Лешуконское. Справа сразу увидели какую-то промышленную территорию с большой дымившей трубой. На территории стояло диковинное для нас (но не для здешних суровых краёв) транспортное средство - гусеничный тягач средний (ГТС). Его мы видели впервые в жизни. Но не сфотографировали, как-то руки не дошли. Проехали чуть дальше, остановились на подъёме и стали искать в Интернете и в маршруте, где бы нам перекусить и заночевать. Ближайшим заведением общепита, значившимся в маршруте, был бар "Бахус" на улице Новосёлова. Туда мы и направились, предварительно включив полный привод, чтобы тронуться на подъёме. К слову, мы сразу же ощутили, что забрались ещё дальше на Север, дальше от цивилизации: некоторые дороги в Лешуконском, отмеченные на OSM-картах и, наверно, существующие летом, зимой были либо пешеходными тропинками, либо снегоходными следами - на машине по ним проехать было невозможно.

Доехали мы до улицы Новосёлова, прокатились по ней - никаких следов бара не нашли. Попытались найти на OSM-картах Ущельскую улицу, на которой находится бар "Бункер" - такой улицы вообще не нашлось. Тогда поехали на улицу Победы, где планировали найти как столовую (в доме №19), так и гостиницу (в доме №18). Кафе-столовая ПО "Усть-Вашка", действительно, существует в доме №19 - однако по будням работает с 10 до 15 часов, а мы приехали уже в четвёртом часу. Гостиницы в доме №18 не было и в помине. Потом уже я где-то прочитал уточнение, что гостиница "Лешуконская" находится в доме 18Б по улице Победы - но в тот момент мы до него не дошли, осмотрели только дома 18 и 18А.

Ситуация вырисовывалась не очень приятная: не только поесть негде, но и переночевать негде. Мы обратились к Яндекс-картам, которые выдали единственное учреждение категории "гостиница" в Лешуконском - гостевой дом "На Садовой". Туда-то мы и поехали, чтобы хотя бы ночлег себе найти. По пути выехали на улицу, которая на OSM-картах названа "Ущельская дорога" - та самая, на которой находится бар "Бункер" (вот почему мы не могли его найти). Его мы тоже проехали, рядом с ним свернули и вскоре добрались до Садовой улицы, сразу выехав к дому №6 - единственному дому, номер которого обозначен на OSM-картах. На наше счастье, гостевой дом там, действительно, присутствовал и был открыт (только, если мне память не изменяет, он называется "Горница", а не "На Садовой"). Мы зашли внутрь, но никого из администраторов не было. Постояли, позвонили в звонок, стоявший на стойке - никакого результата. Тогда взяли на стойке визитную карточку и позвонили по указанному в ней телефону. Нам ответила женщина, которая некоторое время расспрашивала о нашем визите, а когда мы упомянули, что уже находимся в гостевом доме - сказала, что через пять минут подойдёт и положила трубку.

Через пять минут эта женщина-администратор, действительно, подошла. Заселила нас в двухместный номер, койко-место в котором стоит 1300 рублей с человека - то есть взяла с нас 2600 рублей. Сказала, что у них есть четырёхместный номер, в котором койко-место стоит то ли 1000, то ли 1100 рублей - но он уже занят, туда заселилась девушка (а подселять двоих мужиков к девушке, естественно, никто не будет). Попутно женщина сказала, что она вообще-то тут уже не работает, вместо неё работает другая администратор - но та живёт далеко, поэтому ей сложнее подойти. Впрочем, вскоре и вторая администратор тоже подошла. В процессе заселения они поинтересовались, откуда, куда и зачем мы едем. Узнав, что приехали мы со стороны Усогорска, сказали:
- В Вожгору заезжали? Нет? А зря, ведь рядом проезжали, - это потом я уже уточнил, что Вожгора находится на маршруте из Усогорска в Лешуконское вдоль Мезени-реки, т.е. мы её не проезжали.
Вспоминали аномальные морозы января 2017 года. Женщины говорили, что в тот период в той же самой Вожгоре температура опускалась до 52 градусов ниже нуля. Узнав, что мы просто путешествием по этим краям, они посоветовали нам заехать в Большую и Малую Нисогору. Попутно забеспокоились, что надо бы сделать телефонный звонок, чтобы нас там встретили и напоили чаем. Я потом прочитал, что этот гостевой дом работает совместно с домом-музеем деревенского быта в Большой Нисогоре - видимо, подразумевался звонок как раз туда.

