Западные звезды на питерской архитектурной сцене.

Jan 07, 2020 18:05

Во внешнем облике Петербурга важнейшую роль играют постройки архитекторов-иностранцев. Такие имена как Трезини, Кваренги, Камерон, Томон, Монферран известны всем образованным петербуржцам. Однако несмотря на свое иностранное происхождение, эти архитекторы являются в первую очередь частью именно русской архитектуры, поскольку все важнейшие их постройки находятся в России. Это неудивительно, поскольку если архитектурная карьера архитектора успешно развивается, ему нет особого смысла ехать искать удачу в "варварской" стране далеко на востоке. Кто-то из архитекторов, как Кваренги, хоть и начал свою архитектурную карьеру за рубежом, но звезд с неба не хватал, а кто-то, как например, Камерон, и вовсе был известен в основном как теоретик. Иные же, как старший Растрелли, просто были неудачниками, погрязшими в долгах. Однако из любого правила есть и исключения, и среди архитекторов, работавших в петровской России оказалось и две полноценных европейских звезды. Одна из них - Андреас Шлютер.
Среди всех архитекторов, приглашенных Петром I, Шлютер, безусловно, был самым знаменитым. Он родился в 1660-м году и прославился одновременно как скульптор и архитектор. В 1681-1693 годах он был придворным архитектором короля Польши Яна Собесского, а в 1694-м году перебрался в Берлин, где становится сперва придворным скульптором, а затем и придворным архитектором. Здесь он принимает участие в строительстве королевского замка (именно Шлютеру принадлежали наиболее значимые его части, создававшие основное впечатление), оформляет здание арсенала, создает памятник "Великому курфюрсту" Фридриху-Вильгельму I - одно из главных монументальных произведений немецкого барокко, возглавляет Берлинскую Академию художеств.  А 1 мая 1713-го года Шлютер подписывает договор о переходе на службу России (со стороны России договор, кстати, подписывает известный военный, дипломат, инженер и "чернокнижник" Яков Брюс).

На заднем плане - королевский замок, на переднем - памятник Фридриху Вильгельму I
Что же побудило 53-летнего архитектора и скульптора бросить все и отправиться за пределы тогдашней европейской цивилизации? Конечно, согласно договору он получал должность "баудиректора" с огромным жалованием 5000 рублей в год. Однако главную роль здесь, вероятно, играли карьерные проблемы архитектора. Спроектированная им 90-метровая Мюнцтурм - Башня монетного двора пошла трещинами и в 1706-м году ее пришлось разобрать. В результате Шлютер лишился должности главного архитектора, оставшись только придворным скульптором. И переезд в Россию он, скорее всего, рассматривал как второй шанс, попытку вновь подняться к вершинам (тем более, что в России у него не было бы конкурентов равного ему класса). К несчастью, судьба после переезда в Россию отпустила ему всего лишь год жизни. Уже 4 июля 1714-го года Шлютер скончался.
Конкретный его вклад в облик Петербурга определить достаточно сложно. Он достоверно является автором как минимум части аллегорических барельефов, украшающих Летний дворец Петра.

Минерва над входом в Летний дворец Петра I
Также он предположительно является автором Кикиных палат, дворца Монплезир, а также первоначальной планировки центра Кронштадта.

Кикины палаты
Судьба другого архитектора, Гаэтано Киавери, напротив является своеобразной антитезой к судьбе Шлютера. Работа в России стала для него всего лишь эпизодом на пути к успеху в других странах. В Россию 29-летний архитектор приехал в 1718-м году и начинал как помощник архитектора Николо Микетти. В этом качестве он непосредственно руководил строительством дворца Кадриорг в Таллине и Стрельнинского дворца.

Дворец Кадриорг
Самая заметная из его Петербургских работ - здание Кунсткамеры. Как известно, первоначальный проект ее был разработан архитектором Г. И. Матарнови, а после его смерти работы возглавил архитектор Н. Ф. Гербель. Однако в проекте были допущены ошибки и башня кунсткамеры, простояв всего год, стала разрушаться. Киавери доработал проект и завершил здание вчерне. Увы, в 1747-м году Кунсткамера сгорела, после чего была восстановлена с изменениями С. И. Чевакинским.

Кунсткамера. Не позднее 1737 года.
Другая крупная работа Киавери в Петербурге - дворец царицы Прасковьи Федоровны (построенный вместе с Н. Ф. Гербелем). К сожалению, и эта его работа до нашего времени не дошла, сейчас на ее месте находится здание Зоологического музея.

Дворец Прасковьи Федоровны
Еще одна работа Киавери находится в Новгородской области, в селе Коростынь. Это - церковь  Успения. В пользу авторства Киавери говорит необычная деталь - волнообразные очертания фасада первого этажа храма. Однако заканчивали строительство храма уже после отъезда Киавери из России и полностью идеи архитектора реализованы не были.

Успенская церковь в Коростыни.
Сам Киавери работал в России вплоть до 1727-го года, а в 1728 или 1729 годах покинул Россию. Впрочем, уехал он не слишком далеко, поступив на службу к курфюрсту Саксонскому и королю Польскому Августу Сильному. Именно в Польше и Саксонии Киавери достиг вершины своего творчества, построив в Дрездене Хофкирхе - придворную церковь.



P.S. Продолжение следует...

Дореволюционная архитектура, История, Зарубежная архитектура, Шлютер А., Киавери Г.

Previous post Next post
Up