Нищета sci-fi

Oct 28, 2010 11:09

Почему в последние десятилетия так высоко взошла звезда фэнтэзи, а звезда научной фантастики, напротив, закатилась, несмотря на доблестные усилия упорных одиночек? Одним из главных приемов литературы, даже в низких жанрах, является правдоподобие, концы должны увязываться, а следствия исходить из причин. Без этого даже непритязательный читатель ( Read more... )

bull

Leave a comment

Comments 70

О Ефремове как английском шпионе. v_strane_i_mire October 28 2010, 17:46:12 UTC

avva October 28 2010, 17:46:33 UTC
А верно ли это - что высоко взошла звезда фентези, а звезда научной фантастики закатилась? Мне казалось как раз наоборот - в фентези я могу назвать всего несколько очень талантливых писателей, в фантастике куда больше. В фентези из написанных за последние 10 лет книг, что я читал, мне понравились две, в фантастике не меньше дюжины. Как определять, чья звезда закатилась? По продажам? Но они необязательно отражают качество, и более/менее честное отношение к "нарушению законов" - совсем не то, что притягивает или не притягивает широкого читателя, мне кажется.

Reply

aptsvet October 28 2010, 17:52:49 UTC
Это не вкусовое суждение, а скорее зрительное. Я помню полки американских книжных магазинов в 70-е, ломящиеся от sci-fi. Фэнтези тогда было немного, а многотомные серии можно было сосчитать по пальцам одной руки. Сегодня ситуация совершенно обратная. Да, "опера" до сих пор остается сравнительно популярным жанром, но именно в ней наука наглее всего игнорируется.
Можно проследить также по карьерам некоторых ведущих писателей, оперативно переключившихся на с sci-fi на фэнтези.

Reply


aprilpowers October 28 2010, 17:51:36 UTC
Я так тоже склоняюсь к мысли о том, что фэнтези более склонна к романтизации, чем фантастика (не или/или, а лишь более склонна).

Reply

aptsvet October 28 2010, 17:55:20 UTC
В смысле, что там больше про любовь? Пожалуй. Тут можно говорить даже о преобладании женщин на рынке, которые являются основными покупателями и читателями книг любых жанров. Жесткую sci-fi они никогда особенно не жаловали, это был жанр для мальчиков.

Reply


naigoro October 28 2010, 21:11:29 UTC
Ну а разве у этих жанров один и тот же корень?
По-моему, совпадает лишь бутафория кое в чем. Фантастика, все же, восходит скорее к Просвещению, а фэнтези - к скальдам, рыцарским романам и т. п. героической традиции.
Фэнтези - не ход мысли, а картина маслом, красивая, законченная. Как мюзикл.
Фантастика же была и осталась разворачиванием мысли, и потому не гарантирует ответов на возникшие вопросы.
В фэнтези вопросов без ответов не остается, в том смысле, что проблема не "повисает".

Другое дело - "легитимация" фантастики в сознании ищущих достоверности. Она была продуктом времени - когда в прогресс было принято именно верить, в стиле, близком чуть ли не к карго-культу. Тут культ предков и культ потомков - вещи взаимозаменяемые... Упование на силу, сверхъестественную уже потому, что она пребывает в "нереальном" времени.

Reply

karlotta_off October 29 2010, 05:55:05 UTC
понравилась эта мысль весьма.

в кадом жанре герой ставится лицом лицу с испытанием, проблемой, и, естественно, читатель размышляет самопроизвольно "а как бы я поступил", но.......

фэнтези обусловлена древними правилами, сказошными ещё правилами или правилами былин, а для фантастики правил таких нет, она не предсказуема, но, в сущности, что она может сказать? о чем? быть может о тех же все общечеловеческих проблемах, но некоторым образом доводя их до не абсурда но предабсурда?

Reply

naigoro October 29 2010, 08:27:46 UTC
Ну, не думаю, что до какого-то абсурда. Просто в иных декорациях, из которых Лем вот выбирал больше те, которые сами порождают специфические проблемы (отношения с космосом, столкновение с иной логикой, с Другими вообще), а Стругацкие выбирали те, в которых любимые ими этические вопросы представали в гротескной форме...
Но вот предтечи у фантастики, по-моему, раньше 19-го века не прослеживаются. Тогда как у фэнтези среди них можно назвать хоть Шота Руставели.

Reply

karlotta_off October 29 2010, 08:46:35 UTC
да. сорри. боюсь я употребила не то слово и следовало сказать не "абсурд" а "экстремальность" - в той или иной степени...

предтечи? а отчего же не Леонардо да Винчи и Роджер Бэкон, которые выдумывали всевозможные машины? с одной стороны это были чертежи и записи, но вот, конечно, героев которые ЖИЛИ бы в этих чертежах увы не было....

Reply


borhud96 October 29 2010, 04:29:35 UTC
В детстве страстно увлекался фантастикой вместе с друзьями. Не все имена-названия помню, но было вот такое интересное решение проблемы времени: садишся в капсулу в пункте А и через секунду ты в капсуле в пункте Б в любой части вселенной. Тур компания, бизнесс - плати и путешествуй. Но, вдруг, выясняется, что в пункте Б появляешся не ты, а твой двойник, клон, по-быстрому скопированный в капсуле А и воспроизведенный в капсуле Б. (как - не важно, мы о времени). Оригинал аннигилируется.

Reply


Leave a comment

Up