С Капитолийскими дворцами соседствуют еще 2 интереснейших сооружения разных эпох. Одно из них - так называемый Витториано (Il Vittoriano) - монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Он располагается на Венецианской площади, на склоне Капитолийского холма.
Проект был разработан Д.Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1911 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля.
Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто (Risorgimento - термин, обозначающий национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии) и знамён военного флота. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка» («Macchina da Scrivere»), «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.
С колоннады Витториано открываются прекрасные виды на Рим.
Вид с колоннады на императорские форумы и Колизей.
Между Витториано и Капитолийскими дворцами втиснуто еще одно замечательное здание - Базилика Санта-Мария-ин-Аракоели (итал. Santa Maria in Aracoeli) - церковь девы Марии. В силу своего центрального местоположения играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. Нынешний храм был сложен из обломков античных зданий бернардинцами и францисканцами. В разгар Чёрной смерти XIV века была открыта монументальная лестница из 124 ступеней, ведущая к храму.
На площади Венеции можно еще обратить внимание на дворец Венеции (palazzo Venezia) - бывшее представительство Венецианской республики в папском Риме. Дворец был построен вокруг средневековой башни в 1455 году и считается одним из первых памятников Возрождения в Вечном городе. Камень для строительства выламывали прямо из Колизея. В палаццо была встроена древняя базилика Сан-Марко. В годы фашизма здесь находилась официальная резиденция Муссолини, а с балкона он произносил свои речи. В настоящее время здесь музей прикладных искусств.
К площади Венеции примыкают два небольших храма, посвященных Богоматери - церковь Сантиссимо-Номе-ди-Мария (Chiesa del Santissimo Nome di Maria), построенная в XVIII в. в честь снятия турецкой осады Вены войсками Яна Собеского (левая), и церковь Санта-Мария-ди-Лорето (Chiesa di Santa Maria di Loreto) начала XVI в.(правая). Последняя церковь расположена рядом с колонной Траяна.
Продолжим прогулку по римским площадям. Кстати, удивительным образом (в отличие от российской столицы) они не застроены торгово-развлекательными комплексами, а выполняют свою изначальную функцию. Итак, другая известнейшая площадь Рима, соединенная с площадью Венеции главной римской улицей Корсо (Via del Corso) - это Народная площадь (Piazza del Poppolo),
хотя ее название происходит от базилики Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo), названной так из-за прежде росших здесь тополей, слова «тополь» и «народ» являются в латинском языке омонимами. Она была построена на месте часовни, построенной у тополя (populus) близ северных ворот Рима папой Пасхалием II. На этом месте был по преданию похоронен император Нерон. Нынешнее здание церкви возведено в 1472-1477 годах. Над украшением храма работали известные мастера эпохи Возрождения и барокко художники Пинтуриккьо, Караччи и Рафаэль, архитекторы Бернини, Браманте и Сансовино.
Углы между тремя улицами, веером расходящимися от площади, занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (Santa Maria in Montesanto) (1679).
На север же (в сторону Римини) уходит древняя Фламиниева дорога, по которой на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса путников. Древние ворота Фламиния (Porta Flaminia, перестроенные в 1475 г.) отмечали ее начало.
В своём нынешнем виде пьяцца дель Пополо разбил в 1811-22 гг. архитектор Д.Валадье. Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио, на котором простираются сады виллы Боргезе. Исторически пьяцца дель Пополо была местом публичных казней.
Посредине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II, о котором я писал в Ч.А. Помимо обелиска, площадь украшают четыре фонтана, один из которых можно видеть на фото.
Еще одна красивейшая римская площадь - площадь Навона (Piazza Navona) в форме вытянутого с юга на север прямоугольника. С XV века по 1869 г. место нахождения городского рынка. В античные времена здесь был стадион Домициана. Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. От этого слова и пошло название площади - Навона: в Средневековье - campus agonis или in agone, затем - n’agone и окончательно - navone/navona. Застраивалась она в XVII веке в стиле барокко.
На площадь выходят две церкви, включая церковь св. Агнессы (Sant Agnese in Agone) в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской По легенде на стадионе Домициана произошло чудо: христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников, однако у неё мгновенно отросли волосы и скрыли наготу. Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви. Строительство барочной церкви начал Дж.Райнальди в 1652 году на месте средневековой постройки, фасад церкви выполнил Борромини (1652-1655 гг.). Освящение церкви состоялось 17 января 1672 г.
На площади находятся три фонтана: фонтан Мавра - фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил Бернини, остальные фигуры относятся к XIX веку.
фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, также был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.
В центре площади расположен фонтан четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, 1647-1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.
