Как я уже рассказывала, в детстве у меня была коллекция календариков, и один из самых красивых в ней был с изображением белокаменного храма с изрезанными рисунками стенами. Тогда я смотрела на этот календарик и спрашивала родителей: а далеко ли до Юрьева-Польского? Уж очень мне хотелось увидеть его своими глазами. Да и название города завораживало. Что это за Польский такой? Потом мы с Антоном даже пытались несколько раз спланировать поездку в Юрьев-Польский. Но пять часов на рейсовом автобусе из Москвы по ее пробкам совсем не радовали. Получалось, что туда лучше было бы ехать с ночевкой, объединив этот город с осмотром чего-нибудь еще.
Наконец, весной этого года я узнала, что мой прадед - отец бабушки, после того, как умерла его жена (бабушкина мама), женился во второй раз и переехал жить как раз под Юрьев-Польский в село Сима. Бабушке тогда было всего шесть лет, и она обиделась, что новая жена не приняла в семью ни ее, ни других братьев и сестер. В общем, связь со своим отцом она больше не поддерживала, даже не знала, где он и что с ним. О том, что он переехал в Симу, я выяснила совершенно случайно. Но мне же интересно! Наверняка, у него были еще дети, а это значит, что в тех краях у меня запросто могут быть родственники! Правда, чтобы найти родственников, одной поездки туда наверняка не хватит. А, вот, чтобы просто взглянуть на город и увидеть то, что почти столетие назад видел мой прадед, мне было очень интересно. Наверное, поэтому из всех предложенных "Магазином путешествий" маршрутов я и выбрала этот, под названием "В город святого Георгия". Юрьев-Польский - небольшой и абсолютно провинциальный патриархальный городок с населением в 19 тысяч человек. Он приютился в низине реки Колокша. Откуда бы вы не решили приехать в Юрьев-Польский, отовсюду при подъезде к городу на него откроется обширная панорама, и вашему взору предстанут и его церквушки, и Михайло-Архангельский бывший монастырь, ныне превращенный в музей, и крыши купеческих каменных домов и деревянные избы, и даже парочка действующих предприятий: ткацко-отделочная фабрика, на которой выпускают неплохие махровые полотенца (я прикупила одно такое домой), спиртовой завод, мясокомбинат, завод сухого обезжиренного молока, где, как говорят, делают масло "Ополье", кое продается и в наших московских магазинах. А знаете, что общего у Юрьева-Польского и Москвы? То, что основал эти два города один и тот же человек - Юрий Долгорукий. Правда, Москву раньше на четыре года, но зато именно Юрьеву-Польскому он дал свое имя, как ни одному другому основанному им же городу. 2.
Кстати, интересно, но когда Юрьев-Польский отмечал свое 850-летие, тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, помня о нашем общем основателе, прислал Юрьеву-Польскому массу подарков: несколько машин "Скорой помощи", еще какую-то технику... В общем, все были рады и довольны. А в Юрьеве-Польском, несколько лет спустя, возвели памятник Юрию Долгорукому. Он до сих пор считается самым новым из всех существующих. 3.
Что же касается слова "Польский" в названии города, то, как оказалось, к полякам оно не имеет никакого отношения. Дело в том, что вокруг Юрьева-Польского всегда было очень много полей, и именно от этого слова и произошла вторая часть его названия. В Юрьев-Польский мы приехали в середине дня, и пока вся остальная часть группы организованно прошествовала в кафе "Золотой теленок" на обед, я попила в другом кафе чая и немного погуляла по центру, осмотрела старинные купеческие особняки и сохранившийся маленькие, но симпатичные торговые ряды. 4.
5.
6.
7.
8.
Кстати, называется "Золотым теленком" кафе неспроста. Именно тут когда-то давно снимали фильм по одноименному шедевру Ильфа и Петрова с Сергеем Юрским в главной роли. И та самая дорога, по которой бежал Паниковский с гусем подмышкой, все еще существует именно здесь. Я видела эту дорогу. "Паниковский, бросьте гуся!" :)) Впрочем, в моем безымянном кафе, куда я зашла на чай, на стене тоже висела картина с бессмертными героями этого произведения. 9.
Правда, само по себе это кафе оказалось средненьким и очень простеньким, с деревяннми столами, застеленными обычной клеенкой, но зато с восхитительными ценами. Чайничек чая с бергамотом - всего 60 рублей, вареный зерновой кофе - 40 рублей, пирожки и булочки - по 20 рублей, мясная котлета - тоже 20. Ляпота! После обеда наша группа воссоединилась. А потом нас разделили на две части, и мы отправились на экскурсию. Впрочем, центр Юрьева-Польского такой микроскопический, что осмотреть нам предстояло разве что Михайло-Архангельский монастырь, в котором, как я уже говорила, нынче расположился музей, и Георгиевский собор по-соседству. Ну, и еще Покровскую церковь чуть поодаль. И, вот, Георгиевский собор и оказался тем самым, с календарика! Он был белокаменный, приземистый, с одним-единственным куполом, но с потрясающей резьбой по стенам со всех его сторон, с удивительными рисунками, которые символизировали разное, и которое в 13 веке, когда этот собор был построен, могло читать даже все неграмотное население города. 10.
