Добродетель сектанта и грех философии

Mar 11, 2016 11:11

Отдельно выкладываю приложение к статье, "Топосе" все опубликовано в едином тексте.

В самом конце вернусь к процитированному выше определению секты от Макса Вебера: «Секта - это общество спасенных, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира… Секта - союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию». Так как я не занят сейчас ( Read more... )

философия, древность, Пифагор, публикация

Leave a comment

trita March 11 2016, 19:03:08 UTC
Поиском по журналу так и не удалось найти определение "свободного ума". Учитывая какой акцент делается на этой идее, не будет ли логичным дать такого рода определение, ну или хотя бы попытаться раскрыть, что же это такое?
Я вот, например, с трудом представляю что бы это могло быть в позитивном смысле, только в негативном -- ум анархист -- но тут трудно найти связь с философией.

По мне так тема достойная целого исследования.

Reply

antonrai March 12 2016, 06:49:02 UTC
Свободный ум - это ум, при решении задачи не прибегающий к помощи авторитета, но пытающийся разрешить задачу только на основании имеющихся в наличии данных (соответственно и авторитетные точки зрения рассматриваются только как часть данных). Можно сказать и так, что свободный ум - это ум, пытающийся решить только те задачи, которые еще не разрешены. В тенденции, конечно.

Reply

trita March 12 2016, 07:03:30 UTC
Интересно... Можем ли мы тогда утверждать, что "свободный ум" как минимум не свободен от "решения задач"? И если да -- в чём причина тенденции к этому действию и может ли "свободный ум" и от него освободиться?

Про задачи "которые еще не разрешены" не понятно о каких масштабах решения идёт речь, ума самого по себе или общечеловеческих.

Reply

antonrai March 12 2016, 07:20:46 UTC
Нет, конечно, от решений задач свободный ум не свободен, если его освободить от решения задач, он перестанет быть умом:)
Ну а какого рода задачи могут разрешаться умом - всякого рода, вот, например, можно попытаться определить, что такое свободный ум. И я, пожалуй, не могу сказать - общечеловеческая это задача, или задача ума самого по себе...

Reply

trita March 12 2016, 07:32:40 UTC
Ну а можем мы определиться с тем, что задача, будучи "решена" одним умом, может быть решением для другого ума? И не станет ли такая "возможность" означенной выше "зависимостью от авторитета", то есть атрибутом ума несвободного?

Вопрос то был не о масштабах задачи, а о тех масштабах, в которых это "решение" действительно действует, то есть является таковым. То что для "Эзопа" есть решение, является ли решением для "Ксанфа"?

Reply

antonrai March 12 2016, 07:49:30 UTC
Несомненно, решение задачи одним умом может быть признано в качестве такого и для другого ума; хотя обычно, так как ум берется за решение только не вполне однозначно решаемых задач, то согласие может быть согласием "с оговорками". И уточнение этого решения может стать новым решением. Я ведь специально подчеркнул, что авторитетные точки зрения - часть данных, естественно, нельзя не иметь их в виду; не в силу их авторитетности, но в силу того, что эта авторитетность является следствием значимости сформулированного решения задачи. Если же, например, некое решение принимается безоговорочно, то, естественно, наш свободный ум просто начнет искать новую задачу.

Reply

trita March 12 2016, 08:24:57 UTC
А по каким критериям можно различить свободное принятие умом состоявшихся решений другого ума, от "прибегания к помощи авторитету"? Это ведь, насколько я пониманию, полностью субъективный процесс, который если даже и может, то вовсе не обязан иметь объективного выражения.

И ещё неизбежный вопрос, что есть "данные" имеющиеся в наличии ума, и что ограничивает или расширяет их наличие? Логично ведь предположить, что количественно большие данные ведут к качественно бОльшим же решениям. Ограничен ли свободный ум в данных?

Reply

antonrai March 12 2016, 12:54:20 UTC
Нет, это совсем не "полностью субъективный процесс", да и как он может быть таковым? Если два человека разбирают одну и ту же тему - то подход, конечно, может сильно разниться, но согласие или несогласие с оппонентом (равно как и точки пересечения - аспекты раскрытия темы тоже могут сильно разниться, но где-то должны быть и точки пересечения) задается через общность тематики. Ответить конкретнее вне контекста конкретной задачи затруднительно. То же касается и данных. В контексте решения задачи понятно, какими данными пользуется тот, кто ее решает. Теми, которые есть в наличии, и которые он потрудился найти. Поставляет же их сам объект наблюдения (то есть опять все определяет решаемая задача - рассматриваемая тема). Конечно, любой ум ограничен в данных, это одно из естественных ограничений. Например, трудно рассуждать о глобализации, если еще нет глобализации:)

Reply

trita March 12 2016, 16:07:26 UTC
Двух человек в процессе решения я как бы и не рассматривал, их отношения в общем понятны. Как быть с "Пифагором", "Платоном", "Гегелем" -- они ведь не оппоненты (ну разве что воображаемые = иллюзорные), как отличить доброкачественное (в рамках парадигмы свободного ума) приятие их решений задач как данных, от злокачественного "прибегания к авторитету"? Философ согласный с "Платоном" на основании свободного выбора и философ согласный с "Платоном" из-за религиозных побуждений -- объективно чем-то отличаются? Если да - по каким критериям ( ... )

Reply

antonrai March 13 2016, 06:57:44 UTC
"Философ согласный с "Платоном" на основании свободного выбора и философ согласный с "Платоном" из-за религиозных побуждений -- объективно чем-то отличаются? Если да - по каким критериям?"

Трудно отвечать на вопрос, заранее подразумевающий ответ. Фактически я просто повторю в утвердительной форме то, что вы говорите в вопросительной. Быть согласным с некоторыми словами, потому что ты согласен именно с этими словами, а не потому, что их сказал Платон - разница, по-моему, именно в этом - я не вижу, как еще ее можно определить:)

В отношении вопроса о данных я буду придерживаться ранее сказанного - бессмысленно говорить о том, что это за данные вне контекст конкретной разбираемой темы. В самом же общем виде, можно сказать, что всякое явление так или иначе себя про-являет (в силу того, что оно - явление). Вот эти про-явления - и есть данные. Иными словами, исследуя, например, литературу, я закономерно обращаюсь к... литературе:)

Reply

trita March 13 2016, 07:53:49 UTC
"Платон" и все остальные взят в кавычки, все эти имена лишь бирки на словах, для идентификации той или иной линии задач и их решений. Я же не говорю что разницы нет, я спрашиваю как по фразе "я согласен с Платоном" отличить качество этого согласия, согласен ли он со словами Платона в их сути, или с "Платоном" как авторитетом ( ... )

Reply

antonrai March 13 2016, 08:09:47 UTC
Если кто-то скажет только лишь что он согласен с Пифагором, то из такого суждения естественно вообще ничего понять нельзя. Это все равно, что надпись на стене: "Я согласен с Пифагором" - кстати, замечательная была бы надпись:) Очевидно, что у такого суждения в какой-то опять-таки конкретной работе есть свой контекст, из которого нам понятно, с чем именно согласен соглашающийся. И форма этого согласия тоже в значительной степени проясняется.

Говоря же о сути литературы я могу с уверенностью утверждать лишь одно - не имея в наличии литературы я не смогу ничего сказать о ее сути. Опять-таки, чтобы думать о проблеме: "что проявляется, что принимается" нужно иметь дело с проявлениями и приемом этих проявлений как данными возможного решения задачи. Я не вижу возможности выйти из этого круга.

Reply


Leave a comment

Up