Отдельно выкладываю приложение к статье, "Топосе" все опубликовано в
едином тексте.
В самом конце вернусь к процитированному
выше определению секты от Макса Вебера: «Секта - это общество спасенных, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира… Секта - союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию». Так как я не занят сейчас
(
Read more... )
Я к тому, что вы делали и делаете однозначные (в свою пользу, естественно) выводы о качестве или свободе мышления на основании вовсе неоднозначных "данных". Ну вот сказал кто-то (в литературе) что согласен с "Пифагором" и сам тоже умер давно -- вы не сможете уточнить, что он имел в виду, но какими критериями вы эти данные определяете как несвободу внутреннего выбора, как приверженность авторитету, добродетели послушания и сектантству и прочим неприятностям, разве не произволом только собственной мысленной необходимости из множества возможный вариантов выбирается один, как кстати необходимый самому мыслителю в качестве "данных" доказывающих его же позицию? Отсюда и вопрос свободного ума о собственной природе "данных", природе независящей от контекста.
О природе данных -- да, пожалуй это трудномысленная задача, но ничего бессмысленного я в ней не вижу. Физики тоже изначально в штыки воспринимали понятие кванта и квантовые феномены, но сам научны метод вынуждает принимать новую истину в ущерб старой. "Про-явление" как минимум подразумевает источник впечатлений и приёмник впечатлений, а так же среду, по-сред-ством которой впечатление становится возможным. И всё это может быть не менее свободно умом быть рассмотрено , в универсальном смысле, без необходимости опираться на конкретные формы проявлений в рамках конкретных задач. Органы чувств не возникают в момент чувствования. Явление себя проявляет -- это ссылка определения на само себя, ум не может оперировать такой конструкцией без иллюзии. Иными словами: говоря о литературе как о данных, что вы называете литературой по её сути? Что проявляется, что принимается и какова достоверность?
Я понимаю что у этой "задачи" ещё нет решения. Но я определённо понимаю так же, что не решив задачу о природе данных -- все наши иные "решения задач" свободного ума остаются эфемерными, они основаны на произвольном допущении, и вовсе не "свободны" а именно что "произвольны", что так же не одно и то же как и согласие со словами Платона или с самим Платоном, только в данном случае роль Платона и авторитета для мыслителя занимает он сам, потому и не замечает плен и тюрьму собственного авторитета.
Reply
Говоря же о сути литературы я могу с уверенностью утверждать лишь одно - не имея в наличии литературы я не смогу ничего сказать о ее сути. Опять-таки, чтобы думать о проблеме: "что проявляется, что принимается" нужно иметь дело с проявлениями и приемом этих проявлений как данными возможного решения задачи. Я не вижу возможности выйти из этого круга.
Reply
Leave a comment