Белокаменный Георгиевский собор был заложен князем Святославом Всеволодовичем в 1230 году вместо обветшавшей белокаменной же церкви святого Георгия и строился до самого монгольского нашествия 1234 года. По разным сведениям, он к этому времени не то был закончен, не то почти закончен. Но фактически именно этот собор стал последним дошедшим до нас "обломком" домонгольской Руси, как написано в Википедии, от которой почти ничего не осталось, и о которой мы мало что знаем. Мы обошли вокруг собора, и экскурсовод объяснила нам, что обозначали разные рисунки на его стенах. Конечно, в большинстве своем это были разные святые, ангелы, а также всевозможные иллюстрации к библейским сюжетам. Сам Гергий Победоносец. Без змея, коня и копья. Говорят, очень редкое изображение. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Но кроме них, были и разные, казалось бы, не совсем обычные для привычных православных. Например, две птицы, из хвостов которых брали свое начало лозы с листьями и цветами, кои легли в основу орнамента резьбы на всей площади стен храма. Они обозначали богадство и плодородие. 19.
Львы, причем, львы разные: стоящие и лежащие на собственных лапах с высунытыми языками. Стоящий лев. 20.
Лежащие находились с той стороны, откуда обычный юрьево-польский народ заходил в храм, и обозначали, что внутри храма нужно смириться (лечь на лапы) и вести себя тихо (высунутый язык). 21.
Был даже кентавр. 22.
Или вот - слон. Слоников было два. Они размещались с двух сторон от ложи Святослава Всеволодовича и обозначали власть, силу и надежность - как раз те качества, которыми должен обладать самодержец. Правда, скульпторы, которые вырезали из камня слоников, никогда в жизни не видели из воочию, а потому слоники получились у них с медвежьими лапами. Но зато теперь есть такое поверье: кто из гостей города сам найдет на стенах собора изображение хотя бы одного слоника, одно из его сокровенных желаний обязательно сбудется. Я нашла, на всякий случай. :)) 23.
К сожалению, Георгиевский собор, построенный Святославом Всеволодовичем, оказался непрочным. В его конструкции были какие-то огрехи, и в 15 веке его купол самопроизвольно рухнул. Но жившему и правившему в ту пору царю Ивану Васильевичу Третьему храм было очень жалко, и в 1471 году он поручил Василию Ермолину - известному строителю той поры восстановить собор. Но артель Ермолина в окрестностях Юрьева нужного камня не нашла и была вынуждена сложить недостающие части стен и свода из имеющихся обломков, при этом первоначальная пропорция храма и значительная часть узора были утрачены навсегда. Но самое печальное, что в артель входили исключительно строители, лишенные чувства прекрасного "под ноль". Обмломки они брали те, которые попадались под руку, рисунок по ним не подбирали и в результате получилось у них... ну, вы видите, что у них получилось... 24.
Даже изображение самого Святослава Всеволодовича над одним из входов заменили головой какого-то его дружинника. Лицо же князя хранится теперь внутри собора. Там сейчас небольшой музей. 25.
Внутрь Георгиевского собора мы, как понимаете, заходили. Кстати, что меня потрясло, в нем сохранились фрески 19 века. И ничего бы не было в этом удивительного, коли не тот факт, что за все время с начала их создания их ни разу не обновляли. Но фрески целы, хотя и потерты. И от этого возникает ощущение будто мы находимся не в 21 веке, когда большинство активно посещаемых туристами церквей находится в отреставрированном и приличном состоянии, а в советские годы, когда денег на рестоврацию практически не выделялось, и все храмы внутри были примерно такими же, как Георгиевский. В нем, кстати, время от времени проводят молебны. 26.
27.
28.
29.
30.
Ну, а что касается Святослава Всеволодовича, то он позже был причислен к лику святых, в начале 1990-х годов верующие обрели его мощи, и сейчас они хранятся в Покровской церкви, здесь же, неподалеку. Мы побывали в ней. 31.
В отличие от Георгиевского собора Покровская церковь оказалась действующей и ни капельки не музейной. Ее возвели в 1769 году, а до этого вместо нее стояла церковь деревянная, построенная монахом Архангельского монастыря Кириллом. Раньше при церкви был еще женский монастырь, но потом его перенесли в другое место. Сейчас в Покровской цекрви три престола: кроме главного - Покрова Пресвятой Богородицы, есть теплые приделы - Святителя Николая и Святого Пророка Илии. Чуть позже прихожане рядом с Покровской церковью возвели каменную Никитскую церковь и колокольню. 32.
