В продолжение
темы - кто-нибудь ещё помнит этот псто?
Цитата: Всё-таки норги странные люди. То годами спорят по поводу реально необходимых им систем вооружения <…> А то вдруг буквально ни с того, ни с сего, безо всяких дебатов, тендеров и испытаний внезапно какое-нибудь диво-дивное купят.
Но теперь ситуация в целом прояснилась. Довольно занятно вышло. Как минимум, нестандартно. Можете полюбопытствовать, что у них в итоге получилось.
Предсерийный образец ББМ ACSV G5 на зимних испытаниях в Норвегии (Рена, февраль 2021 г.) © Foto: Fredrik Otterstad / Forsvarsmateriell
После участия в производстве ББМ на шасси БМП CV90 модификации Mk.3b
в 2013-2017 годах, предприятие компании Ritek в Левангере (Трёнделаг) стало третьим военным заводом страны, наравне с BTV в Бьорквике и RTV в Ромерике. Причем оно является единственным из них гражданским и единственным же, на котором сейчас в Норвегии освоен полный цикл сборки ББМ. После выполнения заказа от BAE Systems Hägglunds перспективы сохранения полученного на Ritek опыта стали довольно туманными. Если в 2016 году 90% работ компании были связаны с министерством обороны, то в 2017-ом их количество сократилось сразу до 60% и продолжило уверенное падение. Но в правительстве о них не забыли. Весь прошлый год муссировалась тема возможного участия Ritek в будущей программе приобретения
новых ОБТ. А в новом году контракты посыпались на Ritek, прямо как из рога изобилия. Сначала в феврале им всё-таки подтвердили
восстановление и модернизацию дополнительных 20 ББМ CV90 Mk.3b, а через месяц они получили ещё один заказ.
18 марта в рамках действующего договора с закупочным агентством МО Норвегии FMA (Forsvarsmatteriel) немецкая компания FFG (Flensburger Fahrzeugbau Gesellschaft AG) заключила с Ritek субконтракт на участие в производстве 44 новых ББМ типа ACSV G5 (Armoured Combat Support Vehicle Generation 5 - защищенное транспортное средство боевой поддержки 5-го поколения).
Дополнительно положения соглашения предусматривают переоборудование на Ritek неназванного количества КШМ
NM198 (Norske Model 198 - норвежский аналог американских КШМ M577 на шасси БТР M113), для которых FFG обязалась поставить модернизационные комплекты нового моторно-трансмиссионного отделения и интегрированной защиты.
Согласно условиям предварительного соглашения FMA и FFG,
заключенного в 2018 году, норвежская сторона переправила в Германию корпуса БТР М113, как оборудование GFE (government-furnished equipment), то есть, поставляемое государственной организацией частной фирме в рамках контрактных обязательств. На заводе FFG во Фленсбурге на севере Германии из них собрали два предсерийных образца ББМ ACSV. Перед заключением твердого контракта между FFG и Ritek один из них в ноябре 2020-го - марте 2021-го прошел тестирование на полигоне Центра вооружений норвежской армии (военный лагерь Rena leir) с участием представителей обоих подрядчиков. При этом пробег машины составил почти 5000 километров, что примерно соответствует эксплуатации в течение 4-5 лет.
Вверху - первый предсерийный образец ББМ ACSV с краном-манипулятором на заводе FFG (Фленсбург, ФРГ) © FFG
Внизу - второй прототип с креплениями для контейнера на зимних испытаниях (Рена, Норвегия) © Forsvarsmateriell
Слева - временный регистрационный военный номер TV001, справа и внизу - постоянный 98600
Click to view
https://youtu.be/FNDwF_PO-GI Video © Fredrik Otterstad / Forsvarsmateriell
Всесторонние испытания в типовых для Норвегии природно-климатических условиях подтвердили высокие характеристики ББМ, однако выявили некоторые недостатки ее конструкции и проекта в целом, которые необходимо исправить перед началом полномасштабного серийного производства. Все эти работы должны завершить до начала лета. После доработки по требованиям заказчика на предприятии FFG оба прототипа машины станут первыми серийными норвежскими ББМ ACSV. Осенью 2021-го их должны вернуть в Норвегию в качестве эталонных образцов. При этом для получения необходимого опыта и повышения квалификации в ФРГ откомандировали специалистов с Ritek.
