В продолжение
темы и в дополнение к материалу
по ACSV G5, где упоминалось: …в новом [2021] году контракты посыпались на Ritek, как из рога изобилия. Сначала в феврале им всё-таки подтвердили восстановление и модернизацию дополнительных ББМ CV90 Mk.3b…
В военном бюджете Норвегии на 2021 год внезапно появилась новая статья расходов: "Проект 1092 - Модернизация бронемашин на базе CV90". При рамочной стоимости 872 млн. крон (101 млн. долл.) в первый год на нее выделили всего 25 млн. крон. (2,9 млн. долл.). А 18 февраля минобороны Норвегии заключило с BAE Systems Hägglunds контракт на 45 млн. евро для восстановления 20 БМП CV9030N, модернизации их до уровня Mk.3b и переоборудования в специализированные ББМ - 8 многоцелевых БТР MultiC (Multi Carrier) и 12 боевых инженерных машин StIng 2 (Storm Ingeniør). Первую машину должны поставить уже в этом году, а весь заказ выполнить до конца 2023-го. В соответствии с соглашением в качестве основного норвежского субподрядчика BAE Systems Hägglunds ожидаемо выступила компания Ritek.
Выкатка из сборочного цеха Ritek первой восстановленной и модернизированной до уровня Mk.3b ББМ CV90 в варианте StIng 2 (Левангер, 24 сентября 2015 г.) © Foтo: Einar Holst Clausen
В 2012 году МО Норвегии заключило со шведской компанией BAE Systems Hägglunds контракт на обновление парка гусеничных ББМ на шасси БМП CV90. В апреле 2019 года норвежская армия отчиталась о получении 144 машин новой модификации Mk.3b в шести различных конфигурациях (там не все однозначно, но об этом в другой раз). При этом в качестве субподрядчика BAE Systems по контракту от июня 2013 года на 350 млн. крон (46 млн. долларов) компания Ritek отвечала за демилитаризацию ранних модификаций БМП и производство на их шасси 32 ББМ СV90 в двух из пяти конфигураций - 15 БТР MultiC, 15 БИМ StIng 2 и два ходовых тренажера вождения.
Все работы на Ritek завершили в 2017 году, но еще за два года до этого в мае 2015-го параллельно с основным контрактом МО Норвегии дополнительно заключило с ними соглашение о намерениях ("мягкий" контракт) на возможное продолжение восстановления CV90. До конца июня 2015 года на Ritek доставили 68 старых БМП. После проведения их технической экспертизы рассчитывали восстановить ту часть, которая находилась в наилучшем состоянии. После определения объема предстоящих работ планировали подписать окончательное соглашение ("твёрдый" контракт) где-то в рамках 250-350 млн. крон (33-46 млн. долларов). За счет этого МО Норвегии надеялось получить 50-60 восстановленных БМП ранней модификации для возможной их продажи партнерам по НАТО. Но подзаработать не получилось - в 2016-м бережливые эстонцы решили забрать "свои" 37 шасси по "стоковой" цене, собираясь ковыряться с переделкой самостоятельно (за подробностями отправляю к материалу коллег из блога
bmpd Эстония закупает в Норвегии шасси БМП CV9030N).
Приобретаемые Эстонией демилитаризованные шасси норвежских боевых машин пехоты CV9030N на хранении. Справа в центре - ходовой тренажер вождения - учебная машина для подготовки механиков-водителей © Силы обороны Эстонии
А на остатки этих БМП у норгов очень скоро появились собственные планы.
В соответствии с принятым-таки в 2019-м долгосрочным планом развития ВС Норвегии (2017-2034) спланировали существенную реорганизацию сухопутных войск, включая увеличение с двух до трех количества мотопехотных батальонов на БМП в составе бригады "Север". При этом штатная потребность в боевой технике для новых частей не учитывалась в основной программе поставок бронемашин на шасси CV90.
Первыми в январе 2019-го начались ОШМ по развертыванию в гарнизоне "Порсангер" нового
механизированного (кавалерийского) батальона "Порсангер" на базе 2-го легкого пехотного (арктического) батальона (ППД военный лагерь "Шольд") и механизированной роты учебного центра СВ (ППД военный лагерь "Рена"). При планируемых сроках завершения ОШМ в 2025-м к этому времени нужно поставить дополнительно не менее 20 CV90 основных версий (кроме учебных), включая 7 БМП, 5 КШМ, 8 БИМ.
