Улететь подешевле. Часть 3. Программы для часто летающих пассажиров.

Jun 19, 2009 12:13

Продолжая разговор о том, как улететь подешевле и получше (для тех, кто пропустил - первая и вторая части этой серии статей), нельзя не упомянуть о программах для часто летающих пассажирах (FFP, Frequent flyer programs).



Эти программы являются реальным способом сделать себе один из 5-7-9 перелетов бесплатным, иногда получать приятные бонусы от авиакомпаний в виде бесплатного перехода в бизнес-класс, посещения бизнес-зала ожидания при перелете в эконом-классе или закрытия глаз на сверхнормативный регистрируемый багаж. При этом совершенно необязательно летать часто. Как сделать свои перелеты еще более эффективными с точки зрения Вашего бюджета, я расскажу в этой статье.

Что такое мили?
Для того, чтобы удержать своих клиентов на высококонкурентном рынке, маркетологи авиакомпаний придумали следущую "замануху". Протяженность (в милях или километрах) каждого перелета складывается на специальный счет пассажира, и в сумме несколько за несколько таких перелетов можно получить еще один перелет за счет авиакомпании, как правило, оплатив только сборы. Некоторые новички ошибочно полагают, что мили, заработанные честными полетами, обмениваются на билеты один к одному. К сожалению, это не так :) Мили обмениваются по специальным коэффициентам, и у каждой авиакомпании они могут отличаться. Таким образом, чем чаще Вы летаете одной и той же авиакомпанией, тем быстрее Вы сможете фактически задаром слетать куда-нибудь.

Это маркетинговое изобретение принадлежит American Airlines, впервые предложившей такую программу для своих пассажиров с 1 мая 1981 года. По состоянию на 2005 год AAdvantage оставалась самой крупной программой такого рода, насчитывая 50 тысяч членов.

Преимущества членов FFP
Некоторые люди считают, что программы повышения лояльности по каким-либо причинам ограничивают их выбор авиаперевозчика. Возможно, это так, однако, во-первых, никто не мешает завести себе счета хоть во всех FFP мира. А во-вторых, членство при частых перелетах дает ряд преимуществ. Совершая много перелетов, Вы можете получить статус привелегированного пассажира. Это будет проявляться в бесплатном пропуске в бизнес-зал ожидания даже при перелетах в эконом-классе, гарантированной возможности приобрести билет на любой рейс авиакомпании даже за 24 часа до вылета, получение большего количества миль за перелеты (с дополнительным коэффициентом от 25 до 50% за перелет), иметь законное право провезти регистрируемый багаж большего веса (или дополнительное место багажа на трансатлантике). Полный список льгот приведен на сайтах FFP.

Как набирать мили
1. Мили за перелеты
Первый и самый очевидный способ заработать бесплатный билет на самолет - это регулярные полеты одной и той же авиакомпанией. Чем чаще Вы летаете, чем длиннее у Вас перелеты - тем быстрее Вы сможете накопить долгожданные мили. Для того, чтобы мили за перелет поступили на Ваш счет, нужно предварительно зарегистрироваться в FFP и указать свой номер участника в ней при бронировании билета. Удостовериться, что номер внесен, можно на стойке регистрации рейса. Разные программы имеют разную степень эффективности участия. В некоторых (показывать пальцем не буду), как правило, локальных программах, не участвующих в глобальных альянсах (см. ниже), чтобы заработать бесплатный перелет, нужно очень сильно постараться и проводить в небе значительную часть своей жизни. В других премиальный билет легко зарабатывается в течение 6-12 месяцев, в зависимости от частоты перелетов.

Мили бывают двух видов - статусные и нестатусные. Первые зачисляются только за перелеты и позволяют получить более высокий уровень в FFP, если за год Вы наберете необходимый минимум (обычно от 20000-25000 миль в год) что, в свою очередь, приведет к большему количеству заработанных миль за счет повышающих коэффициентов. Более высокий уровень в программах ЧЛП также можно получить за счет большого количества сегментов в течение года (обычно 20-25). Повышенный статус нужно подтверждать каждый год: если Вы не набрали нужного количества миль, Вас "понизят". Нестатусные мили позволяют просто приобрести билет.