В дальнейшем бронекорпуса будут получать на Ritek демилитаризацией бывших в эксплуатации БТР M113 из имеющихся норвежских запасов. После внесения изменений в конструкцию на них установят системы и агрегаты из сборочных машинокомплектов, поставляемых из Германии. После сборки на машины интегрируют оборудование норвежской разработки и производства, включая вооружение. Подчеркивается, что объем работ и их сложность существенно возрастут по сравнению с предыдущим заказом Ritek на восстановление, модернизацию и сборку CV90 Mk.3b.
Поставки ББМ ACSV с завода Ritek начнутся в середине 2022 года и продлятся несколько лет, обеспечив на этот период полную занятость для 30-40 сотрудников компании.
Последним звеном в цепочке производства ББМ ACSV станет военный завод RTV (Romerik Tekniske verksted), который отвечает за установку на машины ИКТ-аппаратуры связи и управления.
Прежде всего, ББМ ACSV предназначены для оснащения ими механизированной бригады "Север", а в дальнейшем подразделений наземных сил обороны Финнмарка (Finnmark Landforsvar - FLF).
Все 44 машины первой партии будут в открытой конфигурации с задней платформой. Из них бóльшую часть планируется передать батальону боевой поддержки Stridstrenbataljonen, в основном, в варианте грузовых БТР для доставки на передовую войскам первой линии боезапаса, продовольствия и других армейских припасов.
Ранее для этих целей норвежская армия использовала дальних родственников БТР М113 -
гусеничные транспортеры M548. Однако они не имели бронирования, и в конце 1990-х их сняли с вооружения, передав на склады мобилизационного резерва, где до сих пор пылится какое-то количество машин разной степени убитости. ACSV в сравнении с M548 - явный и широкий шаг вперед.
Foto © Forsvaret / Forsvarsmateriell
Первый собранный FFG прототип ACSV оснащён краном-манипулятором и аутригерами типа "паучьи лапы" для ускоренной погрузки-выгрузки паллетизированных грузов.
© FFG
Эта версия также станет основой для использования части ACSV в качестве легкой БРЭМ, чтобы заменить ими в батальоне боевой поддержки не имеющие бронирования
колесные ремонтно-эвакуационные машины NM154 на шасси
устаревших грузовиков Scania 113. В варианте БРЭМ ACSV должна быть способна буксировать технику массой от 5 до 25 тонн. В этот диапазон попадают сочлененные вездеходы BV206 и БТР M113.
БРЭМ NM154
У второго собранного FFG прототипа ACSV площадка штатно оснащена креплениями для перевозки одного стандартного 6,5-футового или 10-футового контейнера до 6,2 брутто-тонн, включая специализированные ремонтные модули соответствующих массы и габаритов.
© FFG
В артиллерийском дивизионе Artilleribataljonen эта версия ACSV станет мобильной платформой для нового подвижного ЗРК малой дальности с ЗУР Iris-T (предварительно 6 единиц, но перспективой увеличения до 9 и даже 12) и модернизированных контрбатарейных РЛС ARTHUR новой модификации "C" (5 единиц), в разведывательном батальоне Etterretningsbataljonen - носителем перспективных комплексов РЭБ, а в батальоне связи Sambandsbataljonen - РЭС автоматизированной системы боевого управления уровня C3ISR (7 единиц).
© FFG
В закрытой конфигурации ББМ ACSV можно адаптировать под КШМ или медэвак. Но это уже в следующей партии. Заказ на дополнительное производство 35-70 ББМ в варианте с закрытым боевым отделением возможен после завершения поставок первых 44 машин с открытой задней платформой.
В целом, исходя из потребностей ВС Норвегии в специализированных ББМ, высока вероятность нескольких последующих опционов, а общий объем производства различных версий ACSV может превысить 160 единиц. В частности, к настоящему времени в "Проект 5002 - ACSV" уже вошел, бывший до 2019-го отдельной программой "Проект 2592 - БРЭМ 1-го уровня защищенности" (т.е. минимальный - защита от пуль7,62 мм, осколков снарядов до 155 мм, фугасного действия мин и СВУ). В дальнейшем возможно включение в программу ACSV также "Проекта 5456", в соответствии с которым планировалась закупка и/или модернизация различных версий специализированных ББМ на базе БТР M113. Впрочем, с учетом острой потребности в современной бронетехнике подразделений наземных сил обороны Финнмарка в перспективе не исключена закупка для них классических линейных бронетранспортеров для перевозки пехоты. Кроме того, к программе ACSV могут отнести и "Проект 5020" по модернизации до 16 БРМ NM201, аналогично заказу на КШМ NM198 - новое моторно-трансмиссионное отделение, повышение защищенности.
