Часть 1 (село Прокопье) Сырьяны, Сырьяны…, вы спросите, что за Сырьяны такие? Может там сыры варят редкостные или сырость там какая-то особенная? Отвечу - про сыры не слыхал, да и не сыро там вовсе, а этим летом так вообще была засуха. Село как село, ничего особенного, таких много. А вот название у села необычное, и история его уходит аж во времена Ивана Грозного, но об этом чуть позже.
По дороге сюда, я клянусь, своими глазами видел толпы грибников, снующих вдоль трассы с огромными корзинами, доверху заполненными маслятами. Корзины настолько большие, что их, наверное, волоком из леса вытаскивали. Кроме того, в городе появились шустрые старушки, на каждом углу торгующие грибами,- а это верный признак того, что наконец-то начался грибной сезон. Чутье мне подсказывало, что уж в такой-то глуши, куда мы направляемся, грибов будет, хоть косой коси, а рыбы, соответственно, хоть пруд пруди. Хотелось, не задумываясь выкинуть всю тушенку в окно, и поскорее перейти на подножные корма.
1.
Жареные маслята мы очень уважаем, да и свежей рыбкой не брезгуем, особенно, когда ее другие для нас ловят. Ужин обещал быть королевским.
2.
Тем временем, природа на нас за что-то всерьез обиделась. Рыба никак не хотела ловиться.
3.
А в поисках грибов мы с сыном исследовали все окрестные леса и буреломы, как на одном берегу реки, так и на противоположном. Краски осени радовали глаза, но с грибами вышла осечка. Кроме единственной семейки молоденьких мухоморов нам не встретилось ровным счетом ничего. Даже поганок в лесу не было.
4.
Одной красотой сыт не будешь, хоть на шиповник переходи.
5.
Похоже одному из нас все же улыбнулась удача!
6.
Улов небольшой, но как говорят: "На безрыбье и рак - рыба".
7.
А тушенка все же пригодилась, хорошо, что не выкинул )))
8.
9.
10.
Утром готовимся в обратный путь, снова на Сырьяны. С этого места расскажу про Сырьяны подробнее. Имеет село и старинное название Сырьяно-Николаевское.
В стародавние времена на территории нынешних Сырьянского, Всехсвятского и Прокопьевского сельских округов проживали удмурты (вотяки).
В 1556 г. два торговых человека из г. Слободского - Ивашка Бакулев да Федька Филиппов, скупавшие у них мед и с большим барышом сбывавшие его в городах, - уговорили 17 семей сырьян (одного из родовых племен удмуртской национальности) принять христианскую веру и организовать слободку.
11.
В том же году в рождественский пост два удмурта - Ожмека Чёрной и Зубар Лупп - с Бакулевым и Филипповым с хлыновским обозом уехали в Москву и 25 февраля 1557 г. получили там царскую грамоту на основание села, а также на льготы от податей и налогов на три года.
12.
Привезли они и благословенную грамоту на постройку деревянной церкви во имя Николы Чудотворца. Царь Иван Грозный пожаловал на ее строительство и обзаведение из казны деньги, а также церковные книги, ризы, серебряные сосуды и два колокола.
13.
Первый деревянный Никольский храм построили там, где жили основатели села - у речки Васильковка. Кстати, название села все же имеет небольшое отношение к сырости. Село располагалось на «сырьяне», что означает «низменное место, болото».
14.
К 1604 г. первый деревянный храм обветшал, да и тесно в нем стало. Поэтому была построена другая деревянная церковь на новом, более удобном месте - на высоком берегу р. Вятки, где нынче и находится село.
А через два года в селе построили еще одну деревянную Никольскую церковь.
15.
Теплый Никольский и холодный Георгиевский храмы простояли 142 года. Несколько подряд урожайных лет, уменьшение монастырских податей и налогов, сокращение рекрутских наборов подняли экономическое положение сырьянских прихожан. И тогда они решили осуществить давнюю мечту: воздвигнуть в селе каменный храм.
16.
Ежемесячно делали сборы с прихожан. Металл на тяги привезли с сибирских ярмарок. Наняли каменщиков, которые возводили Никольскую церковь в селе Шестакове.
Церковь строили быстро. Уже через два года готов был теплый придел (дополнительный алтарь) в честь Воздвижения Креста Господня, а главная Никольская церковь освящена была в 1754 г.
17.
В годы строительства каменного храма в сырьянском приходе было 100 крестьянских дворов, которые на свои кровные и соорудили на крутом вятском берегу это каменное чудо.
18.
Кстати, на перестройки и внутреннее убранство церкви в Сырьянах были использованы 5 тыс. рублей денег слободского городничего Чайковского - деда знаменитого русского композитора.
19.
С тех пор много воды утекло. Некогда великолепные церковные ворота (1786 г.), являющиеся ярким образцом местного или "Вятского барокко" постепенно превращаются в руины, разрушаются стены и потолки, но, оказавшись внутри храма, мы, как по команде, перешли на шепот. Церковь оказалась не такой уж и необитаемой, как могло показаться снаружи.
20.
Наши шаги вспугнули целую стаю голубей, примостившихся под сводами. А те напугали нас, заставили от неожиданности пригнуться.
21.
В дальнем углу храма, у окна небольшой столик с подсвечником и иконкой Николая Чудотворца.
На стенах и потолках кое-где сохранились фрески с изображениями святых.
22.
По всему видно,- за церковью кто-то заботливо ухаживает.
23.
Рядом с храмом высится огромная колокольня, похожая на сторожевую башню. Строительство колоколен отдельно от храмов в этих краях довольно редкий случай. Сырьянская колокольня относится к одним из самых ранних сооружений подобного типа (1770-1773 гг.), в основном колокольни при храмах начинали строиться лишь с начала XIX века.
24.
Место основания колокольни выбрано не случайно, здесь когда-то высился старый деревянный храм.
Сознаюсь, был великий соблазн взобраться на самый верх и оттуда осмотреть окрестности. Но, войдя внутрь колокольни, я не обнаружил никакой лестницы, а путь наверх был напрочь отрезан сводчатым потолком.
25.
Очень сожалею, но на прогулку по самому селу совсем не было времени. Оставалось довольствоваться лишь видами из церковных окон.
26.
Остается надеяться, что в скором времени мы сюда еще вернемся, тем более, что в этот раз до Вагино мы так и не добрались.
Ну что ж, не получилось сухопутным путем, в следующий раз пойдем водным, нам не привыкать!
В отчете использовались материалы из книги И.В. Порошина "Откуда мы родом?"