Западные звезды на питерской архитектурной сцене.

Jan 15, 2020 18:04

Часть 1.
Часть 2.

Однако самые значимые для всей архитектуры Петербурга проекты, заказанные западным звездам, появились уже в XX-м столетии. Первым из них стало здание Германского посольства, построенное в 1911-1913 годах.


Здание это спроектировал немецкий архитектор Петер Беренс - одна из ключевых фигур в европейской архитектуре прошлого столетия.

Петер Беренс.
О его роли говорит уже тот факт, что среди его учеников были три основных архитектора так называемого "современного движения": ле Корбюзье, Вальтер Гроппиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Кстати, именно Мис ван дер Роэ в этом проекте осуществлял авторский надзор за строящимся зданием. Что интересно, участие в этом проекте привело к разрыву между учителем и учеником. Беренс обвинял Миса в том, что он исказил его проект, в то время как Мис оправдывался, что только перевел размеры из немецких единиц в русские.
Людвиг Мис ван дер Рое

Когда 14 января 1913 года со строившегося здания сняли леса, в Петербурге разразился скандал. "Все петроградцы помнят тот взрыв общественного недоумения, неприязненного чувства и искреннего смеха, когда здание явилось во всем своем поражающем эффекте … Перед домом толпился мелкий мещанский люд, останавливались извозчики … Даже городовым не хватало полицейского мужества разогнать группы - они чувствовали, что тут нечто настолько выходящее из нормы … Одни негодуют, другие восторгаются, но все сходятся на том, что открытие этого здания есть событие общественного значения".



Большинству обитателей Петербурга здание не понравилось. В популярном журнале "Сатирикон" даже напечатали карикатуру, в которой от здания посольства в ужасе шарахаются лошади и даже соседние дома:


Мнение обывателей активно поддержали многие критики, среди которых особенно усердствовали сторонники классического стиля, видимо воспринявших здание посольства как издевательство над классикой. Известный критик Г. К. Лукомский прямо заявил, что здание посольства - " варварство в своем запоздалом модернистическом настроении". Художник и критик А. Н. Бенуа отмечал, что "нигде не проглядывает улыбка подлинной красоты, прелесть подлинного вкуса, … никакого намека на уют, на поэзию… на душу", и "построив это здание, архитектор может смело протянуть руку кубистам, фигуристам, акмеистам и прочим истам".
Особенно сильным раздражителем стала венчающее здание скульптурная группа, изображающая Диоскуров с лошадьми.

Статуи перед установкой на здание

Современная реконструкция статуй
Ее автор, скульптор Эберхард Энке был сторонником неоархаического направления в скульптуре, и статуи вышли подчеркнуто брутальными, что скорее раздражало петербуржцев. В рецензии журнала "Зодчий" ехидно писали: "Группа прекрасная: две лошади рядом, в профиль весьма схожие со знаменитым конём напротив Николаевского вокзала <т.е. памятник Александру III Паоло Трубецкого> , а спереди (если не видны задняя часть крупа и ноги) даже похожие и на лошадей; по сторонам две фигуры, изображающие бритых молодых людей жирного телосложения и весьма безучастного вида. Говорили, будто леса долго стояли из-за необходимости сделать у этих фигур некоторые цензурные изменения; судя по тому, что осталось, изменения эти были не очень велики ". Как ни странно, практически единственным из критиков, одобрившим статуи, был раскритиковавший сам дом А. Н. Бенуа, считавший, что "скульптурная группа сообщает грандиозность силуэту дома», а «кулиса с выглядывающими над карнизом конями очень эффектна и декоративна»
Помимо чисто эстетических соображений в деле было замешаны и чувства верующих, которым не нравилось, что статуи нагих мужчин стояли рядом с Исаакиевским собором (стоит напомнить, что после постройки собора статуи Диоскуров, украшавшие здание Манежа, были перенесены на Конногвардейский бульвар и вернулись обратно уже после революции, а ведь они были куда менее брутальны, чем те, что венчали посольство). Так что нет ничего удивительного, что в 1914-м году, после начала Первой Мировой войны, разъяренные толпы разгромили здание посольства сбросили статуи с крыши здания, на что "Сатирикон" также откликнулся карикатурой:


Разруганное критиками, пострадавшее от ярости жителей города, казалось бы судьба этого здания лишь служить печальным примером окружающим. Тем удивительнее, что вскоре после погрома отношение к этому зданию стало меняться, и в послереволюционный период оно стало одной из самых популярных построек города в среде архитекторов. В 20-е годы идеи упрощенной неоклассики, аналогичные заложенным в этом здании, разрабатывал архитектор Иван Александрович Фомин, именуя их в духе времени "пролетарской дорикой". А вершины популярности в архитектурной среде здание бывшего Германского  посольства достигает в 30-е годы, когда от советских архитекторов потребовали «овладения классическим наследием». В этой ситуации пойти по стопам  Беренса и Фомина выглядело весьма перспективно. «Беренс - неплохой немецкий архитектор. Но зачем так увлекаться его зданием бывшего посольства, этим прусским эпизодом в русской архитектуре нашего города?» - так говорил главный архитектор города Лев Александрович Ильин, критикуя здание Дома Советов, построенное архитектором Ноем Абрамовичем Троцким. Впрочем, максимальное влияние постройка Беренса оказала на творчество не Троцкого, а другого видного ленинградского архитектора - Давида Петровича Бурышкина. Черты сходства со зданием посольства легко различимы в таких постройках Бурышкина, как здания на площади Челюскинцев (Заневский пр., 1 и 2) и типография газеты «Правда» (Херсонская ул., 12-14).
P.S. Продолжение следует...

Дореволюционная архитектура, История, Зарубежная архитектура, Петербург, Беренс, Мис ван дер Рое Л.

Previous post Next post
Up