Это по минимуму. И результат не окончательный, а предварительный, потому что с тех пор потребное количество батальонов в бригаде увеличилось с трех до четырех, а новых БМП CV90 аж на три новые роты никак не найти при самом кропотливом выскребании сусеков.
Соответственно, нужно проводить дополнительные закупки, на фоне которых 20 ББМ (8 БТР, 12 БИМ) - всего лишь предварительные ласки.
Арифметика:
в ходе реализации первого контракта из 103 БМП CV90 СВ Норвегии, на заводе Ritek разобрали 32 машины перед переоборудованием, а также демилитаризовали 69 единиц путем демонтажа башен.
32 + 69 + 2 ХТВ = 103
пока все совпадает
Из 69 демилитаризованных БМП (без башен):
69 - 35 Эстонии = 34
То есть, так должно быть. Но в Ritek перед окончанием первого контракта сообщали о том, что у них остались только 31 шасси. Куда еще три делись? После дефектации признаны не подлежащими восстановлению? Но это просто так - небольшая зарубочка на память.
UPD:
Одна нашлась в мае 2022-го - ее отправили в музей вооруженных сил в память службы в Афганистане. Возможно и остальные две позднее найдутся в каких-нибудь экспозициях.
Штабеля корпусов разобранных CV90 на площадке завода Ritek © Foтo: Einar Holst Clausen
"Проект 1092 - Модернизация бронемашин на базе CV90" утвержден правительством в 2020 году. Целью проекта является доукомплектование четырех мотопехотных батальонов СВ Норвегии ББМ CV-90 различных модификаций. Для чего планируется провести модернизацию оставшихся в наличии 20 БМП CV90 старой модификации, а именно, собственно боевых машин пехоты, а также командно-штабных, инженерных, многоцелевых и боевых разведывательных машин. Проект планируется завершить к концу 2023 года.
После подписания нового контракта с BAE Systems Hägglunds директор Ritek заявил: "С июня прошлого года мы наняли более двадцати новых сотрудников, а осенью подготовили первые машины для отправки на завод Hägglunds в Эрншельдсвике. Их вернут назад на Ritek в апреле-мае, а первые новые ББМ передаст вооруженным силам еще до конца года".
Из Швеции на Ritek вместе с корпусами поставляют машинно-сборочные комплекты CV90. Каждый из них состоит из 200 ящиков с 3000 деталей и агрегатов, из которых лишь 500 от ранее эксплуатировавшихся машин, все остальные являются новыми, частично от норвежских производителей. На сборку одной машины требуется около 2000 человеко/часов. После выкатки ББМ из цеха проводятся заводские испытания с пробегом около 15 км по прилегающей к заводу дорогам, но без стрельб из боевых модулей Protector. После сборки на Ritek машины передают в Ромерик военному заводу RTV (Romerike tekniskeverksted), где местные специалисты при помощи выездной бригады норвежского отделения Thales производят установку и наладку аппаратуры управления, связи, наблюдения и разведки C2IS (Command, Control, Intelligence, Surveillance).
В общем, на будущее пока остаются неясными два вопроса:
1. Как распределяются приоритеты Ritek в параллельной реализации сразу двух контрактов по ББМ - подписанного первым на CV90 и последовавшего за ним недавнего на ACSV G5.
Основной цех завода оборудован 12 производственными площадками для сборки ББМ тупиковым способом © Foto: Havard Zeiner
2. Дополнительная закупка 8 БТР CV90 MultiC и 12 БИМ StIng 2 не позволит полностью удовлетворить потребности СВ Норвегии в бронетехнике для комплектования новых мотопехотных батальонов бригады "Север". И даже 11 (14?) оставшихся демилитаризованных б/у БМП не помогут.
В общем, будем ждать дополнительных контрактов со Швецией на закупку CV90 новой постройки. Хотя о возможных опционах в контракте от 2012 года с BAE Systems Hägglunds не упоминалось, но такое положение в договорах уже давно считается обязательным.