Казанский тракт. Часть 3. Васнецовское кольцо - начало династии.

Sep 22, 2011 08:32

Сегодня продолжаем поиски чистых озер, пригодных для подводной охоты, а также в наших планах посещение старинного вятского села Ошеть.
Село знаменито тем, что оно является родовым гнездом всего рода известных русских художников Васнецовых.
1.



До Ошети мы еще доберемся, а поскольку в прошлый раз мы остановились в районе верхосунских прудов, то и начнем наше дальнейшее путешествие с места нашей последней остановки.

2.


Скажу честно, покидать верхосунские пруды совсем не хотелось, где еще встретишь такие необыкновенные по красоте места? Глядя на это великолепие, я в красках представлял себе всевозможные апокалипсические сюжеты.
Воображение живо рисовало фантастические картины - странные фигуры выступающие из полумрака, лениво трансформирующиеся в густом утреннем тумане, одетые в рваные рубища из богровеющих облаков и залитые таинственным лунным светом.
Здесь самый, что ни на есть упорядоченный хаос, который создает великолепную атмосферу и окружающую нас гармонию природы.
3.


Тянуть время до заката, а уж тем более до утренних туманов у меня не было ни какой возможности, поэтому я покорно подчинился желанию моих товарищей следовать дальше. Как говорится - труба зовет!
Прокладываем маршрут, отмечаем интересующие нас водоемы и едем дальше.
4.


Зачастую, нас обманывают не только люди, но и карты, и даже навигаторы.
Напоследок решили заглянуть еще в несколько деревень, туда, где нами предполагалось наличие интересных водоемов. Надо сказать, что местные мужики ревностно охраняют свои рыбные владения и чужаков здесь не любят. Пути в заповедные места сельскими адептами держатся в глубочайшем секрете, словно это не деревенские пруды, а легендарная Шамбала. Здесь вовсю проявляется крестьянская смекалка, доходит до того, что перепахиваются дороги и тогда, уж точно, ни какой враг не пройдет, а если рискнет прорваться, то застрянет в грязи, где нибудь посередине поля, на самых подступах к заветному местечку.
5.



Спасало то, что стояла засуха, давненько не было дождей, и наша «Нива» без труда неслась прямиком по отвердевшей пашне, без видимых усилий перепрыгивая через колеи, запросто срезая расстояния напрямки через луга или поле.
Отмеченных на карте водоемов оказалось намного больше, чем в реальной жизни. Многие из них по каким-то причинам подверглись осушению давно или совсем недавно, а дорогу к уцелевшим водохранилищам деревенские жители показывали совсем уж неохотно, чаще всего они глупо пожимали плечами или отправляли нас в противоположном направлении.
6.


Проезжая через очередную деревеньку, дорога окончательно завела нас в тупик, точнее, за крайним двором она была просто перегорожена несколькими толстенными жердями.
В тупике мирно топилась банька, а рядом сидела дремучая личность из восемнадцатого века.
Личность непринужденно совершала омовение ног в тазике и не отвлекалась от своего занятия, невзирая на наше неуместное присутствие.
Мы попытались вступить в переговоры.
7.


Со слов дремучего человека, как и ожидалось, за шлагбаумом из жердей никакого озера нет и никогда не было, а наш навигатор - сатанинское отродье, которое нужно поскорее бросить в банную печь, чтобы не вводило людей в заблуждение. Не добившись от Сусанина правды, мы дали полный задний ход.
8.



Сделав изрядную многокилометровую петлю вокруг Верхосунья, мы вновь выскочили на щебеночную дорогу и, пуская клубы густой белой пыли, отправились в сторону Казанского тракта, оставляя село Верхосунское далеко за спиной. Следующая наша остановка в селе Ошеть.
9.


На въезде в село установлен красивый монумент в виде каменного креста, мимо которого мы пролетели на всех парах, и я не успел его сфотографировать. Тут же нас встречает старинная Спасская церковь, главная сельская достопримечательность.
Любой двоечник знает, что у окружности или у кольца не может быть ни начала, ни конца. А вот у нашего кольца начало есть, потому что оно не простое, а "Васнецовское" и начинается оно именно здесь, в этом селе и в этом храме.
10.



Село Ошеть, в некотором смысле, более забрендованное место, нежели соседние села, но на первый взгляд Спасский храм находится в сильном запустении.
11.


Мы сразу же натыкаемся на когтистые останки каких-то битых трансформеров. Видимо, здесь недавно случилась нешуточная схватка между Автоботами и Десептиконами.
Поверженный Десептикон замер, хищно растопырив клешни, и не подавал признаков механической жизни.
Но это я так, отвлекся ))
12.


Начало Васнецовского кольца заключается вот в чем.
Село Ошеть было основано хлыновским Трифоновым монастырем, и в 1690-м году сюда из Хлынова был послан дьячок Спасской церкви Д.И.Васнецов со своими пятью сыновьями, именно он и является родоначальником всей знаменитой династии братьев Васнецовых.
13.



