1. «Эбертистами», в старой русской транслитерации «гебертистами», их назвали историки. Причем назвали очень некорректно. Правильней было бы, может, говорить «левое крыло клуба кордельеров» и деятели коммуны Парижа 1792-1794 годов. Иногда встречается термин «ультра», но он слишком общий ни к чему не обязывающий и потому неудовлетворительный. В общем, «эбертисты» упрочились в научном и публицистическом обиходе, и уже не подвинешь.
2. Хотя Жак-Рене Эбер (Гебер, Jacques-Rene Hebert) и не был однозначным идеологом и единственным лидером этого движения, умышленно или неумышленно весь негатив, связанный с его личностью, автоматически переносится на всю движуху.
Яркий пример - фильм Пьера Кардиналя «Сен-Жюст и сила обстоятельств» (ссылаюсь на фильм, т.к. книгу Альбера Оливье, по которой фильм поставлен, не читал). Фильм художественный, книга документальная. Можете хвильму посмотреть (
1 серия,
2 серия) и
разбор почитать, каков там Эбер и эбертисты, и вообще санкюлоты. В противоположность этому экранному воплощению есть более свежий
фильм «Народ и его король», где вполне адекватно изображены «эбертисты» Антуан Моморо, Клод Лазовски и другие товарищи.
То, что Эбер в своей газете «Папаша Дюшен» («Pere Duchesne») часто использовал площадную ругань, мат, обсценную лексику, как хотите, - не самое страшное, как по мне. О стилистике газеты см.
статью Д.Ростиславлева. То, что Эбер унижал и оскорблял осужденных на казнь - никакой здоровый человек не одобрит, конечно. Однако я думаю, дурную славу в истории на самом деле он схлопотал не за это.
С именем Эбера намертво связано движение дехристианизации. Был такой эпизод в истории ВФР, не продолжительный по времени (конец осени - начало зимы 1793 года), но важный по существу. К тому моменту церковь и попов поставили на место, правда, еще не на то, которое им по-хорошему полагается. Эбертисты замахнулись на гораздо большее. Дехристианизация была по смыслу уже не антиклерикальной (антицерковной), а антирелигиозной акцией. Ну и как могли оценивать такой замах в 19-м веке, когда религиознутых было едва ли не больше, чем в предшествующий рационалистический век?.. Да и в 20-м, «веке ХаХа», если вдруг уцепились за религию как «последний оплот» нравственности?..
Замечу попутно, что сам-то Эбер атеистом, кажется, и не был. Были - Анаксагор (Пьер-Гаспар) Шомет, прокурор коммуны, Сильвен Марешаль (в перформансах дехристианизации он не замешан, он все больше памфлеты писал), Антуан Моморо, Анахарсис Клоотс и, внимание, ряд экс-священников католического и протестантского разлива (епископ Гобель, Эйлож Шнейдер, Мюллер и др.). А Эбер транслировал мнение, что Иисус Христос - реально живший человек, революционер и «первый санкюлот», который проповедовал Liberte-Egalite-Fraternite. Ссылки на работы, где хорошо исследован вопрос взаимоотношений Первой французской республики и церкви, и в том числе движение дехристианизации, - пожалуйста.
Маутнер Ф.
Атеизм в эпоху Великой французской революцииДомнич М.Я.
Великая французская буржуазная революция и католическая церковьДомнич М.Я.
Народные массы Франции в борьбе с клерикальной контрреволюцией XVIII в.Захер Я.М.
Великая французская революция и церковьОлар А.
Культ Разума и Верховного существа во время Великой французской революцииОлар А.
Христианство и Великая французская революция 1789-1802Гравюры (репортажи с праздников «культа Разума») - у товарища, в связи с одной любопытной находкой.
