Шажок в сторону от историй о путешествиях... Давайте просто взглянем в окно. За окном - снег. Третий день. Минус два градуса. На первой странице парижских газет - заголовки вроде "Во Францию пришли полярные холода!" Даже любимая бразильская подруга Валеска обеспокоенно написала мне из Сальвадора, спрашивая, так ли у нас все ужасно, как показывают в новостях, и просила одеваться потеплее.
А еще в нашей Эколь Нормаль заработала сегодня столовая. В последние недели три с нашей столовой происходили крайне любопытные вещи! Каждый день по университетскому мэйлу приходили сообщения вроде "Сегодня столовая работать не будет, потому что она была оккупирована неизвестными"; "К сожалению, сегодня мы снова не сможем открыться", "Сегодня ресторанный сервис обеспечен не будет из-за нарушения санитарно-гигиенических норм", "Поясняем, что санитарно-гигиенические нормы были нарушены в разультате очередной оккупации помещения неизвестными лицами"...
У входа во все здания Эколь появились люди в форме, которые проверяли документы. 15го ноября при попытке выйти вечерком, чтобы съесть сэндвич с милой подругой, меня из здания не выпустили - те же люди в форме сказали, что в этом случае не имеют права пустить меня обратно. Въезд на подземную стоянку нашего здания тоже закрыли. В сочетании с захватом столовой неизвестными лицами ситуация становилась буквально интригующей. Экольное руководство ограничилось общим мэйлом о том, что в действие приведен план "Vigipirate". В коридорах это - удивительное дело! - практически не обсуждалось.
Моя дражайшая подруга Инга, переполнившись любопытством, спросила о происходящем у самих "вижипиратов" - охранников. Они тоже сказали, что столовая захвачена неизвестными. Тогда Инга вспомнила, что за неделю до захвата работники столовой вместе с едой начали раздавать листовки о том, что они все подписаны на временные контракты - CDD, а не на любимые французами бессрочные CDI. В день, когда на светлом фасаде главного исторического здания Эколь дважды написали двухметровыми буквами "CDI pour tous!" ("Бессрочные контракты для всех!"), мы решили, что неизвестные лица - сами работники столовой.
Одним прекрасным утром в нашем здании вырубилось электричество. При этом отказала "холодная камера" - изoлированная комната-холодильник, в которой поддерживается температура 4 градуса и хранятся реагенты и чашки Петри с бактериями. Представьте, что у вас дома сломался холодильник. Куда все ставить?! А теперь - что он размером со спальню... И что такая же комната этажом ниже - тоже отключилась.
На днях руководство нашей Эколь прислало-таки разъяснительный мэйл. Из него следовало, что столовая и библиотека были захвачены студентами и работниками Эколь. Охранники были поставлены, чтобы избежать захвата других помещений, "как в 2006 году". И убраны через неделю после потока жалоб, что это ущемляет свободу студентов. После этого состоялся очередной захват.
"Во время оккупации столовой 8, 9 и 10 ноября случился ряд происшествий, которые могли иметь серьезные последствия. Особенно, короткое замыкание утром 9 ноября, когда студенты, заблокировавшие столовую, привели в действие электрические машины. Это привело к нарушению работы холодных камер."
Несмотря на это, особо подчеркивалось, что трое полицейских, явившихся в Эколь, сделали это по собственной инициативе. "Они вошли в здание Эколь по собственному желанию, чтобы узнать, что там происходит. Дирекция не может запретить полицейским посещать здания Эколь, свободно входить и выходить. Они находились в здании всего около 20 минут, и не входили в контакт со студентами. Ни в один момент дирекция не обращалась в полицию, чтобы устранить блокаду помещений."
В заключительной фразе говорилось, что Эколь обратилась в министерство, чтобы увеличить квоту на бессрочные контракты.
Впрочем, после бразильских манифестаций это все как-то несерьезно. Студенты моего Университета Сан Пауло захватывали не только столовые, но и здание ректората - почти каждый год. В 2007 они удерживали его два месяца подряд. Интересно, что при бразильской демократии вызывать полицию в университетский кампус точно также не принято. В 2009 ректорат впервые вызвал на защиту здания полицию, и это вызвало массу отрицательных откликов. В новостях говорили, что это "возвращение к военной диктатуре"... Ну да ладно повторяться - все эти истории я подробно рассказывала тут, в процессе происходящего:
1,
2,
3,
4.
Столовая заработала, но снег идти не перестал. Поэтому - оденусь-ка я потеплее...