В тех краях названия многих деревень заканчиваются на "-гора": Большая и Малая Нисогора, Ценогора, Целегора, Мелогора, Кулогора, Колмогора. Я был уверен, что ударение в этих словах ставится на слог "го". Мы с Сашей учились в школе, названной именем академика Колмогорова, и в его фамилии привыкли ставить ударение на третий слог. Однако ж администраторы гостевого дома в слове "Нисогора" ставили ударение на первый слог. В дальнейшем мы убедились, что во всех аналогичных названиях местные жители ставят ударение на первый слог - видимо, и в слове "Колмогора" тоже.

"Застолбив" за собой двухместный номер, мы выехали из Лешуконского по той самой Ущельской дороге, чтобы успеть посмотреть засветло хоть какие-то достопримечательности. Выехали голодными: хоть рядом с гостевым домом и было кафе, нам сказали, что оно работает только по предварительному заказу (ну и кормит постояльцев "Горницы" - но нам мог перепасть только завтрак, потому что приехали поздно, ужин заранее не заказали). Администраторы гостиницы, услышав наши сетования на отсутствие обеда, сказали: "Да, у нас в Лешуконском питание, в основном, вечернее". Ещё до приезда в Лешуконское я обдумывал вариант заехать в Колмогору, где есть святой источник, поклонный крест и геокешерский тайник. Когда планируешь маршрут, на карте кажется, что там, на Севере, всё рядом, всё неподалёку друг от друга (это по сравнению с расстоянием от Москвы). Но на месте я прикинул, что от Лешуконского до Колмогоры 40 километров по неизвестно какой дороге. Так что мы решили ограничиться Ущельским монастырём, Большой и Малой Нисогорой. Тем более, мне, забывшему снять тёмные очки, казалось, что уже практически стемнело.

Выехали мы из Лешуконского и поехали по левому берегу Вашки, а потом и по левому берегу Мезени. Ведомые навигатором, свернули на узкую лесную дорогу к часовне, стоящей на месте бывшего Ущельского монастыря. Дорожка была прочищенная трактором, но очень узкая, ровно по ширине одного автомобиля. Мы ещё думали о перспективе возвращения на большак задним ходом, если в конце негде будет развернуться. Однако ж возле часовни была расчищена площадка. Оставили Ховер там, дальше пошли пешком смотреть на часовню.



Ущельский монастырь изначально был основан иеромонахом Иовом в 1614 году. Через 14 лет после основания преоподобный Иов был убит разбойниками, искавшими в монастыре деньги. Вскоре после гибели Иова над его могилой была построена часовня. Однако в середине XVIII века монастырь был закрыт. В 1794 году над могилой Иова вместо часовни построили церковь, тоже деревянную. В 1900 году на этом месте был основан уже женский монастырь. Но в 1920 году, после прихода Советской власти, монастырь был закрыт. Часть построек разобрали в 30-е годы, остальные разрушились естественным путём уже в конце XX века - то есть на тот момент никаких следов от монастыря не осталось. Уже в начале нашего века на этом месте силами и средствами одной местной семьи была построена часовня в память о монастыре, рядом с ней поставлен большой крест.



А от часовни с большим крестом тропинка ведёт к почти самому берегу Мезени, где стоит маленький крест. Легенда гласит, что маленький крест поставлен именно на том месте, где преподобный Иов был убит разбойниками. С этим местом также связан геокешерский тайник - первый за всю поездку, который нам удалось взять.



В конце четвёртого дня путешествия, названного Мезенской одиссеей, мы наконец-то увидели Мезень - не город, но хотя бы реку.



Левый берег Мезени очень высокий. Идёшь по ровной поверхности - и вдруг обрыв, а где-то далеко внизу уже река.