Есть и другое. Посерьезней. Я, правда, считаю, что обвинения в шпионаже и диверсиях в отношении Республики слишком тяжелое, чтоб его бросать без неопровержимых доказательств. Я чту презумпцию невиновности даже в отношении Дантона. Вы сами зацените, на чем построено обвинение против Эбера в пособничестве роялистам. Есть такой Ефим Борисович Черняк, у него есть сочинение «Судебная петля: секретная история политических процессов на Западе», а в сочинении -
глава «”Отец Дюшен” - агент роялистов?» Основной источник - некая Марина Грей. Цитирую:
«…Приводя список использованных материалов, исследовательница - в соответствии с профилем серии 'Присутствие истории’ - не дает ссылок на эти источники. Если такое отсутствие ссылок не может смутить читателя, когда дело идет о найденных М.Грей сведениях, освещающих молодые годы Эбера, судьбу его потомков и тому подобные биографические детали, то этого никак нельзя сказать о тех местах книги, где приводятся данные, имеющие решающее значение для признания автора ‘Отца Дюшена’ роялистским агентом и подкрепляющиеся, например, глухой ссылкой на не названные точно ‘частные архивы’»
А меня смущает, знаете ли! Меня смущает отсутствие ссылок во всех случаях. Хотите - ознакомьтесь; книга самой этой Грей в тырнетах только за деньги. Ну да стоит ли она того, не знаю.
В период обострения классовой борьбы между мелкой, меленькой и мельчайшей буржуазией с лета 1793 по февраль 1794 «пособниками роялистов» и «шпиЁнами» одна другую фракции обзывали постоянно. Санкюлоты констатировали «нам жрать нечего и нет работы, а вы агенты Питта!», якобинцы в Конвенте отвечали «а вы лодку не раскачивайте, сами иноагенты!» Первыми с лодки сбросили
«бешеных» («enrages» - кстати, когда увидите, что какой-то автор ставит между «бешеными» и «эбертистами» знак равенства, кидайте в автора булыжник, оружие пролетариата, а писания его на помойку!) С «эбертистами» было справиться труднее, поскольку за ними была кое-какая вооруженная сила, «революционная армия». Но свалили и их ((
3. Трагический парадокс противостояния «ультралевых» и якобинцев в том, что и те, и другие выражали интересы широчайших групп населения. Ни тем, ни другим не откажешь в принадлежности к народу. Разрешить это противоречие было, пожалуй, и невозможно там и тогда ни экономическим, ни политическим способом. И тем не менее, все это отлично понимая с высоты пройденного человечеством пути, мы так и делимся на симпотизантов «бешеным», «эбертистам», «робеспьеристам», «умеренным-модернатистам-дантонистам», «жирондистам»… А пресловутая «научная объективность» в истории - полная фикция, что нам демонстрируют особенно ярко представители консервативной и либеральной «исторической науки». Опровергая на сто ладов, доказывают на тысячу, как говорила маркиза де Мертей.
Так вот, с победой Великой Октябрьской Социалистической революции и формированием новой, советской, историографии ВФР, среди историков вскоре прошла глубокая трещина. Сильно округленно, огрублено и схематизировано, сторонники прямой демократии и активного участия народных масс в управлении обществом и страной подняли на знамя «бешеных», бабувистов и «ультра». Ната Фрейберг
I II ,
Софья Лотте,
Яков Старосельский,
Яков Захер,
Виктор Далин, видимо, и
Сергей Моносов и
Раиса Тонкова туда ж тяготели. Им навстречу встали сторонники диктатуры более диктатурной, сторонники «временных» ограничений свободы печати и свободы дискуссий, и вообще… не раскачивайте лодку, иноагенты. Под молот репрессий попали и «ультра» Я.Старосельский, и «робеспьерист» Н.М.Лукин
I II III IV. А наша историография стала якобиноцентричной. Правильно коллега заметил, что в учебниках об «эбертизме» написано было вскользь и как-то невнятно. И как-то, хм, недоброжелательно, добавлю. Под занавес СССР на арену битвы вышел
Владимир Георгиевич Ревуненков, на стороне «эбертистов». Когда во все это погружаешься, то понимаешь, сколь нешуточно полыхало в нашей академической науке, и так и слышишь лязг оружия и грохот выстрелов.