Родом Васнецовых была перестроена и расширена небольшая деревянная Спасская церковь. Она получилась маленькая, всего 14х28 метров, а поставили ее на просмоленные пни, вместо фундамента. Затем, в 1747 году Спаская церковь была перестроена в каменную, а в 1843 году была снова перестроена и расширена.
14.



Почти 250 лет представители рода Васнецовых исправно служили в Спасском храме, вплоть до 1935-го года, когда церковь закрыли и предали забвению.
15.


Кстати, в 1846 году в Ошети родился и вятский священномученик Михаил Тихоницкий.
16.


Надо сказать, Трифонов монастырь основал село не на пустом месте. До прихода русских, в этих лесах жили племена чуди голубоглазой на их языке слово «ош» означало «медведь», а слово «еть» - «угол», то есть по нашему - "медвежий угол".
17.


Спасский храм поражает своими размерами и своей запущенностью.
Трудно поверить, но сюда частенько приезжают экскурсии и проводятся всевозможные фестивали с участием губернатора, депутатов и прямых потомков Васнецовых.
В прошлом году отмечалось 320-летие села Ошеть, а каждую осень здесь проводится грандиозный праздник "Сунского рыжика". Места здесь рыжечные!
18.


Говорят, сюда заезжал даже В.В.Жириновский, который внес щедрое пожертвование на восстановление храма в размере 300 рублей.
19.


Мы прогулялись по залам. Состояние храма удручающее, в советские годы здесь были склады и бардак.
20.


Настенные росписи уничтожены полностью, а сохранившиеся образа жестоко изуродованы.
21.


В лучшие времена, к церковному приходу относилось 55 селений, а в самой Ошети жило всего 69 жителей, в основном священники. Несмотря на малое число жителей, в праздники и на ярмарки народ собирался тысячами, поэтому храм имеет такие огромные размеры. В его пустых залах эхо, а мы кажемся муравьями.
22.


Еще труднее поверить в то, что в девяностых был период, когда село могло полностью умереть и исчезнуть с карты Кировской области. Двадцать лет назад в селе оставался всего один житель.
Сейчас село живет и умирать не собирается, а рядом с церковной оградой мы встретились с главным инициатором возрождения храма и села Леонидом Зворыгиным.
23.


Леонид любезно согласился проводить меня в восстановленную часть храма.
В Алтаре сохранилась единственная уцелевшая древняя икона, которая долго путешествовала по северам, а затем чудом вернулась в родной храм.
24.



...и еще несколько фрагментов стенной росписи.
25.


В храме пока нет своего батюшки и службы здесь проходят только по праздникам.
Вся церковная утварь сделана так же своими руками.
26.


В храме сохранилась удивительная лепнина и остатки иконостаса
.
Были времена, когда интерьеры храма поражали своей роскошью и великолепием.
27.


Я решил не упускать возможности и взобрался на колокольню.
28.



Колокольня сохранилась неплохо, видимо, это более поздняя постройка, чем все остальное здание.
29.


К сожалению, высоко подняться не получилось в виду отсутствия лестниц и перекрытий, а из окон второго яруса ничего снять не удалось из-за окружающей нас густой растительности.
30.


Опять же из-за нашей спешки мне не удалось многое увидеть, например, старинную липу, которую посадили сами Васнецовы.
31.


Зато перед входом в храм растут не менее старинные березы, которые сродни Екатериненским.
32.


Недалеко от храма бьет Исаакиевский ключ, и даже сохранился рукотворный желоб, который был сделан руками Васнецовых. Вода в роднике считается целебной, и сюда постоянно съезжаются паломники, чтобы окунуться в исцеляющей воде.
33.


Чуть дальше под горой нас ждал очередной пруд с зеленоватой водой.
Здесь мы сделали следующую остановку, чтобы выяснить, пригоден ли пруд для ныряния.
34.


На мой взгляд, пруд вполне чист, но моим товарищам опять, что-то не понравилось, поэтому едем дальше.
День за полдень, а среди наших трофеев ни одной подбитой рыбешки, зато несколько гигабайтов отснятого мною материала. Я доволен, мои друзья - не очень.
35.



Я думаю, виной тому - рыбные котлеты, привезенные из дома и пирожки с рыбой, которые были куплены в Суне. Сбывается старая рыбацкая примета - на рыбалку рыбу не бери, останешься без улова!
Есть еще шанс примету обмануть, отправляемся туда, где раки зимуют, ведь рак - не рыба, а крабовые палочки никто из нас с собой взять не догадался!)))

Часть 1. Сафари по Вятским увалам.

Часть 2. Погружение в могильник.

Часть 4. Где раки зимуют.

Часть 5. Село Кырчаны.

Часть 6. Перевоз на Вое.

Казанский тракт, Кировская область, Васнецовское кольцо, Вятка, Ошеть

Previous post Next post
Up