Форд: от неудач к народному автомобилю
Производство автомобилей в большом количестве требовало совсем иных навыков, чем при конструировании одной модели. Механику-новатору Генри их явно недоставало, и он опять поставил под угрозу деньги своих инвеститоров. Уже через четыре месяца ему указали на дверь.
Но и вторая неудача, казалось, не смутила Генри. В 1903 году образовалась третья компания.
Форд работал над новым двигателем, и он оказался достаточно крепким. Новую машину Форд назовет модель «А», и выпускать ее будет «Форд Мотор Компани».
По сравнению с предыдущими попытками это было рискованное предприятие, ему явно недоставало финансовых средств, и через несколько недель дело было на краю банкротства. Но 13 июля один чикагский дантист сделал историческую первую покупку: он купил модель «А». Это послужило началом массового спроса.
К концу марта 1904 года «Форд Мотор Компани» продала 658 автомобилей по начальной базовой цене 750 долларов за каждую. Прибыль Генри составила почти 25 тыс. долларов, при этом он не вложил ни цента, И все же к концу второго года он не испытывал счастья. Его основной партнер хотел производить более дорогие машины, так как самый доходный потребительский рынок состоял из зажиточных клиентов.
Форд же чувствовал, что более крупный и богатый рынок находился где-то в другом месте. Ему удалось выкупить долю своего партнера, и отныне его контроль над «Форд Мотор Компани» стал абсолютным, несмотря на то, что незначительная часть акций оставалась на руках у нескольких акционеров.
В тот июльский день 1906 года, после заключения этой сделки, Генри попросил одного из своих механиков отвезти его домой. По дороге новоявленный владелец основного пакета акций вдруг разоткровенничался.
- Это великий день, - провозгласил он. - Наша компания будет расширяться, и ты сам увидишь, какими гигантскими скачками она будет расти. Наша цель, как я ее себе представляю, - сделать машину, доступную для самых широких масс.
В свои 42 года
Генри Форд мог спокойно пойти по более проторенной и безопасной дорожке, но он принял нетрадиционное решение. Сорок лет для большинства мужчин - это не время для начинаний и экспериментов, но Генри был именно этим редким исключением.
В его жизни наступала такая полоса, когда ему удавалось все, он
чувствовал себя, как игрок в гольф, каждый удар которого выверен, точен и достигает цели.
Чарлз Е.Соренсен, который познакомился с Фордом в 1901 году и нанялся к нему на работу, всегда ассоциировал в своем сознании вдохновение, связанное с моделью «Т», с экспериментами Генри над ванадием и термически обработанными сталями.
Эти эксперименты показали, что есть возможность создать более крепкую, легкую и быструю машину, чем все ее предшественники. Новые сплавы были испробованы на машине Форда, известной как модель «Н», но им предстояло более серьезное испытание «на абсолютно новом изделии», которое уже создавалось за закрытыми дверями фабрики Форда.
Четырехцилиндровый двигатель модели «Н» был относительно дешевой новинкой, но устройство этого двигателя было далеко не простым. Корпус двигателя состоял из двух блоков по два цилиндра в каждом и был прикреплен болтами к картеру. Замысел Форда для модели «Т» заключался в отливке моноблока, в котором помещались все четыре цилиндра.
Пока Соренсен преодолевал трудности практической реализации этого проекта, у Генри родилось еще одно предложение: срезать верхушку блока. Так появилась на свет основная конфигурация
современного двигателя внутреннего сгорания: единый блок цилиндров с отдельной головкой цилиндра, крепящейся сверху на болтах.
Генри хотел придумать надежную и гибкую систему переключения скоростей. Одаренный инженер Джозеф Галамб разработал
для модели «Т» легкую и прочную «планетарную» трансмиссию, которая представляла собой достаточно примитивную систему автоматического переключения скоростей, управляемую тремя ножными педалями: одна для тормоза, другая для переднего хода и третья - для заднего.
Умение управлять этими педалями было настоящим искусством, овладеть которым было непросто. Но если вам это удавалось, то можно было творить просто чудеса. Особенно ценной была возможность быстро переключаться с передней передачи на заднюю, что позволяло, раскачивая выводить машину из дорожных рытвин.
Генри и его помощники трудились денно и нощно более года. Как вспоминали потом Галамб и Соренсен, Форд участвовал буквально во всем: в создании электросистемы, трансмиссии, блока цилиндров, широко использовал ванадиевую сталь. В то же время он ни на минуту не терял из виду конечную цель: создание автомобиля, который превосходил бы все другие модели по простоте конструкции и одновременно по замысловатости устройства.
Когда, наконец, в октябре 1908 года машина появилась на рынке, на нее просто посыпались заказы. Год спустя было продано уже 10 тыс. машин, что принесло более 9 миллионов прибыли.
Как и рассчитывал Генри Форд, автомобиль мгновенно привлек внимание покупателей своей прочностью, мощностью и стоил своих денег. На рынке были машины и подешевле, но ни одна из них не могла предложить такое
уникальное сочетание технических новшеств и надежности.
С увеличением объема выпуска цена на автомобиль должна была понизиться. И тогда, как отметил Форд в 1907 году, «она станет доступной для любого хорошо зарабатывающего человека, и он сможет вместе со своей семьей с наслаждением проводить счастливые часы досуга на созданных Господом необъятных просторах».
И Форд создал автомобиль для народа, который покажет себя не только как надежное средство передвижения, а и принесет Америке и всему миру по-настоящему новый образ жизни.
Схожее на страничке «
Личности».