© FFG
При собственной массе 26,5 тонн максимальная грузоподъемность открытой версии ACSV составляет 8,5 тонн. Машина имеет цельносварной корпус из алюминиевых броневых листов с интегрированным поверх них пакетом дополнительной пассивной брони. Дизельный двигатель MTU мощностью 625 л.с. и автоматическая коробка передач ZF (Zahnrad Fabrik Friedrichshafen AG) в совокупности с торсионной подвеской обеспечивают максимальную скорость по шоссе до 74 км/ч и запас хода более 600 км со стандартными стальными гусеницами.
Однако в FFG изначально планировали использовать резиновые композитные гусеницы со стальным кордом CRT (Composite Rubber Tracks) компании Soucy International. Они легче, тише, обеспечивают меньшую вибрацию и сопротивление качению. В результате запас хода увеличивается до 1000 км. При этом СВ Норвегии уже имеют с 2018 года опыт использования гусениц CRT Soucy на ББМ CV90 Mk.3b (
хотя и не без проблем). Как бы то ни было, руководство FFG 12 ноября 2020 г. заключило субконтракт с оборонным дивизионом Soucy International на 7,5 млн. долл. для оснащения норвежских ACSV гусеницами CRT.
Штатное вооружение ББМ предусматривает установку на крыше модуля вооружения Protector Nordic компании Kongsberg с 12,7-мм пулеметом M2HB Browning. Дополнительно над верхним люком командира экипажа возможна установка на турели 7,62-мм пулемета (на эскизе FFG явно видны MAG, но тут
не все так однозначно, хотя об этом мы более подробно поговорим
в другой раз).
Эксплуатационный ресурс ББМ ACSV рассчитан не менее, чем на 20 лет службы.
Нельзя не заметить, что, несмотря на внедрение целого ряда современных технологических решений и новое название, фактически проект ББМ ACSV является очередным вариантом глубокой модернизации БТР М113. Эта разработанная в США в 1950-х машина стала самым массовым гусеничным бронетранспортёром в мировой истории. В общей сложности произведено около 80 тыс. единиц всех модификаций. До настоящего времени они в различных вариантах состоят на вооружении многих стран, которые реализуют программы их модернизации, учитывая значительный срок эксплуатации машин данного типа. Ну, или
всё-таки списывают.
Норвегия в 1960-х - 1970-х годах получила 413
БТР М113, из которых 100 единиц им передали США по программе военной помощи. Затем уже за счет средств своего бюджета приобрели еще две партии на 187 и 126 единиц. В дополнение к ним по программе "Проект 5026" с конца 1990-х за границей закупили некоторое количество бывших в эксплуатации М113 в наилучшем техническом состоянии, доведя общее количество их запасов до 390 в 2008 году, а в конечном итоге до 411 единиц. Все эти машины планировались к переоборудованию в различные варианты специализированных ББМ. Рамочная стоимость программы "Проект 5026" на начало 2000-х оценивалась в 1,186 млрд. крон (198 млн. долл.). До 2007 года из бывших в эксплуатации М113 модернизировали и переоборудовали 206 машин. Затем в 2008-2015 гг. рамочная стоимость "Проекта 5026" постепенно снижалась с 1,148 млрд. крон до 936 млн. крон (191-126 млн. долл.). За этот период переоборудовали ещё 82 БТР, доведя в норвежской армии общее количество ББМ на шасси М113 до 288 единиц (КШМ, БИМ, БРМ, медэваки, грузовые БТР и др.).
В качестве основы для модернизации использовали сначала проект М113 F2, затем М113 F3, разработки НИИ МО Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) с участием специалистов FFG. Причем в компании использовали собственное обозначение М113 G2 и М113 G3 (G - Generation англ., поколение).
В 2015 году программу "Проект 5026" окончательно закрыли, когда на складах службы тыла ВС Норвегии FLO (Forsvarets logistikkorganisasjon) еще оставались 123 БТР М113, а также значительные запасы деталей и агрегатов к ним. Применение этим машинам планировали найти позднее.
Шести- и семикатковый прототипы БТР M113 F4. На грузовой площадке первой машины установлен массогабаритный макет контрбатарейной РЛС ARTHUR модификации "C"
Модификация БТР М113 F4 стала дальнейшим развитием концепции доведения серийных машин М113 до уровня современных требований на основе полученного ранее опыта при работе над М113 F2 и М113 F3. По созданному в НИИ FFI эскизному проекту компания FFG детально разработала два варианта М113 F4 (внутренне название компании FFG M113 G4), на основании которых на военном заводе BTV собрали и в 2013 году передали на испытания два прототипа.