Никитская церковь. 33.
Но давайте вернемся к Георгиевскому собора, а точнее, к расположенному прямо рядом с ним Михайло-Архангельскому монастырю. 34.
Этот монастырь был основан в то же самое время, что и Георгиевский собор - в 13 веке. Правда, с тех пор он много раз перестраивался и с 13 века в нем не сохранилось вообще ничего. Самое древнее, что в нем сейчас есть, - это стена с тремя башнями 1555 года постройки. Все остальные сооружения строили в нем уже в 17-18 веках. 35.
36.
Насколько я поняла, монастырь сейчас находится в совместном владении РПЦ и Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея. Например, в главном соборе монастыря - в Михайло-Архангельском - проходят службы. В башнях живут монахи. В то же время в колокольне и в Знаменской трапезной церкви расположились музейные экспозиции. Михайло-Архангельский собор. 37.
Мы же сначала немного погуляли по монастырю и порадовались, что несмотря на то, что большинство здешних храмов уже давно требуют ремонта, реставрация все-таки начата и постепенно продвигается. Например, Богословская надвратная церковь 17 века стояла, полностью заставленная лесами. Георгиевская деревянная церковь 18 века, построенная одним топором без пилы и единого гвоздя. 38.
Впрочем, в этот раз экскурсоводом у нас была отнюдь не монахиня, как в Киржачском Благовещенском монастыре, а светская девушка. И свой рассказ она начала в музее, а именно она повела нас смотреть экспозицию, посвященную Петру Ивановичу Багратиону - российскому военачальнику, главнокомандующего 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года. Тут он находится. 39.
В музее рассказывалось о жизненном пути Петра Ивановича, о его победах и, конечно же, о Бородинском сражении, которое стало для него фатальным. Во время сражения Багратион был серьезно ранен, но несколько часов он продолжал наблюдать за ходом боя, несмотря на то, что постепенно слабел. В конце концов, он согласился, чтобы его увезли с поля боя. А отвезти себя он попросил в село Сима. Нам находилась усадьба его друзей Голицыных, которые согласились ухаживать за ним. 40.
Село Сима... Бывают же такие совпадения! Помните, я в самом начале этой заметки писала, что мой прадед после того, как женился во второй раз, уехал жить в село Сима под Юрьев-Польский. Я узнала об этом совершенно случайно, когда искала на поисковом сайте Министерства обороны информацию о пропавшем без вести во время Великой Отечественной войны, брате моей бабушки Иване Агеечкине. Так вот, тогда-то и выяснилось, что свое последнее письмо он написал как раз своему отцу, моему прадеду - Агеечкину Фролу Васильевичу в село Сима. Съездить бы туда... Жаль, что мы не поехали в этот раз... В общем, Багратион в усадьбе Голицыных прожил несколько недель. И даже, как считалось, пошел на поправку. Но здоровье его было очень слабым. В один из дней в усадьбу приехал кто-то из офицеров и сообщил о том, что Москва сдана французам. Такого удара великий полководец выдержать не смог. Ему сразу стало хуже, у него быстро развилась гангрена, и он умер буквально за несколько дней. Карта похода Наполеона на Москву. 41.
Такими были рядовые Владимирского пехотного полка 18 дивизии. 42.
Сумка для пуль начала 19 века. 43.
Медали из серии в честь героической победы русской армии над французскими захватчиками: "Освобождение Москвы. 1812 год" и "Трехдневный бой при г. Красном. 1812 год". 44.
Народные картинки. По-моему, очень забавные. "Русский ратник Иван Гвоздило". 45.
46.
Мебель и предметы быта 18 - начала 19 века из дома Голицыных в селе Сима, где лечился раненый Багратион. 47.
48.
49.
50.
После экскурсии, пока большинство побежало в сувенирную лавку, у меня образовалось немного свободного времени, и я отправилась на колокольню. Вообще, считается, что из всего ансамбля Михайло-Архангельского монастыря колокольня 1683 года - самое примечательное сооружение. На ее первом ярусе располагалась экспозиция "Монашеская келья". На втором - выставка "Колокольные звоны". А на третьем - звонница и смотровая площадка. 51.
Монашеская келья. 52.
Не могу сказать, используется колокольня сейчас по назначению, но, по крайней мере, колокола на ней есть. А, вот, в начале 20 века на ней было девять колоколов: шесть больших и три малых. Самый большой колокол весил около 320 пудов. Один из них был отлит для монастыря специально по заказу местной купчихи Анфисы Початовой в вечное поминовение ее мужа Фёдора. По воспоминанием старожилов звон колоколов Мийхайло-Архангельского монастыря был настолько красив и звучен, что послушать его приезжали даже из соседних деревень. 53.