Посмотрели мы на Мезень и на другой её берег, на большой и маленький кресты, на часовню. И поспешили поехать дальше, потому что сумерки всё сгущались. По узенькой дорожке снова выехали на Ущельскую дорогу и продолжили путь вниз по Мезени. Проехали указатель на Усть-Чуласу, Олему и Кебу, показывавший на очень неплохую дорогу на юг. Если бы мы ехали из Усть-Чуласы по левому берегу Вашки, мы бы по этой дороге и приехали в Лешуконье. Но мы продолжили путь на запад, вниз по Мезени. И наша дорога вскоре тоже перестала быть широким ровным прекрасно почищенным грейдером. Мы выехали на берег неширокой реки Ежуги (Колодливой), которую в тот день уже проезжали. Пересекли её по ледовой переправе рядом с деревянным мостом. Деревянный мост, видимо, действует в тёплое время года - а зимой грузоподъёмность ледовой переправы явно выше. На переправе лёд тоже был покрыт водой - но мы вроде к тому моменту уже понимали, что опасности в этом нет, воду налили специально для увеличения грузоподъёмности переправы. После переправы дорога пошла узкая (шириной под один автомобиль, но с периодически встречающимися расширениями для разъездов) и неровная, и шла она по самому берегу Мезени, практически у воды. По этой дороге мы и доехали до Большой Нисогоры, перед которой одолели крутой подъём (практически серпантин). Трек нашего пути можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/66b13f7a1c66246b5d0ddc42d7d43903b9470457/ Или тут:



Остановились посреди деревни, вылезли. К вечеру температура снова спустилась ниже 20 градусов мороза, так что людей мы на улице не увидели. Зато вызвали большой интерес у стаи собак, обступивших Ховер и нас. Вообще-то агрессии собаки не проявляли, но их было много и подошли они вплотную - так что я на всякий случай разогнал их разрядом электрошокера в воздух. Собаки разбежались, а мы по снегоходному следу пошли смотреть на деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.



Церковь деревянная, построена где-то в начале XX века. Соединение брёвен - снова "в шип".



Вообще церковь действующая, просто в этот уже довольно поздний час была закрыта. Что ещё интересно - она относится не к Архангельской, а к Нарьян-Марской епархии.



С высокого берега открывался шикарный вид на северный закат.



И на другой берег Мезени.



По снегоходному же следу вернулись к Ховеру. Вообще я заметил, что чем севернее забираешься - тем меньше становится дорог, почищенных трактором, и тем большую роль играют снегоходы. Собираясь уже ехать в Малую Нисогору, обратили внимание, что остановились мы возле магазина местного сельпо.



Навигатор повёл нас снова вниз к Мезени, однако мы доехали до какого-то сарая и упёрлись в сугроб. Развернулись, выехали из Большой Нисогоры и поехали по указателю на Малую Нисогору (хорошо хоть указатели в этих краях есть). Узкая дорога, по которой ехали, шла через лес и не была отмечена на OSM-картах - подозреваю, что это был зимник. Я слышал, что в этих краях иногда такое встречается: летом ездят вдоль реки, буквально рядом с водой - там сухо; а зимой, когда всё замерзает, прокладывают цивилизованный зимник по лесной дороге, где летом грязь, лужи и труднопроезжаемые для легкового транспорта лесовозные колеи. До Малой Нисогоры доехали быстро, там расстояние всего километра три. Трек нашего пути от Большой до Малой Нисогоры можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/9265d8c0c64321d56e192239a3bf0d818f0d6e7f/ Или тут:



Проехали по деревне, никого не встретили. В наступающей темноте даже сложно было судить, какие дома жилые, а какие нежилые - можно только точно сказать, что и те и другие в Малой Нисогоре присутствуют. Также в деревне стоит большой дом с несколькими окнами, в которых горел свет - возможно, именно туда и планировали позвонить администраторы из лешуконского гостевого дома, чтобы нас встретили и напоили чаем. Вообще в Малой Нисогоре, как я потом выяснял, вроде бы ещё есть ветряная мельница (стоит на пригорке, на въезде) - но мы её в сумерках уже не разглядели. Проехав по деревне, мы развернулись направились обратно по тому же самому зимнику.