При этом в ВС Норвегии изначально проявляли наибольшую заинтересованность к версии грузового БТР с открытой задней площадкой, для чего начали реализацию программы "Проект 2578". Ранее в Норвегии уже использовали такие машины модификации F2 под обозначением NM199 TRPV (Norske Model 199 Transport panservogn) для транспортировки грузов до габаритов 10-футового транспортного контейнера стандарта 10'×8' ISO. Некоторое количество машин этого типа до сих пор остается на складах мобзапасов, но их защищенность, грузоподъемность и габариты платформы признали не соответствующими современным требованиям, в связи с чем в военном ведомстве приняли решение о необходимости их замены.
Грузовой БТР NM199 TRPV СВ Норвегии - судя по окружающему пейзажу, где-то в Югославии или Афганистане © Forsvaret
В сравнении с предыдущей модификацией M113 F3, главными отличиями машин M113 F4 являлась лучшая защита от мин, фугасов и СВУ. За счет бóльшей высоты кабины внутренний объем боевого отделения возрос до 10,1-12,5 куб.м, что гарантировало размещение в машине увеличенного комплекта специальной аппаратуры. Новая ходовая часть с резиновыми гусеницами CRT Soucy повысила проходимость и плавность хода по пересеченной местности.
Рассматривались два варианта шасси - с шестью опорными катками и с семью. После проведения сравнительных испытаний от первого из них отказались, признав недостаточной его проходимость, и при этом чрезмерно перегруженными задние элементы ходовой части, что вызывало их повышенный износ и преждевременный выход из строя.
В общем, остановились на семикатковом варианте. Таким образом, норвежская модификация F4 грозила стать
самым длинным М113 на свете.
Планировали изготовить 18 грузовых БТР М113 F4 с опционом еще на 18 единиц. Для сборки одного шасси с семью опорными катками требовалось распилить и заново сварить корпуса двух М113 ранних модификаций. Основной объем работ планировали завершить на военном заводе BTV до конца 2017 года, начало поставок войскам в 2018-м с полным их завершением к 2021-му.
Но что-то пошло не так.
Реализацию этой программы несколько раз переносили. Существовали обоснованные сомнения в способности завода BTV справиться с новым и сложным заказом на фоне резкого роста загруженности другими контрактами с началом гонки вооружений в Европе после известных событий на Украине. В результате где-то примерно в 2017 году приняли окончательное решение отказаться от M113 F4 в пользу реализации нового варианта с альтернативным проектом ББМ.
© FFG
Боевая бронированная машина PMMC G5 (Protected Mission Module Carrier Generation 5) разработана компанией FFG в инициативном порядке и является вариантом еще более глубокой модернизации М113 с удлиненной базой, поднятой крышей боевого отделения и бронеостеклением кабины механика-водителя. При этом используются те же моторно-трансмиссионное отделение и ходовая часть (ведущий и опорные катки, ленивец), а также некоторые другие узлы и агрегаты. В основе конструкции лежит разработанный FFG проект модернизации БТР М113 G4. О преемственности PMMC от М113 свидетельствует и буквенно-цифровой индекс G5 (Generation 5). Но в маркетинговых целях руководство компании FFG отказалось от дальнейшего использования названия М113. Дескать, больше не комильфо. Мол, заказчиков отпугивает.
По результатам проведенных испытаний ББМ на платформе PMMC G5 положительно зарекомендовали себя при испытаниях в различных климатических условиях, продемонстрировав высокую подвижность, а также существенно возросший уровень защиты экипажа и оборудования машины.
© FFG
Особенностью платформы PMMC G5 является усиленная противоминная защита и модульная конструкция, позволяющая собирать машины различного назначения и уровня бронирования - БТР, КШМ, медицинско-эвакуационная машина и др. На многоцелевой гусеничной базе могут быть смонтированы открытая платформа для транспортировки различных функциональных модулей и грузов, либо достаточно объемное закрытое боевое отделение. Машины с открытой платформой и встроенным оборудованием для погрузки (разгрузки) позволяют использовать их в качестве носителей специализированных модулей в габаритах стандартного 10-футового контейнера.
© FFG
По ходовой части и агрегатам моторно-трансмиссионного отделения оба варианта машины практически идентичны. Максимальная масса новой машины определена в 21 тонну с возможностью увеличения ее в процессе дальнейшей модернизации до 23 тонн.
В общем, инженеры FFG предлагали практически полный концептуальный аналог проекта М113 F4, но с улучшенными ТТХ, включая значительно возросшую защищенность, что являлось одним из основных требований МО Норвегии к новым ББМ.