Вообще же, изготовление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам, древним китайцам и японцам в 860 годах до новой эры. Первое же применение колоколов в христианстве относят к Святителю Павлину, епископу Ноланскому, жившему в 353-431 годах новой эры. Во сне к нему якобы явился ангел с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Так, полевые цветы подсказали ему и суть, и форму будущих колоколов, без которых теперь не обходится ни одного монастыря. К звонарскому делу во все времена допускались верующие - как мужчины, так и женщины, прошедшие инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. Так как звонарь считается связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарь должен знать не только основы православного звона, но и само богослужение. 54.
В начале 20 века в России было 20 крупных колокольных заводов. После революции, по законам советского времени, все церковные здания и колокола перешли в распоряжение новой власти, которая "исходя из государственной и общественной нужды, использовала их по своему усмотрению". В результате буквально за несколько лет плановым порядком было уничтожено почти все, что Церковь собирала несколько столетий. Что же косается колоколов Михайло-Архангельского монастыря, то после прихода к власти большевиков они были сброшены со звонницы и их дальнейшая судьба неизвестна. 55.
С колокольни я обозрела виды на монастырь и на кусочек самого Юрьева-Польского. Не могу сказать, что они были захватывающие, но вполне симпатичные. 56.
57.
58.
Ну, а напоследок я расскажу вам о мастер-классе, который нам преподали в монастыре. Оказывается, у жителей Юрьева-Польского в моде была набивка - этакая печать красками по ткани. Конечно, в первое время юрьев-польские девушки готовили себе такое же приданное, как и все, и основным украшением их платьев, сарафанов, полотенец, покрывал была вышивка. Но сами понимаете, вышивка - это процесс долгий. А как же получить красивый результат гораздо быстрее? И вот тогда-то жители города додумались до набивки. Мы прошли в небольшую застекленную беседку, расположенную тут же на территории монастыря, и две девушки показали нам, как делалать набивка, а затем и разрешили нам самим попробовать. 59.
60.
Набивкой занимались мужчины и женщины. Женщины, потому что разукрашивать ткани - это все-таки женское дело. А мужчины, потому что многое здесь требовало определенной точности и большой физической силы. В общем, прежде всего, именно мужчины изготваливали из дерева манеры - доски с глубоко вырезанными на них рисунками. 61.
Затем за работу приступали женщины. Они опускали манеру в чан с краской, а затем клали ее на ткань и сильно стучали по ней кулаками, но так, чтобы ее ни в коем случае не сдвинуть. В результате на ткани отпечатывался (набивался) рисунок. Рисунок, конечно, как правило, делали не единичный. И к концу набивки того же куска ткани на платье у женщины уже заметно болели руки. Интересно, что обычно рисунок был не одноцветным, а многоцветным, чаще всего цветов в нем было три или четыре. В таком случае, процесс сильно усложнялся. Манер готовили столько, сколько цветов планировала использовать женщина в рисунке. 62.
Предположим, женщина хотела набить петушка: голову сделать синей, тело - зеленым, крылышки - желтыми, а лапки и гребешок - красными. В таком случае, у нее должно было быть четыре манеры. На первой была вырезана только голова петушка, на второй - только тело, на третьей - крылья и на четвертой - лапки и гребешок. Затем она каждую из этих манер по очереди опускала в краску, причем, начинала с самой темной краски. И по очереди набивала рисунок на ткань. И, как вы понимаете, мастерица должна была обладать хорошим глазомером и точностью, чтобы кажду следующую манеру положить на ткань в нужном месте, чтобы голова, крылья, туловище и лапки с гребешком встали на свои места, а рисунок не съехал и не перекосился. 63.
Раньше для набивки использовались, конечно, природные краски. А сейчас девушки показали нам мастер-класс с масляными. Берем манеру, опускаем ее в зеленую краску, кладем на ткань, стучим. 64.
Получаем вот такое. 65.
Берем другую манеру, опускаем ее в красную краску. 66.
Накладываем аккуратненько, чтобы не промазать, на ткань. 67.
Получаем вот, что. 68.
И, наконец, то же самое делаем с синей манерой. 69.
Получилось неплохо. 70.
Ну, а мы попробовали сделать упрощенный одноцветный вариант. Вот такая синяя птица счастья получилась у меня. :) 71.
72.
73.
О Юрьеве-Польском пока всё. В следующий раз расскажу вам о Кольчугино. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Мои другие рассказы из этого путешествия: 2015 год, июль: Три чудесных истории из Киржача