Существует несколько тонкостей. Во-первых, чем дороже билет, тем больше миль Вы заработаете. За перелет в бизнес-классе можно получить от 150 до 200% миль от фактического расстояния, за перелет в эконом-классе по годовому тарифу (который, как правило, довольно высок) скорее всего Вы получите 150% миль. Во-вторых, за перелет по билету, купленному по распродажному тарифу, Вы можете получить от 0 до 100% миль (чаще всего дают 50% от расстояния). Конкретные условия можно найти на сайтах программ лояльности авиакомпаний. В-третьих, иногда Вы можете получить бонус в виде дополнительных миль при покупке билета через сайт авиаперевозчика, или при попадании на акцию по дополнительным милям на определенные направления. Также иногда в условиях программы прописано, что мили сгорают при неактивности счета в течение 1-3 лет. Обычно можно получить мили за перелеты, совершенные до полугода до вступления в программу, внеся данные о перелете в специальный раздел сайта, либо отправив посадочные талоны в отдел авиакомпании по работе с часто летающими пассажирами.

2. Кобрендинговые банковские карты
Если летаете Вы немного, но зато являетесь активным участником безналичных расчетов по пластиковым картам, имеет смысл оформить т.н. кобрендинговую пластиковую карту для расчетов. В России такие карты есть у Альфа-банка (кобрендинг Mastercard и Аэрофлот), Сбербанка (кобрендинг Visa и Аэрофлот), Сити-банка (кобрендинг Mastercard и Lufthansa или Аэрофлот) и некоторых других.

Вы будете получать 1 милю за каждый потраченный 1 доллар или евро (30 рублей, если валюта карты - рубли) с "классической" карты, или 1,5-2 мили - с карты уровня "Золотой" и выше. При оформлении такой карты в банке необходимо указать номер участника программы для часто летающих пассажиров. Стоит отметить, что мили не начисляются при снятии наличных в банкомате, но начисляются при оплате различных услуг через него же. Если покупка по карте была осуществлена, а затем отменена, то мили также будут возвращены обратно.

3. Проживание в гостиницах и другие возможности заработка миль
Мили также могут начисляться за проживание в некоторых гостиницах, за взятие машины в аренду, пользование услугами каких-либо партнеров программы. Информацию о текущих партнерах программы всегда можно найти на сайте FFP авиакомпании.

Как потратить мили
Для того, чтобы конвертировать мили в билеты, нужно проверить, что количества Ваших миль хватает для перелета по выбранному направлению - для этого на сайте программы лояльности существует таблица выплаты премий вида "направление - требуемое количество миль". Бонусный билет можно оформить либо в офисе авиакомпании или call-центр, либо через Интернет (последняя возможность есть не у всех авиакомпаний). У многих авиакомпаний бывают "мильные" распродажи - в их действие можно оформить бонусный билет, потратив меньшее количество миль с большей пользой. Вам остается оплатить только сборы за билет, хотя и их в некоторых программах можно оплатить милями. Вы можете без проблем оформить билет или услугу партнера FFP на другого человека, однако не можете перевести ему на счет свои мили (например, чтобы добавить недостающие для перелета). У многих авиакомпаний также можно повысить класс обслуживания за мили, т.е., приобретя билет в эконом-класс, доплатить милями и лететь в "бизнесе".

