Начну потихонечку выкладывать репортажи об объектах всемирного наследия ЮНЕСКО, посещенных в предыдущие годы. Афинский Акрополь (Ακρόπολη Αθηνών) был включен в список наследия еще в 1987 г. Этот высокий холм в центре столицы Греции вмещает в себя сразу четыре величайших шедевра классического древнегреческого искусства - Парфенон (Παρθενών), Пропилеи (Προπύλαια), Эрехтейон (Ἐρέχθειον) и храм Ники Аптерос (Афины-Ники) (Ναός της Αθηνάς Νίκης), каждый из которых можно смело считать своеобразными символами всемирного наследия. Побывал я в Афинах в октябре 2009 г., и все фотографии были сделаны именно в это время.
Афинский Акрополь представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). Первые укрепления появились здесь ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. В 447 год до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию. В V веке Парфенон стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девственницы. При неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, а также кариатиду - из портика Эрехтейона. В 1827 году, во время штурма Акрополя греческими повстанцами, от попавшего в него пушечного ядра Эрехтейон сильно пострадал. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. д. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее, в Лувре и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1028212/173880724.1fe/0_19a915_7743ae71_XL.jpg)
Пропилеи - это главный и единственный вход на вершину Акрополя.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fb/0_19a881_4c02d953_XL.jpg)
Эти беломраморные ворота с портиком были построены в период с 437 по 432 гг. до н.э.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fa/0_19a845_5d09ad3d_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1f9/0_19a83f_e194a4da_XL.jpg)
Перед входом в Пропилеи с южной стороны находится небольшой храм Ники Аптерос (бескрылой победы), посвященный Афине-Нике (Победительнице), построенный Калликратом в 427-421 годах до н. э. В то время, когда я был в Афинах, подойти к нему и сфотографировать его нормально не представлялось возможным, поскольку он сейчас находится на реставрации. На этом снимке храм справа под металлической сеткой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fb/0_19a886_9259a635_XL.jpg)
Еще одно важнейшее здание на Акрополе - храм Эрехтейон (храм Эрехтея) - один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1003883/173880724.1fa/0_19a844_ac2d1140_XL.jpg)
Постройка храма датируется 421-406 годами до н. э. Он выполнен в ионическом ордере по проекту архитектора Филокла. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Название храм получил из-за остатков гроба Эрехтея. Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную, во-первых, значительным перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых, многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fa/0_19a849_cbabd787_XL.jpg)
Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице). Портик этой целлы имеет шесть колонн. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. У этой части два портика - с севера и с юга. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим архитрав.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fa/0_19a84e_bfa70835_XL.jpg)
Но самым главным сооружением Акрополя, безусловно, является Парфенон - главный храм древних Афин, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен был храм в 447 - 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. Фидием и его учениками.
На снимке - западный фасад Парфенона и группа греческих военных, пришедших на экскурсию.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fa/0_19a847_46fc0910_XL.jpg)
Планов вернуть храму состояние до взрыва 1687 года нет, но реконструкторы пытаются как можно больше уменьшить повреждения. Недостающие блоки мрамора доставляются из тех же каменоломен, что и в античности. Установлен подъёмный кран. Многие элементы перенесены в музей Акрополя, так как воздействие кислотных дождей и ветров может их повредить. Вместо них устанавливаются скульптуры из современных материалов. Вся арматура изготовляется из титана. Планируется полностью восстановить колоннаду и антаблемент.
Северная колоннада.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908969/173880724.1fa/0_19a84d_1b59e791_XL.jpg)
Парфенон стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) - трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Высота колонн равна 10,4 м. Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона - специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии. Огромный Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает» по мере приближения к нему человека.
Восточный фасад.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508505/173880724.1fa/0_19a85b_65d6827_XL.jpg)
Храм построен целиком из мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению - и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас.