Малая Нисогора находится практически точно на 65-ой параллели, так что мы уже официально находились в высоких широтах. Темнело очень медленно, тем не менее в Лешуконское мы вернулись уже в темноте, а не в сумерках. Сделали последнюю попытку найти заведение общепита - подъехали к дому №12 по улице Октябрьской и попытались найти там бар "Семь пятниц" - но его не было. Этим особенно опечалился Саша: необходимость в путешествии готовить ужин самостоятельно он считал крупным фиаско, почти аварией - чем-то средним между отказом двигателя на пустынном зимнике и проваливанием под лёд на ледовой переправе. Когда при заселении в гостевой дом мы услышали, что в Лешуконском питание "в основном, вечернее" - Саша даже был готов сразу проехать ещё 150 километров до Мезени, чтобы найти там столовую или кафе. Ещё интересный вопрос был с топливом - неплохо было бы дозаправиться, потому что полбака мы явно израсходовали. В Лешуконском две АЗС, обе работают с 8 до 20 часов - и на обеих есть только 92-ой бензин и солярка. На одной из заправок я разговорился с водителем Логана, тоже приехавшим заправляться и принявшим меня за таксиста (по причине торчащей двухметровой антенны):
- Не знаете, тут есть где-нибудь заправка с 95-ым бензином?
- У нас вообще нет 95-го. Есть если только у тех, кто из города привозит в канистрах. Так ведь люди привозят для себя, для своих машин - они не дадут.
- Из города - это в смысле из Архангельска или из Мезени?
- Из Архангельска, конечно. В Мезени тоже нет 95-го, его тут нигде нет! В Мезени заправка этой же самой сети - вон, кассир может подтвердить, что и там нет 95-го.
Потом я не один раз замечал, что Архангельск в тех краях называют просто "город". Мы-то в средней полосе привыкли, что райцентры обычно имеют статус городов, а там Карпогоры (центр Пинежского района) - село, Лешуконское (центр одноимённого района) - тоже село.

Приехали в гостевой дом, разгрузили оставшиеся вещи, более подробно оценили гостевой дом. Фактически, гостевым домом он называется только потому, что администраторы там не присутствуют постоянно (а ночью вообще не присутствуют). Гостевой дом "Горница" - очень неплохое, уютное жилище. Самое главное - там тепло, что при 20-градусном морозе было очень актуально. Есть три номера: четырёхместный, двухместный и двухместный "люкс". На три номера - две туалетных комнаты с раковинами.



И одна душевая со стиральной машиной и сушилкой. На стиральной машине лежит листочек бумаги, на котором написано, что стирка не входит в стоимость номера и стоит 50 рублей.



Также есть кухня с электроплиткой и массой посуды. Но у нас с собой были портативная газовая плитка и туристическая газовая горелка, так что готовить ужин мы стали прямо в номере. В номере есть холодильник, телевизор и электрочайник. Отделка - из разряда "простенько, но качественно".



На ужин мы сварили макароны в котелке на плитке.



И разогрели банку тушёнки на горелке (для плитки банка была слишком узкая).



Саша не знал, как и реагировать на такую необходимость готовить себе ужин самостоятельно.



Однако ж когда макароны с тушёнкой были готовы, он вспомнил, что у него во фляге имеется немного джина. Разложив по тарелкам кушанье, мы выпили и приступили к вечерней трапезе. Выпили совсем по чуть-чуть, по 20-30 граммов. Однако я всё равно ощутил опьянение: наверно, сказалась сильная хроническая усталость и то, что после завтрака в Карпогорах вообще ничего не ели. В целом, по сравнению с приёмами пищи в заведениях общепита - получилась уютная посиделка по-домашнему, как-то по-холостяцки. К слову, когда я прорабатывал маршрут, я обращался в том числе и к сообществам ВКонтакте, посвящённым населённым пунктам вдоль маршрута - иногда в таких сообществах можно получить наиболее актуальную информацию о состоянии местных дорог. В сообществе "Подслушано Лешуконское" наткнулся на эту и эту записи. Записи эти я тогда показал жене - и у неё это вызвало чисто супружеские опасения на предмет возможного излишнего внимания со стороны лешуконских женщин к нам с Сашей (в первую очень, конечно, ко мне). Но, конечно, наша с Сашей вечеринка была абсолютно холостяцкой. Даже девушке из соседнего номера не предложили поучаствовать в распитии джина.

После ужина последовали стандартные вечерние хлопоты путешественников. Написали домой более или менее подробно, как день прошёл. Посмотрели состояние ледовых переправ на завтрашнем маршруте - и к своей радости обнаружили, что грузоподъёмность ледовой переправы между Мезенью и Каменкой увеличена до пяти тонн. То есть путь на Долгощелье для Ховера стал открыт. На этом и легли спать, завершая четвёртый день Мезенской одиссеи.

Следующая глава
Предыдущая глава

geocaching, Русский Север, travels, Поморье, Мезенская одиссея, black_turbo_hover

Previous post Next post
Up