Обелиск (16,5 метров) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства театра Максенция он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин театра до 1651 года, пока его не перенесли на площадь Навона. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой.
Площадь Испании (Piazza di Spagna) получила свое название по расположенному на ней испанскому посольству. Она представляет собой 2 неравных треугольника. В северной части площадь составляют барочная Испанская лестница, состоящая из 138 ступеней и построенная в 1725 г.
и церковь Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) XVI в.
Античный обелиск (римская имитация египетского обелиска) из садов Саллюстия был установлен здесь в 1789 г.
Перед лестницей расположен фонтан "Лодочка" (La Barcaccia) работы Пьетро Бернини (1629 г.).
В южной части площади с 1620 года находится дворец Испании (Palazzo di Spagna), перед которым стоит Colonna dell’Immacolata - «колонна Непорочной», возведённая в 1854 году в честь провозглашения догмы о непорочном зачатии.
Площадь Испании является центром римского квартала моды, самые известные итальянские модные марки представлены на улице Кондотти, которая начинается у площади.
Следующая римская площадь, которую мы посетим, носит поэтичное название площадь Поле Цветов (Campo dei Fiori). До XV в. здесь располагался живописный цветущий луг, но потом этот район начали активно осваивать, и вокруг выросли живые и торговые кварталы.
Площадь стала местом публичных казней - здесь когда-то горели костры, на одном из которых в 1600 г. сожгли Джордано Бруно. В 1887 г. ему здесь был установлен памятник. Со временем здесь возник оживленный рынок , и до сих пор на площадь каждое утро выходят торговцы фруктами и цветами.
Площадь Республики (Piazza della Repubblica). До 1950-х годов площадь назвалась Экседра. Старое название произошло от большой экседры терм Диоклетиана (о которых написано в Ч.В). Форма античной экседры повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые палаццо с портиками были возведены в 1887-1898 гг. по проекту архитектора Г.Коха.
В центре площади расположен фонтан Наяд, созданный скульптором М.Рутелли в 1901 году.
Базилика Санта Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) - одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Дж.Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери.
Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Ф.Фуга.
Интерьер церкви, несмотря на позднейшие переделки, даёт представление об огромной раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций, гармонией и торжественностью. Внимание привлекает деревянный кессонированный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света (из Перу), которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома - Фердинанда и Изабеллы.
Недалеко от базилики находится базилика Санта Прасседе (Basilica di Santa Prassede), построенная в IX в. во имя святой Пракседы.
Базилика Сан-Мартино-аи-Монти (Basilica di San Martino dei Monti) была построена в IV в. при папе Сильвестре I и реконструировна в VI и XVI веках.
Базилика Св. Петра в веригах (San Pietro in Vincoli) - одна из семи больших базилик Рима, построенная на средства императрицы Евдоксии для хранения «честны́х вериг» св. Петра в V в. Фасад был перестроен в 1475 г.
В храме покоится могущественный папа Юлий II. Проект папской гробницы составил Микеланджело; ему принадлежат статуи Лии, Рахили и знаменитый «Моисей» с рожками (1515 г.), которые символизируют лучи света, исходящие от головы пророка.
Сан-Карло-аль-Корсо (Santi Ambrogio e Carlo al Corso) - церковь Святых Амвросия и Карла, посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео в Риме. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году. Строительство проходило в 1612-1619, затем в 1616-1627 гг. В 1668 году был возведен купол (работы Пьетро да Картона), в 1684 г. закончено оформление фасада.
Внутри церковь богато украшена позолотой и фресками Г. Бранди, алтарь работы К.Маратта.
Палаццо Монтечиторио (Palazzo Montecitorio) - барочный дворец в Риме, в котором заседает Палата депутатов Италии
Дворец может служить эталоном сдержанного «интернационального барокко». Его начал строить Бернини, а достраивал К.Фонтана. В 1789 г. перед дворцом был установлен знаменитый обелиск, оставшийся от гигантских солнечных часов императора Августа.
Базилика «Святая Мария над Минервой» (Santa Maria sopra Minerva) - единственная готическая церковь Рима. Находится поблизости Пантеона на месте античного храма Минервы. За малопримечательным фасадом, выходящим на площадь Минервы, скрывается просторный и пышный интерьер доминиканского храма Рима . Развалины храма Минервы, построенного на Марсовом поле Помпеем в I в. до н. э., сохранялись до VIII века, когда папа Захарий уступил этот участок греческим монахам. В этой церкви (или около неё) собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро.