Южная колоннада.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fa/0_19a867_761aedf7_XL.jpg)
В общем, как говорится, «внушает»!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fb/0_19a874_5a79247f_XL.jpg)
На восточной оконечности Акрополя горделиво реет греческий флаг.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908969/173880724.1fa/0_19a855_18a00b63_XL.jpg)
А теперь спустимся с Акрополя и немного прогуляемся по его окрестностям, которые входят в буферную зону объекта всемирного наследия. У южного склона холма расположены два амфитеатра. Один из них - это театр Диониса. Он входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и сначала был деревянным. Около 326-325 гг. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908969/173880724.1f9/0_19a820_978e7339_XL.jpg)
Вид на театр Диониса с Акрополя.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/478910/173880724.1fa/0_19a86e_1481a76d_XL.jpg)
Неподалеку располагается Одеон Герода Аттического (или Иродион) (Ωδείο Ηρώδου του Αττικού). Герод Аттический построил его в 165 г. н.э. в честь своей покойной жены. Одеон имеет классическую форму древнего театра на 5000 мест, в котором до нашего времени сохранилось почти всё от времени постройки, за исключением статуй в нишах и разноцветной мраморной облицовки. Одеон является одной из главных сценических площадок ежегодного Афинского фестиваля, проходящего в столице Греции с июня по сентябрь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1f9/0_19a835_a826156e_XL.jpg)
Вид на Одеон с Акрополя.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/908969/173880724.1fa/0_19a871_d2ce86cb_XL.jpg)
Еще одно интересное место, непосредственно примыкающее к акрополю - Ареопаг (Ἄρειος πάγος, буквально - «холм Ареса») - место заседаний одноименного органа власти в Древних Афинах на холме Ареса. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769132/173880724.1fb/0_19a88e_e184b8e0_XL.jpg)
Непосредственно под Ареопагом находится так называемая Афинская Агора - городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 10 гектаров. Греческое слово агора (άγορά) происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1000911/173880724.1fb/0_19a889_36554fff_XL.jpg)
Лучше всего на Агоре сохранилась стоя (галерея) Аттала. Молодым человеком Аттал II, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу эту галерею. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. По другим сведениям это двухэтажное здание было своего рода торговым центром. В настоящее время в здании, восстановленном в первоначальном виде, располагается археологический музей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1028622/173880724.1fc/0_19a8af_2add32fd_XL.jpg)
Среди многочисленных живописных развалин Агоры особняком стоит почти полностью сохранившийся дорический храм Гефеста. Храм начали сооружать в середине V века д.н.э. и закончили в 420 году д.н.э. Имя архитектора неизвестно. В христианские времена храм Гефеста был преобразован в собор Святого Георгия и оставался таковым до 1833 года, когда был объявлен национальным памятником.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fb/0_19a89f_5addf780_XL.jpg)
Недалеко от Агоры расположились развалины библиотеки Адриана, построенной римским императором в 132 г. н. э. Император был большим благодетелем Афин, он хотел создать спокойное место около суматошного базара, место для раздумий и духовного отдыха. Библиотека Адриана оставалась оазисом интеллектуалов более чем 130 лет, пока не была разрушена варварами Герулами во время разграбления Афин в 267 г. н. э.
>
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906518/173880724.1fc/0_19a8c3_abd665ca_XL.jpg)
С востока к библиотеке примыкает так называемая римская Агора, построенная в 1 в. до н.э. Центральный прямоугольный двор (112 м × 96 м) был окружен мраморной ионической колоннадой. В портиках располагались лавки, в центре южной колоннады - фонтан. На западе Агоры находились Пропилеи, оформленные 4 дорическими колоннами и фронтоном.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906092/173880724.1f8/0_19a80d_ba797bf1_XL.jpg)
Башня ветров на римской Агоре была построена сирийским торговцем и астрономом Андроником (сер. 1 в. до н.э.). Восьмиугольная мраморная башня использовалась как метеорологическая станция и часы: солнечные и водные. Высота здания 12,1 м, имеет мраморную крышу в виде пирамиды, на вершине которой был флюгер в виде медной фигуры Тритона. Грани башни ориентированы по сторонам света. Фриз башни декорирован изображениями восьми ветров.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/905956/173880724.1f9/0_19a80f_605f0e89_XL.jpg)
С южной стороны акрополя расположен еще один интересный объект. Это новый музей Акрополя, открытый в 2009 г.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fb/0_19a876_45bdd77f_XL.jpg)
Вся конструкция здания поддерживается колоннами над археологическим находками, не повреждая их.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907951/173880724.1fd/0_19a8e0_d63d9de5_XL.jpg)
И последнее место древних Афин, о котором мне хотелось бы рассказать и которое формально не входит в состав объекта всемирного наследия и его буферной зоны, но, безусловно, достойно всяческого внимания - это Олимпейон или храм Зевса Олимпийского (Ναός του Ολυμπίου Διός) - самый большой во всей древней Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э. Он расположен в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя. Завершён храм был только через 650 лет после начала строительства, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/940943/173880724.1fd/0_19a8ed_e165810_XL.jpg)
В настоящее время у храма уцелел один угол, состоящий из 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями, 2 отдельно стоящие колонны и одна поваленная.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906092/173880724.1fd/0_19a8f3_758b7d00_XL.jpg)
До свидания, Афины!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/940943/173880724.1fe/0_19a912_26123c05_XL.jpg)
Всемирное наследие Ч.1. Исторический центр (Старый город) Таллинна Всемирное наследие. Ч.2. Девственные леса Коми (Virgin Komi Forests) Всемирное наследие. Ч.3. Бразилиа / Brasilia Всемирное наследие. Ч.4. Национальные парки серрадо: Шапада-дус-Веадейрус и Эмас (Brazil)