Добавлю ложку дегтя. Премиальные билеты оформляются по отдельным классам бронирования. как правило, квота по ним есть далеко не на все рейсы и даты, поэтому по некоторым направлениям (например, Куба) нужно искать сильно заранее, имея хотя бы небольшой интервал для варьирования. Проверить, есть ли билеты на нужный Вам рейс, можно на SeatCounter. Вас должны интересовать места по классам бронирования O (первый класс), I (бизнес-класс) и X (эконом-класс), но лучше предварительно уточнять информацию о классах в интересующей авиакомпании. Например, у KLM класс I является обычным, непремиальным бизнес-классом. При бронировании премиального билета путешественнику нужно оплатить только сборы (как правило, топливо+аэропорт) - но эти сборы бывают настолько большими, что сводят всю идею премии на нет. Поэтому мили выгодно тратить на сложные маршруты или пиковые даты (праздники). Также стоит отметить, что сборы за премиальный билет значительно ниже у американских авиакомпаний в силу их законодательства. В некоторых FFP сборы также можно оплатить накопленными милями.

Глобальные альянсы
Для того, чтобы можно было эффективно набирать мили при путешествиях по другим странам, авиакомпании объединяются в глобальные альянсы. Для нас с вами это означает, что мили за перелеты внутри одного альянса можно складывать в любую программу его участников. На сегодняшний день существует три глобальных альянса - Skyteam, OneWorld, StarAlliance (*A). Список авиакомпаний-участников альянсов можно без труда найти на их сайтах. Для того, чтобы получать мили, нужно просто указать номер участника и "родного" авиаперевозчика, где Вы прописаны.

Рекомендации по выбору программы
Для того, чтобы наиболее эффективно набирать мили, нужно проанализировать подходящие для Вас программы и выбрать оптимальную. Рекомендую выбирать альянс с российским партнером. На сегодняшний день это Skyteam c Аэрофлотом, *A c Трансаэро, числящимся партнером British Midland Airways (bmi). S7 должна вступить в OneWorld в 2010 году как партнер British Airways (не путать с bmi!), на нее также стоит обратить внимание.

Как правило, для пассажиров эконом-класса и бизнес-класса наиболее эффективными являются разные программы: некоторые начисляют больше миль за перелет в бизнес-классе, но меньше за перелет в экономе, и наоборот. Более того, все зависит от используемых Вами авиакомпаний. В разных программах дают разное количество миль за одни и те же классы бронирования одних и тех же авиаперевозчиков.

Разные хитрости
Что делать, если до премиального билета по нужному направлению не хватает совсем немного? Мили можно "докупить". Самый простой способ - купить что-нибудь по кобрендинговой карте. Другой вариант - дождаться специальной акции по начислению миль за заполнение анкет, регистрации на каких-то сайтах и т.п. Также иногда бывают акции по переводу миль с одного счета на другой.

Иногда бывает выгодно купить билет по чуть более дорогому тарифу, но со 100% зачислением миль.

Если мили "потерялись", т.е. не зачислились в течение месяца после поездки, то, как правило, их можно восстановить, отправив оригиналы (!) посадочных талонов в отдел вашей авиакомпании, занимающийся бонусными билетами. Следует отметить, что нередки случаи потерь уже доставленных по почте посадочных в офисе перевозчика, поэтому обычно рекомендуется сделать их копии, чтобы иметь на руках какое-то подтверждение совершения Вашей поездки.

Заключение
Резюмируя, можно сказать, что "мильные" программы являются хорошим подспорьем в борьбе за дешевые перелеты. Приятно получать бонусы от перелетов любимой авиакомпанией, поскольку их получение не требует фактически никаких дополнительных усилий. Хочу привести ссылки на сайты наиболее популярных в РФ, по моему мнению, программ для частолетающих пассажиров:
Аэрофлот Бонус
S7 Priority
Lufthansa Miles&More
OK+ Czech Airlines

Обширный список программ для ЧЛП, упорядоченный по странам и континентам, есть на Википедии. Впрочем, за весь мир не скажу, но по России там указаны далеко не все программы. На одном из крупнейших мировых (англоязычных) форумов по гражданским перелетам FlyerTalk также есть целый раздел, посвященный FFP.

Следующая статья серии будет посвящена различным дополнительным сервисам и словарику часто летающего пассажира.

Часть 1. Общие принципы
Часть 2. Специфика регионов
Часть 4. Улететь поудобней

Улететь подешевле, Авиа

Previous post Next post
Up