Казанский тракт. Часть 5. Село Кырчаны.

Oct 27, 2011 18:28

Продолжаем исследовать Казанский тракт. Постепенно удаляясь от Вятки, мы пересекли Куменский и Сунской районы, добрались до Нолинской волости. После Суны начинаются настоящие красоты, причем чем дальше, тем интереснее.


Здесь проходит гребень Вятских увалов. Перепады высот в этих местах достигают ста метров, можно считать: мы достигли первых отрогов еще далеких Уральских гор.
Начинаются крутые спуски и подъемы, с которых открываются незабываемые виды.

2.


Уже дома, при сильном увеличении, на одном из снимков я обнаружил далекую колокольню, которую невооруженным глазом увидеть было почти невозможно.
Это колокольня Троицкой церкви в селе Кырчаны - нам туда.
3.


О Кырчанах я упоминал в предыдущих постах.
Да-да, это то самое село, где во времена Степана Разина местный крестьянин Илья Рохин учинил свою собственную смуту, именуемую в последствии кырчано-сунским восстанием.
4.



Сегодня село кажется небольшим, хотя когда-то оно являлось значимым объектом. Есть в селе и своя гордость-достопримечательность, это сохранившаяся колокольня Троицкого собора.
5.


В лучшие годы к церковному приходу относились 49 селений, в которых проживало около девяти тысяч человек.
6.


Сейчас, конечно же, большинства из этих деревень не существует, да и сама Троицкая церковь в тридцатых годах, к сожалению, была разрушена. Особенностью храма была отдельно стоящая колокольня, как в с. Сырьянах, видимо, это обстоятельство и спасло колокольню от разрушения.
7.


Судя по сохранившейся колокольне и по воспоминаниям старожил, храм был грандиознейший и одним из самых красивых во всей округе.
В советские годы на красоту не обращали внимания, и в колокольне в разное время ютились школа, склады и разнообразные мастерские.
8.


Что поделаешь, сельчане предпочли красоте пустое место, а с трудом изъятый кирпич пошел на строительство бани, которая в последствии оказалась ненужной и заброшенной.
9.


Недавно, сохранившаяся колокольня была включена в список памятников архитектуры федерального значения. Нашлись и спонсоры, занявшиеся ее восстановлением. Вот только, заглянув в первое попавшееся ее помещение, я обнаружил все тот же разгром и запустение.
10.


Внутрь удалось попасть, протиснувшись в щель между решетками. Надо уточнить, что сделать это было совсем не трудно, а вот, чтобы выбраться наружу, пришлось вывернуться почти наизнанку.
11.


Наш храм строился с 1760 по 1773 годы. Имена зодчих неизвестны, зато прекрасно видно, что они были великолепными мастерами своего дела. В те годы, как и сейчас, существовала своя бюрократическая система, был указ строить храмы по типовым проектам, которые заказывались у губернского архитектора, но мастера с блеском выходили из положения, украшая храмы так, что порой, утвержденные проекты изменялись до неузнаваемости.
12.


Внутри колокольни не сохранилось даже штукатурки, не говоря о росписях. Наверх можно подняться по деревянным лестницам и хлипким перекрытиям - довольно опасное восхождение.
13.


Люблю снимать через церковные окна. Каждый такой оконный проем представляет собой неповторимую картину, обрамленную в великолепный багет из кирпичной кладки.
14.


Поднимаясь выше, открывается вид на село и на его окрестности.
Местные земли считались бедными, гористыми и неплодородными, поэтому заселялись не очень активно. Первые поселенцы появились здесь около 1600-го года. Они поднялись сюда по реке Вое, это были настоящие куперовские следопыты, рыбаки и охотники.
Река Воя в те времена являлась естественной границей между Вятской Страной, основаной новгородцами, и землями, относящимися к Поволжью, контролируемыми близкой Казанью.
15.


Название села Кырчаны произошло от татарского "Кыр", что означает «гора», «высокое место», «гребень», «грань», «увал». «Кыран» - приподнятая местность. Скорее всего первыми жителями были татарские переселенцы, они основали Кырчаны, но совсем не здесь, а неподалеку на левом высоком берегу реки Вои. Здесь же, на месте Кырчанского погоста, село появилось позднее, а первоначальное поселение теперь называется Архангельским.
Надо бы и туда заглянуть, чую - там тоже интересное местечко.
16.


В 1650 году земли свободных сунских и кырчанских поселенцев перешли под власть Трифонового монастыря, что и явилось одной из причин кырчано-сунского восстания 1675 г. Кроме этого еще сильна была память местного населения о своих казанских корнях, поэтому многие не хотели попадать под усиливающееся влияние Хлынова и желали своего присоединения к Казани (это уже мои домыслы).
17.


Как бы то ни было, до Казани втрое дальше, чем до Вятки, а с властями спорить бесполезно. В итоге Илья Рохин со своими бунтарями успешно смылся все по той же реке Вое то ли на юг, то ли на север и об их дальнейшей судьбе мне ничего не известно.
18.


С высоты последнего яруса хорошо видна извивающаяся ленточка реки Кырчанки. Когда-то деревень было очень много, через километр-полтора. Вдоль Кырчанки стояли деревни: Ерпули, Плосково, Судаки, Бондюг, Козловщина. Еще были Воротиловщина, Даньки, Шубники, Сухие и другие.
19.


Так же извиваясь и повторяя изгибы Кырчанки в даль, через обезлюдившие увалы, уходит Казанский тракт.
20.


Похоже, мы забрались выше птиц, далеко внизу пристроилось чье-то уютное гнездышко. Бой колоколов давным давно никого не беспокоит. А когда-то их здесь висело 12 штук, самый большой весил 250 пудов (около 4 тонн!), а отливались колокола в городе Слободском.
21.


Возвращаемся на землю обетованную.
Рядом с храмом установлен внушительный обелиск, посвященный воинам-освободителям и погибшим землякам. Монумент впечатляющий, даже в областном центре не припомню подобного.
22.


Напоследок делаю круг вокруг колокольни. Это место все еще хранит свои тайны, где-то здесь недавно был обнаружен подземный ход, там же были найдены останки какой-то женщины. В последствии ход заложили, чтобы туда не лазили местные ребятишки.
23.


Время поджимало, мы торопились. Я успел сделать еще несколько снимков не отходя от колокольни.
Село красивое, но большинство домов оживают только летом.
24.


Неподалеку мы обнаружили еще одно здание, очень похожее на обезглавленную церковь. Как я ни старался, но так и не смог найти достоверной информации, поэтому не буду вводить в заблуждение и вас.
25.


Безусловно, здание имеет отношение к историческим памятникам. Оно увешано пафосными табличками.
26.


Но мне кажется, что строилось оно совсем не для того, чтобы там с комфортом разместился командный состав стрелковой дивизии, и уж точно его возводила не советская власть, чтобы там проводить съезды проходимцев и бывших уголовников.
В общем, буду премного благодарен за любую интересную информацию от краеведов и от местных жителей, которые явно знают про свое село поболее меня.
27.


На этом наша поездка не заканчивается, ведь в Кырчанах мы проездом.
В следующий раз расскажу про наши приключения на переправе через реку Вою в селении с красноречивым названием Перевоз. А пока, до встречи!
28.


Часть 1. Сафари по Вятским увалам.

Часть 2. Погружение в могильник.

Часть 3. Васнецовское кольцо - начало династии.

Часть 4. Где раки зимуют.

Часть 6. Перевоз на Вое.

Казанский тракт, Кировская область, Кырчаны, Вятка, Троицкая церковь, Архитектура

Previous post Next post
Up