Однако, если агентство FMA традиционно легко оформило заказ по сборке машин на военном заводе BTV, как внутреннюю закупку у единственного поставщика для модернизации БТР М113, то приобретение новых ББМ у зарубежного производителя в обязательном порядке должен предварять какой-никакой конкурс. Для обхода данного требования в 2017 году в ускоренном порядке провели формальный тендер, сравнив итоги предыдущих испытаний прототипов М113 F4 с результатами конкурса на закупку новых ББМ для СВ Дании. При этом в Норвегии воспользовалось положениями программы военно-технического сотрудничества стран NORDEFCO, позволяющей партнерам обмениваться аналогичной информацией. Взамен датскому военному ведомству предоставили полный доступ к
результатам тестов четырех претендентов на закупку новых норвежских 155-мм САУ в рамках первого этапа конкурса по "Проекту 5447". Тогда это позволило датчанам с минимальными затратами
отшить под благовидным предлогом израильтян, а норгам - пропихнуть своего претендента.
Программа замены датских БТР М113 началась в 2011 году для приобретения крупной партии ББМ в шести вариантах (БТР, КШМ, разведывательные, инженерные, медицинско-эвакуационные машины и самоходные минометы). В конкурсе приняли участие пять колесных и гусеничных ББМ - ASCOD испанского филиала швейцарской General Dynamics European Land Systems, CV90 Armardillo шведской BAE Systems Hägglunds, VBCI французской Nexter, Piranha V швейцарской Mowag и, собственно, PMMC G5 немецкой FFG.
ASCOD и CV90 Armardillo
VBCI и Piranha V
PMMC G5 © Forsvaret
В 2013 году на датском военном полигоне Оксбёл в течение 17 недель проходил заключительный этап испытаний, включая проведение около 375 сравнительных тестов и замеров показателей конкурирующих машин. В апреле 2015 года МО Дании объявило о своем выборе в пользу
Piranha V.
Много раз говорено, что важно не как проведен конкурс, а как посчитали его результаты. Вот и здесь на основании тех же самых данных Норвегия в начале 2018 года по-тихому выбрала победителем своего условного тендера PMMC G5, таким образом, став первым заказчиком машин этого типа, ранее неоднократно, но безуспешно участвовавших в различных международных конкурсах.
Хотя буква законодательства Евросоюза может считаться соблюденной, в целом такое решение выглядит несколько сомнительным, поэтому сопутствующие обстоятельства не стремятся широко афишировать. Тем не менее, результат вполне устроил всех участников сделки. При этом МО Норвегии учитывало весь предыдущий опыт сотрудничества с FFG, в ходе которого уже реализован ряд программ для норвежской армии, включая производство специализированных машин на базе БТР М113, а также
БРЭМ Wisent 2ARV и
БИМ Wisent 2AEV на шасси ОБТ Leopard 2. В настоящее время FFG модернизирует
колесные БТР SiSu для норвежской армии. При этом с целью максимально заинтересовать заказчика в руководстве FFG традиционно привлекают к реализации своих проектов местные норвежские предприятия.
Поэтому агентство FMA 23 марта 2018 г. подписало с компанией FFG меморандум о намерениях по сотрудничеству в разработке и производстве ББМ, а затем в июне 2018 года МО Норвегии официально объявило о начале новой программы ACSV.
Условиями соглашения FMA с FFG были предусмотрены:
1. Разработка, производство и предоставление заказчику модернизационных комплектов для КШМ NM198 на шасси БТР М113.
2. Разработка, производство и предоставление заказчику прототипа новой ББМ ACSV на основе проекта PMMC G5 для проведения всесторонних фактических испытаний. Специальные национальные требования включали баллистическую и противоминную защиту не ниже 2-го уровня по стандарту STANAG 4569 NATO, установку боевого модуля Protector Nordic, мортир для отстрела дымовых гранат и фильтровентиляционной установки РХБЗ.
3. Реализация положений об опционах для модернизации других норвежских ББМ на базе БТР М113, а также дополнительное производство ББМ ACSV.
Заключенный между сторонами контракт предусматривал, что начало серийного производства могло начаться не ранее завершения постройки первых опытных образцов, испытаний прототипов и их доработки с учетом результатов тестов и предъявляемых требований. Для этого отводился срок до начала 2020 года, после чего мог поступить основной заказ. Однако коронакризис привел к приостановке промышленного производства и нарушению технологических цепочек поставки, что повлекло за собой задержку реализации проекта на 15 месяцев.