Улететь подешевле

Jun 08, 2009 20:27

Многие мои друзья часто мне задают вопросы о том, как можно подешевле купить билеты на самолет для путешествия по просторам нашей необъятной Родины, или за ее пределы. Чтобы вопросов было меньше, я решил обобщить свой опыт, разбавив это наглядными примерами из своей жизни.




Анализируя процесс поиска вариантов перелета, я пришел к выводу, что для любой поездки существует общий алгоритм поиска билетов.

Стратегия поиска дешевых билетов на самолет состоит из трех этапов:

1. Выбор маршрута
2. Поиск дешевых билетов и проверка условий тарифа
3. Приобретение билета

Далее я опишу каждый из них подробно и расскажу о подводных камнях, которые могут подстерегать на пути к перелетам по разумной цене.


1. Выбор маршрута

Дано: город вылета, город прилета, дата +/- 7 дней, до вылета остается от 6 месяцев до 2 недель. Хочется добраться "быстро и недорого"? :) Отлично! Поскольку мы ищем варианты подешевле и готовы смириться с небольшим дискомфортом, нужно учесть, что:
1. В одном крупном городе может быть несколько аэропортов. Например, в Москве сейчас работает три аэропорта. Хорошо знать их трехбуквенные коды каждого (SVO, DME, VKO) для быстрого ввода, однако не все знают, что существует код, обощающий их все - MOW. Таким образом, введя в систему бронирования этот код, мы получим результаты сразу по всем ним. К сожалению, такой код знают не все сайты бронирования. Более того, некоторые из них требуют только полного ввода города отправки-прибытия (например, UTair)
2. Рядом с крупным городом могут быть города поменьше, в которые тоже можно прилететь, и добраться до конечного пункта назначения на электричке или автобусе. Например, рядом с Пекином есть "небольшой" по китайским меркам городок Тяньцзинь (население 11 млн. человек), в который с этого года сравнительно недорого летает любимая многими AirAsia X. Еще пример? Вы можете лететь Барселона (BCN) - Франкфурт (FRA) "люфтами" за 220 евро или Жирона (GRO, 60 мин от Барселоны) - Франкфурт-Хан (HHN, 40 мин от Франкфурта) максимум за 45 евро на Ryanair. Хорошо, плюс 20 евро на поезда.
3. Рядом с крупным городом может быть другой крупный город с аэропортом, из которого добраться до конечного пункта назначения на электричке или автобусе. Например, три года назад жителям Иркутской области было удобно летать... через Улан-Удэ (при условии наличия времени на ночь в поезде), поскольку цена отличалась почти в два раза (14 против 8 тысяч рублей RT (round trip, туда и обратно). Это было связано с проведением демпинговой ценовой политики всех авиакомпаний, работающих на данном направлении.

Руководствуясь этими правилами, можно существенно расширить круг поиска, что даст нам дополнительные возможности для игры с датами. Как правило, при поиске на сайтах авиакомпаний используется код нужного аэропорта, а при поиске на сайтах-агрегаторах (сайтах, осуществляющих поиск по нескольким авиакомпаниям) билетов - общий.

2. Поиск билетов

Итак, с критериями поиска мы определились, теперь нужно знать, где искать. Существует огромное количество интернет-ресурсов, продающих авиабилеты. Всех их условно можно поделить на три категории:
1. Официальные сайты авиакомпаний. На них, как правило, продаются билеты только на свои рейсы, но предлагаются самые низкие цены на свои рейсы (исключение составляют некоторые компании, берущие комиссию за покупку билета через Интернет и не делающие этого при покупке через офис или по телефону. К ним относится, например Сибирь). Однако бывают и исключения. Например, на рейсы S7 иногда можно дешевле купить билет у ВладивостокАвиа, имеющий с ними договор codeshare, разрешающий продавать билеты на их рейсы. Сайты почти всех авиакомпаний мира можно найти на сайте airline contact или airlinecodes.co.uk.
2. Сайты-агрегаторы. Такие сайты имеют, как правило, доступ к глобальным системам брониронивания и позволяют после поиска сразу же приобрести билет. За одновременный поиск по всем авиакомпаниям компании такого рода берут небольшую комиссию (обычно порядка 10 евро). Исключения существуют: например, Expedia, крупный американский агрегатор на период мирового финансового кризиса отменил комиссии за бронирование билетов через их сайт. Иногда на таких сайтах можно получить цену даже несколько ниже, чем на официальном сайте перевозчика (это возможно по различным маркетинговым причинам). К другим известным сайтам такого типа относятся travelocity, airfare и отечественный Посошок (стоит отметить, что год назад флагманом отечественного Интернет-бронирования был avantix, однако из-за кризиса компания обанкротилась и сменила владельца).
3. Сайты-суперагрегаторы. Эти - ищут по двум вышеуказанным категориям, однако иногда имеют существенный недостаток - цены, которые они выдают, могут быть уже недействительны, поскольку информацию в базе они обновляют хоть и автоматически, но только при поисковом запросе пользователя. Наиболее известные ресурсы такого класса - dohop, skyscanner, momondo.