На русском языке самой профильной книгой по теме я считаю труд «эбертиста», «троцкиста» 585-й пробы Морриса Славина
Эбертисты под ножом гильотины.
Статья В.Г.Ревуненкова
Гибель эбертистов тоже интересна.
Остальное с миру по нитке, надо вычитывать внимательно в работах по более общим вопросам.
Собуль А.
Первая республика (1792-1804 гг.)Старосельский Я.В.
Проблемы якобинской диктатурыТонкова-Яковкина Р.М.
Борьба течений внутри якобинского блока по вопросам максимума и революционного террора Тонкова-Яковкина Р.М.
Движение народных масс Парижа 4-5 сентября 1793 г. («Плебейский натиск»)Собуль А.
Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры: народное движение и революционное правительство, 2 июня 1793 года - 9 термидора II года В пост большой текст не утрамбовать, поэтому три обзора французских книг об Эбере, сделанные Н.Фрейберг, Р.Тонковой и Я.Захером, опубликованные в журналах «Историк-марксист» и «Вопросы истории» разных лет, добавлю в комментариях (за находки и подготовку спасибо
anton_pravdin25 и
bella_casus!)
4. И вернемся-таки к личности Эбера. Папаша Дюшен - это гораздо больше, чем газетный псевдоним. Это, можно сказать, гетероним, виртуал, который зажил самостоятельной жизнью независимо от своего создателя и намного его пережил. Как только разразится во Франции очередная революция (1830, 1848, 1871 гг.), так неизменно выходит на сцену папаша Дюшен, с его трубочкой и хлестким, метким словом.
Феномену народного газетного листка уделяет внимание, например, Генрих Кунов, сам профессиональный журналист:
Борьба классов и партий в Великой французской революцииГлава одиннадцатая. Гебер и его "Отец Дюшен"
1. Парижский интеллигентный пролетариат
2. Жак Рене Гебер
3. Воспитание и религия
4. Антикоммунистические тенденции "Отца Дюшена"
5. Санкюлоты и монополии
Напомню еще раз про
хорошую статью Д.А.Ростиславлева. Статьи Ксении Игнатьевны Раткевич и Юрия Викторовича Попова товарищи обещали восстановить в ближайшее время, мониторьте комментарии.
Очерк Власия Дорошевича
о журналистах ВФР, Эберу отведены полторы страницы.
Albert Soboul.
Dictionnaire historique de la Révolution française (большая словарная статья отличного историка. Но по-французски)Полный комплект, все выпуски «Pere Duchesne» на Галлике Великой и Прекрасной (электронная Национальная библиотека Франции)
Le Père Duchesne d'Hébert, ou Notice historique et bibliographique sur ce journal publié pendant les années 1790, 1791, 1792, 1793 et 1794 ; précédée de la vie d'Hébert, son auteur, et suivie de l'indication de ses autres ouvrages / par M. Charles Brunet (1805-1878)
* * *
Все высказанные соображения являются сугубо личными и подчеркнуто пристрастными (по завету Павла Антокольского), и возражения на них я уже знаю. А вы читайте и выводы делайте сами. Ссылки на полезные материалы и иллюстрации к теме приветствуются.
p.s. Если что, ник моего журнала - точно, именно в честь
того самого «Папаши Дюшена», что выпускал Максим Вильом со товарищи в дни рабочей Коммуны 1871 года. Но застолблен он был оченно давно и изначально для других целей. Цели перераспределились, ник остался ))
p.p.s.В Шарантончик Эбер тоже пробрался.
...
и встретился лицом к лицу с Месмером сыграл в Zингschпиле Йолка (самого себя)
отметился
в конкурсе педагогических проектовЕго как-то попытались из виртуальной республики вытурить. Он поскитался в параллельных мирах и темных веках и запросился обратно.
Притих и чё-то осмысляет.
#ВеликаяФранцузскаяРеволюция