Старое здание Римского колледжа (Collegio Romano, 1585 г.). Здесь находилось первое учебное заведение иезуитов. На фасаде расположены обычные и солнечные часы. Сейчас здесь находится Министерство по делам культурного наследия Италии.
Церковь Сант-Иньяцио (Sant'Ignazio di Loyola a Campo Marzio) - барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 г. Церковь находится на площади Игнатия Лойолы недалеко от Пантеона. Церковь была построена по эскизам Карло Мадерна под руководством иезуита Р. Орацио Грасси в 1626-50 гг.
Базилика Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) - церковь девы Марии на правом берегу Тибра. Построена в VI веке на месте одного из языческих храмов Бычьего форума. Храм выделяется средневековым убранством и драгоценной утварью, однако туристов влечёт сюда другое - овеянные романтическими легендами «уста истины» (Bocca della Verità).
Арка Януса (Arco di Giano). В античном Риме 16-метровое строение располагалось в северном окончании Бычьего форума в районе Велабр. В Средние века арка являлась частью крепости семьи Франджипани (Frangipani). В 1830 году крепость была разрушена и арка приняла прежний вид. На заднем плане колокольня базилики Сан-Джорджио-ин-Велабро (San Giorgio in Velabro) - церковь, посвященная святому Георгию. Современная базилика была построена в 682-683 годы.
Мост Фабричо (Ponte Fabricio), или Кваттро Капи (Ponte dei Quattro Capi) - мост, соединяющий остров Тиберина (Isola Tiberina) с левым берегом Тибра. Он был построен в 62 году до н. э. Длина моста - 62 метра, ширина арок - до 24.5 метров.
Сан-Бартоломео (San Bartholomeo in Insula) - базилика на острове Тиберина, построенная по приказу императора Оттона III в 1000 году на месте античного храма Эскулапа.
Квиринальский дворец (Palazzo del Quirinale) - дворец XVI века на Квиринальском холме. В настоящее время дворец - официальная резиденция Президента Италии.
И напоследок - пожалуй, самое любимое мною место в Риме - фонтан Треви (Fontana di Trevi) - самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 19,8 м. Этот фонтан в стиле барокко был построен в 1732-1762 годах архитектором Николой Сальви. Он примыкает к фасаду палаццо Поли (Palazzo Poli).
Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и морские коньки.
Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим ещё раз. Две монеты - любовная встреча. Три - свадьба (бракосочетание). Денежная сумма, которую ежегодно «вылавливают» коммунальные службы за год, достигает 700000 евро.
Всемирное наследие Ч.1. Исторический центр (Старый город) Таллинна Всемирное наследие. Ч.2. Девственные леса Коми (Virgin Komi Forests) Всемирное наследие. Ч.3. Бразилиа / Brasilia Всемирное наследие. Ч.4. Национальные парки серрадо: Шапада-дус-Веадейрус и Эмас (Brazil) Всемирное наследие. Ч.5. Афинский Акрополь / Acropolis, Athens Всемирное наследие. Ч.6. Погост Кижи / Kizhi Pogost Всемирное наследие. Ч.7. Озеро Байкал / Lake Baikal Всемирное наследие. Ч.8. Ансамбль Новодевичьего монастыря /Ensemble of the Novodevichy Convent Всемирное наследие. Ч.9. Церковь Вознесения в Коломенском/Church of the Ascension, Kolomenskoye Всемирное наследие. Ч.10. Золотые горы Алтая / Golden Mountains of Altai Всемирное наследие. Ч.10А. Природный парк «Зона покоя Укок» (Золотые горы Алтая) Всемирное наследие. Ч.11. Куршская коса / Curonian Spit Всемирное наследие. Ч.12. Киев: Софийский собор и Киево-Печерская лавра Всемирное наследие. Ч.13. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников Всемирное наследие. Ч.14. Берега Сены в Париже / Paris, Banks of the Seine Всемирное наследие. Ч.15. Ансамбль Мон-Сен-Мишель с заливом /Mont-Saint-Michel and its Bay Всемирное наследие. Ч.16. Московский Кремль и Красная площадь / Kremlin and Red Square, Moscow Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.1 Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.2 Всемирное наследие. Ч.18. Археологические зоны - Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата Всемирное наследие Ч.19. Исторический центр Неаполя (Италия) - Historic Centre of Naples Всемирное наследие. Ч.20. Вилла Адриана в Тиволи. Villa Adriana (Tivoli) Всемирное наследие Ч.21. Град Ватикан / Vatican City Всемирное наследие Ч.22. Исторический центр Рима / Historic Centre of Rome. Ч.А. Рим античный. Всемирное наследие Ч.22. Исторический центр Рима. Ч.В. Рим антично-христианский.