Как капризничал Генри Форд

Oct 13, 2015 17:00




Как капризничал Генри Форд

После войны, в 1919 году, автомобильная компания «Форд» вернулась к производству в полном объеме модернизированной модели «Т» с автоматическим электростартером. За последующие 12 месяцев Форд произвел и продал большее количество машин, чем когда-либо до этого.



Но летом 1920 года подъем резко сменился спадом. Чтобы уменьшить расходы, Форд сократил количество административных служащих с 1704 до 528. После этой и других мер компания вышла из послевоенной депрессии более конкурентоспособной, чем когда-либо.

Однако предпринятые Генри экономические меры были осуществлены за счет наиболее ценного, хотя и не выразимого в деньгах достояния, ибо 1919-21 годы были отмечены уходом из руководящего состава компании людей, ум и опыт которых были невосполнимы.

Наиболее ощутимой потерей явился уход Уильяма Кнудссна, правой руки Форда и, по его собственным словам, «лучшего производственника США». Покинув Форда, Кнудссн перешел в «Дженерал Моторс», где сыграл важную роль не без ощутимого ущерба для самого Форда. Помимо других числившихся за ним грехов, он осмелился критиковать Генри за его слишком долгую привязанность к модели «Т», заявив, что после 12 лет пора было бы задуматься о ее замене.

Первое серьезное предложение о целесообразности усовершенствования модели «Т» было сделано, когда машине было всего 4 года. В 1912 году Генри Форд взял Клару и Эдсела в их первую поездку по Европе. Возвратившись, он обнаружил, что его помощники из Хайленд-Парка разработали новую, с более низкой посадкой, модель «Т». В фабричном гараже он увидел образец этой модели, ее красная лакированная поверхность ослепительно сверкала.

- Засунув руки в карманы, он три или четыре раза обошел вокруг машины, внимательно осматривая ее, - вспоминал один из свидетелей. - Это была четырехдверная машина со складным верхом, который был опущен. Наконец он подошел к машине слева, вынул руки из карманов, схватился за дверцу и вдруг - страшный треск, он вырвал ее с корнем! Боже! Как он это сделал, я не знаю!

Он вскочил в машину, и вот уже полетела вторая дверца. За ней - лобовое стекло. Затем он запрыгнул на верх и начал топтать его каблуками. Он искорежил машину как только мог.

Модель «Т» была детищем Генри Форда, и неудивительно, что он был так привязан к ней. Но, несмотря на конструктивные и эстетические доработки, она быстро устаревала. Долгие годы ее покупали значительно лучше, чем шевроле. Однако сейчас все больше рыночного пространства захватывала «Дженерал Моторс». В том, что Форд так зациклился на своем шедевре, было что-то нездоровое.

Генри Форд всегда обедал ровно в полдень. Около 11 часов 55 минут те руководители, которые были приглашены на обед, собирались в служебной столовой, обсуждая последние новости и ожидая, когда часы пробьют ровно 12 и к ним выйдет Форд.

Генри ненавидел официальные заседания. Поэтому важнейшие вопросы политики компании обсуждались за обедом, а поскольку в 20-х годах «Дженерал Моторс» отнимала у «Форда» все больше и больше покупателей, судьба модели «Т» была наиболее вероятной темой застольной беседы.

Но эта тема поднималась очень редко. Соперник Кнудсена в администрации «Форда» Чарлз Соренсен был слишком хитер для того, чтобы осмелиться заговорить об этом, и большинство других следовали его примеру. Все хорошо помнили, что предложение изменений стало одной из причин ухода Кнудсена. По своему статусу только Эдсел мог начать обсуждение этого вопроса.

Однажды Эдсел затронул проблему гидравлического тормоза, который по сравнению со старой тормозной системой был более эффективным и безопасным и который уже устанавливался на других новых автомобилях. Было бы вполне логичным ввести эти эффективные новшества в модель «Т» или - еще лучше - в какую-нибудь новую модель.

- Эдсел, - грубо выкрикнул его отец, - заткнись! - и, встав из-за стола, он вышел из комнаты.

В конце концов Генри согласился с мыслью, что его компании действительно нужна новая машина. В 1927 году у Форда была готова модель «А». Такое название он выбрал, считая, что новизна этой модели послужит началом нового отсчета. Таким образом, он вернулся к первой букве алфавита.

Модель стала настоящим триумфом. Она вобрала в себя все технические новинки машин того времени и стоила 495 долларов, что было на 100 долларов дешевле, чем аналогичные модели «Дженерал Моторс».

Но одновременно с этим почти умерла надежда, что Эдсел сможет составить ядро новой управленческой структуры в компании «Форд» - структуры, которая явилась бы разумной альтернативой сумасбродным капризам его отца.











экономика, психология, противостояние

Previous post Next post
Up