Leave a comment

Comments 57

sitnikovalbert April 9 2015, 04:36:14 UTC
Спасибо за замечательную статью!

Reply

andreybersenev April 9 2015, 11:12:33 UTC
Пожалуйста!

Reply


dzeso April 9 2015, 06:28:44 UTC
"Уже к концу 20-х годов советский авангард", а кто собственно имеется ввиду? Тот же Шостакович, существует вполне в рамках мирового тренда развития музыки, с учетом того, что он безусловно относится к гениям и стал эти тренды формировать сам. А кто собственно представители советского авангарда ( ... )

Reply

spirtoffko April 9 2015, 08:23:07 UTC
"Сворачивание Пролеткульта носило вполне себе политическую подоплёку, не культурную." По форме политическую и даже зачастую по сути политическую, но в общем и целом культурную. Пролет культ должен был быть уничтожен, но об. этом нельзя было говорить открыто, потому и находили политические причины, которые в ту эпоху найти было нетрудно, было бы желание

Reply

dzeso April 10 2015, 06:48:24 UTC
Вы как-то можете аргументировать свою позицию?

Reply

andreybersenev April 9 2015, 11:21:21 UTC
Вы не учитываете, что авангард был как раз локомотивом мирового искусства. Он задавал тон, более того, он нёс в себе принципиально новые механизмы развёртывания культуры, вообще иной подход к культуре и обществу, принципиально отличный от западного, сформированного особым западным сугубо посюсторонним сознанием. В авангарде был ответ на этот вызов.

<<< его представители, кто реально разделял коммунистические взгляды были скорее в меньшинстве.
Предоставьте доказательства. В 20-х годах они имели всё, что было нужно. Была авангардная реальность, новая эпоха и они разрабатывали для неё ориентиры, образы, лики. О чём ещё может мечтать художник?

<<< С другой стороны, в целом, то, что происходило с советским авангардом, вполне укладывается в мировой тренд.
В какой тренд? В Запад пропитанный философией смерти? Экзистенциализм и пр.?
Авангард как раз спас Запад, предложив новые ориентиры, оживив искусство. И это признавали все корифеи. Если говорим о музыке - тот же Шёнберг. О Латинской Америке - и не говорю...

Reply


artemijv April 9 2015, 19:03:06 UTC
Внесу свои пять копеек, начну с конца:

"Ницще бы это назвал разделением музыки на чисто Дионисийскую (условно, рок-музыка) и чисто Аполлоническую (опять же условно, джаз)"

-- на мой взгляд, даже слишком условно. Сравнить какого-нибудь галюциногенного "джазмена" Sun Ra и "рокера" Joe Satriani - будет ровно наоборот. Но это не существенно.

Самое главное, что Аполлоническое по форме, а не по содержанию не может быть "просветляющей и преображающей силой". Голая математика не может удержать зверя.

Reply

andreybersenev April 9 2015, 21:19:07 UTC
не понял про "Аполлоническое по форме, а не по содержанию"

Reply

artemijv April 10 2015, 06:51:43 UTC
Это когда сложно, технично, композиционно выверенно, но при этом внутри - пусто. Как тот же Uzeb. Или классическая музыка в исполнении "Виртуозов Москвы".

Reply

andreybersenev April 10 2015, 11:24:51 UTC
Ясно. Просто сама фраза: "Аполлоническое по форме, а не по содержанию" - я её не понимаю. Можешь раскрыть?

Reply


cambria_1919 April 9 2015, 19:14:06 UTC
Авангард, как и все методы, не вечен. Поскольку архитектурный авангард (как и авангардные течения кино) в 1930-е годы по всему миру сменяет неоклассицизм, на Максима Горького или Микояна нельзя вешать всех собак.

Другое дело, что сейчас воцарился поп-арт. И нет титанических личностей, что печальней недостатков метода. Но тут уж претензии к Всевышнему.

Reply

andreybersenev April 9 2015, 21:18:10 UTC
Вы рассматриваете авангард в эстетическом плане, сугубо как искусство. И потому он для вас - лишь метод.

Для меня авангард - явление не только искусства. Это принципиально новый механизм развёртывания культуры и человеческой деятельности вообще. В этом смысле это то, что производит методы, а не метод в себе.

Reply

cambria_1919 April 10 2015, 08:41:05 UTC
Авангард рано или поздно и болезненно или органично становится арьергардом. Остаётся лишь то, что способно остаться.

Нового человека создавали не раз, всякий раз он казался придуманным - и всякий раз, оставаясь в естественных пределах неизменности человеческой натуры, давал образцы, недоступные всем, но давшими цвет времени. Метод это не техника, это тип сознания.

Христианин Средних веков, человек Возрождения, человек Просвещения. Последнего сменил человек Авангарда. Которому теперь уже в постмодерне тесно и скучно, всё кажется исчерпанным. А так не бывает, история кончиться не может.
Значит, будет что-то иное, но предсказать, что именно, никакому не под силу.

Reply

andreybersenev April 10 2015, 11:23:07 UTC
То, что вы говорите - набор клише, не более. На деле, христианство - дало нового человека, Новое время - тоже дало нового человека. И сейчас стоит ровно такой же вопрос, с особой остротой. И его нужно решить. Это главный вопрос современности, если угодно.

Когда же вы говорите о естественной природе человека - что имеется в виду? Вы понимаете, что это определение, с точки зрения современной науки - антинаучно, это определение из XVIII-XIX веков.

А далее вы пишете, противореча самой себе. Вы перечисляете разные антропологические модели. А потом говорите, что человеку скучно в постмодерне - вы правы, конечно скучно! Потому что постмодерн - это отрицание человечности. Постмодернисты впрямую заявляют о завершении проекта человек. И это вызов.
Отказ на него отвечать понятно к чему приводит? - Явное будущее, следующее за этим отказом мы видим на Украине.
А иное, о котором вы говорите - оно само не приходит, оно проективно. Его нужно создавать, приближать, как это делали Христос, протестантские секты, просветители, коммунисты.

Reply


magis_amica April 9 2015, 19:17:32 UTC
Да? И чем же так хорош авангард? Только не отделывайтесь заклинаниями:"Новое, новое, новое.." Новое - не всегда лучшее.

Reply

andreybersenev April 9 2015, 21:15:53 UTC
Хороший вопрос. Я не рассматриваю авангард в исключительно эстетической роли. На мой взгляд он предлагал совершенно иные механизмы развёртывания культуры, иные её источники. И это важно, поскольку западные источники культуры, которые двигали историю на протяжении последних веков иссякли, и это было уже вполне очевидно в начале XX века.

Актуальность этого вопроса сегодня - полное отсутствие живой культуры, что уже само по себе - источник коллапса цивилизации.

Reply

magis_amica April 9 2015, 22:24:36 UTC
"совершенно иные механизмы развёртывания культуры, иные её источники."
Какие?

Reply

andreybersenev April 9 2015, 22:28:40 UTC
Этот вопрос требует целого исследования. В общих чертах это выглядит так: культура родилась из культа, из необходимости ответить на осознание человеком своей смертности. Её движущий источник - та или иная сотериалогическая формула (формула спасения), способ связи между имманентным и трансцендентным. В авангарде этот тип связи другой, нежели в классике.

Тему других источников искусства, нежели те, которые задействует классика, я рассматриваю в следующей статье: http://andreybersenev.livejournal.com/17456.html

Прочитайте, возможно, там вы найдёте какие-то нити, которые помогут вам найти ответ на ваш вопрос.

Reply


Leave a comment

Up