Существуют также новостные сайты, аккумулирующие спецпредложения авиакомпаний. В России самый известный из них - это раздел "Авиа" на Travel.Ru. Также стоит отметить aviasales.ru, поддерживающий RSS. Удобный сервис предоставляет kayak.com - "Fare alert" сообщает о горящих ценах по выбранному направлению на указанный Вами email, причем предел "горящей" цены задаете Вы.

Время покупки. Часто мне задают вопрос, когда стоит покупать билеты, заблаговременно или как можно позже. К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет, поскольку у каждой авиакомпании своя маркетинговая стратегия, которая имеет свойство постоянно меняться. Обычно я начинаю мониторинг билетов по нужному мне направлению за 3-4 месяца до предполагаемой даты отправления.

"Бюджетность" авиакомпаний. Существует расхожий миф о том, что при наличии т.н. бюджетных авиалиний на нужном направлении нужно смотреть билеты тольно на них. Это справедливо далеко не всегда, поскольку распродажи "нормальных" авиакомпаний часто не уступают тарифам бюджетных, а иногда и превосходят их (в хорошем смысле :)). Существует также другой миф о том, что бюджетные авиакомпании на самом деле таковыми не являются, что у них все дорого, что тариф 1 доллар, а сборы - 100 и т.д. Последняя распродажа Ryanair, прошедшая 3-4 недели назад, по которой билеты по большинству направлений стоили 3 евро со всеми сборами и check-in'ом, говорит об обратном. Ищущий да обрящет!

2.1 Условия тарифа

После выбора интересующего рейса и тарифа хорошо ознакомьтесь с его условиями (fare rules). Особенно Вас должны интересовать условия сдачи билета, возможности остановки, open-jaw и смены даты/направления. Согласно Воздушному кодексу РФ, все билеты на перелеты, осуществляемые на территории нашей страны (т.е. вылет или прилет), - сдаваемые без штрафов. Если Вас убеждают в обратном, смело пишите претензию, получите свои деньги без проблем через месяц-два. Такая вот Россия загадочная страна :) Если рейс - не имеет с Россией ничего общего, читайте правила, но по своему опыту я могу сказать, что дешевые билеты, как правило, несдаваемые (впрочем, это тема для отдельного разговора). Возможность остановки (stop-over) может заинтересовать, если Вы хотите при поездке осмотреть пункт транзита более внимательно. О планируемом стоповере нужно заявить при покупке билета. Более нетривиальный случай: билеты в красавицу Прагу на CSA стоят около 20 тысяч рублей, а в Рим через Прагу ими же - всего 11, да еще и с бесплатным stop-over. Для того, чтобы в Прагу улететь за 11, мы берем билеты в Рим и делаем остановку в Праге на нужное время. Возвращаемся обратно через Рим по правилу минимального пребывания (обычно от 1 до 3 суток), где гуляем на честно сэкономленные ойро. Впрочем, это скорее исключение, чем правило. Возможность улететь в один город, а улететь из другого дает нам правило под названием open-jaw (переводится как "открытая пасть"). Если "пасть" разрешена, то Вы можете улететь в Мюнхен, а вернуться из Парижа. Иногда на это правило наложены определенные ограничения по удаленности аэропортов друг от друга. Большую часть стоимости билета часто составляют т.н. "сборы" (плата за керосин, аэропортовые службы, иногда государственная пошлина), которые в большинстве случаев можно вернуть, если даже сам тариф невозвратные и поездка не имеет пунктов назначения/стыковки в России).

3. Приобретение билета

Казалось бы, что с покупкой справится каждый. Однако здесь также есть ряд интересных тонкостей. Обычно для покупки через Интернет требуется карта классом не ниже Visa Classic или Mastercard Standard. Но, как я уже говорил, при покупке через Интернет некоторые авиакомпании берут комиссию. Этого можно избежать, если, например, покупать по определенному виду карт (например, у Ryanair - это низкоуровневая Visa Electron, причем подойдет не всякая), или покупать по телефону (у S7). Учтите, что, как правило, при бронировании по телефону можно сразу оплатить билет, продиктовав оператору колл-центра данные Вашей карточки (по моему опыту это безопасно). Некоторые авиакомпании берут комиссию за оформление бронирования в офисе (например, Аэрофлот). И фактически все берут комиссию за оформление бумажного билета на бланке IATA (такой услуги у перевозчика может и не быть), поскольку весь мир уже два года как полностью перешел на электронные билеты, и только в нашей стране находятся люди, желающие летать по-старинке. Иногда пластиковая карта одного банка не проходит к оплате (это может быть по разным причинам), тогда советую просто попробовать другую.

Выводы
Лично я делаю следующим образом. Обычно я захожу на skyscanner или dohop (по настроению), проверяю, какие авиакомпании летают в нужном направлении, и их тарифы, затем иду на сайты авиакомпаний и проверяю билеты там. Также я регулярно мониторю несколько разделов на Travel.Ru и форум Винского, вообще полезный для общих знаний о путешествиях. Эта формула успешно работает для меня и моих друзей. А для Вас? :)

Приятного отдыха и мягкой посадки!

Следующая статья этой серии будет посвящена региональным особенностям приобретения билетов.

Часть 2. Специфика регионов
Часть 3. Программы для часто летающих пассажиров
Часть 4. Улететь поудобней

Улететь подешевле, Авиа

Previous post Next post
Up