Прежде чем перейти к обозначенным в заголовке событиям, оглянемся назад и посмотрим, с чего все это начиналось.
После обширных конкурсных испытаний Норвегия выбрала боевую машину пехоты (БМП) CV90 Mk I, заказав в 1994 году всего 104 машины на 2 млрд. шведских крон (260 млн. долл.). Машины получили новое обозначение CV9030N. Первые четыре из них, поставленные в 1996 году, были предсерийными. Еще 100 передали заказчику в 1998-1999 (2000) гг. Полученные первыми БМП впоследствии довели до серийного стандарта. От типовой шведской модификации CV9040 норвежские машины отличались более мощным двигателем «Скания» на 680 л.с. вместо 550 л.с. и разработанной в «БАЕ системз» новой двухместной башней с 30 мм автоматической пушкой «Бушмастер-2» (ATK Armament Systems Bushmaster II). Башни производила норвежская компания «Квэрнер еурека» (Kværner Eureka) с сохранением «родной» системы управления огнем UTAAS от «Сааб». Установка башен на шасси производилась в Норвегии компанией
Moelv (обе эти фирмы с тех пор закрыты).
В 2012 году министерство обороны Норвегии заключило контракт со шведской компанией «БАЕ системз Хагглундз» (BAE Systems Hägglunds), подразделением все той же британской корпорации «БАЕ системз», на обновление парка гусеничных ББМ CV90 СВ Норвегии, после которого он должен включать 144 машин модификации Mk III в шести различных конфигурациях - 74 БМП, 21 боевая разведывательная, 15 командно-штабных, 16 инженерных, 16 многоцелевых БТР и два ходовых тренажера вождения (учебные машины для подготовки мехводов).
Забегая сильно вперед, просто для наглядности - практически вся линейка новых CV90, только без учебных машин. Слева-направо: боевая инженерная машина CV90 CTING (stormingenørvogna), БМП CV90 SPV (stormpanservogna), БТР CV90 MULTIC (multicarrier), БРМ CV90 OPV (oppklaringsvogna) и КШМ CV90 STRILED (stridsledelsevogna)
Первоначальные планы предусматривали модернизацию 103 БМП CV90 из наличия СВ Норвегии и поставку 41 ББМ на шасси нового производства. Но после детального изучения состояния матчасти пришлось серьезно урезать осетра, практически зеркально. 110 машин (74 линейные БМП, 21 боевая разведывательная и 15 командно-штабных машин) должны изготавливаться на новых шасси с перестановкой на них модернизируемых башен с имеющихся БМП CV90 (плюс еще семь башен будут изготовлены заново), а 34 специальные машины (16 БТР, 16 инженерных машин и две учебные) должны были перестраиваться из имеющихся CV90. Таким образом, у Норвегии высвобождались около 69 шасси БМП CV90, передаваемых на хранение.
Несмотря на такие изменения общая стоимость контракта существенных изменений не претерпела и осталась на уровне около 750 млн. долларов (почти 10 млрд. крон), став одной из самых масштабных текущих военных программ ВС Норвегии, каковой и остается вплоть до настоящего времени.
В Норвегии действует требование, что после закупки товаров и услуг оборонным ведомством за границей с контрактами более чем на 50 миллионов крон, страны-бенефициары в обязательном порядке должны инвестировать эквивалентные суммы в ВПК Норвегии. Такая схема называется обратной закупкой и является инструментом промышленной политики для поддержки национальных производителей и облегчения доступа на внешние рынки предприятиям норвежского ВПК.
В рамках схемы обратной закупки «БАЕ» выбрала основными субподрядчиками в Норвегии компании Kongsberg Defence & Aerospace (системный интегратор оборудования от Thales и Vinghøg), а также Nammo AS (Raufoss), CHSnor AS (Moelv) и Ritek AS (Levanger). В наибольшей степени здесь нас пока интересует именно последняя из них.
Компания «Ритек» (Ritek) традиционно специализировалась на техническом обслуживании, ремонте и восстановлении тяжелых колесных и гусеничных транспортных средств различного назначения, но до 2002 года не имела никакого опыта работы с военными. В январе 2003 года завод «Ритек» в административном округе Левангер (Levanger) губернии Нур-Трёнделаг (Nord-Trøndelag) впервые стал подрядчиком министерства обороны. К настоящему времени до 60% заказов завода проходит по линии оборонного ведомства, а контракт по CV90 стал самым крупным в истории компании.
Комплекс зданий компании «Ритек» в Левангере
UPD: Летом 2021 г. - весной 2022 г. "Ритек" построила новый цех на 2300 квадратных метров новых производственных площадей. Стоимость проекта около 55 миллионов норвежских крон (5,5 млн. долл.). Новое здание будет иметь конструкцию и инфраструктуру, позволяющие собирать и обслуживать более тяжелые машины вплоть до весового класса современных основных боевых танков. Цех оснащен кранами и цеховым оборудованием для выполнения самых сложных задач по производству, обработке поверхностей, сборке и интеграции транспортных средств, тяжелой техники и механических установок для гражданских и военных заказчиков.
Проектные изображения
В качестве субподрядчика «БАЕ системз», согласно подписанного в июне 2013 года договора на 350 млн. крон (46 млн. долларов), компания «Ритек» отвечала за демилитаризацию ранних модификаций БМП и производство на их шасси двух из пяти конфигураций новых ББМ СV9030N в количестве 32 единиц. Из их числа 15 многоцелевых бронетранспортеров «МюльтиК» (MultiC - Multi Carrier), 15 боевых инженерных машин «СтИнг-2» (StIng 2 - Storm Ingenør) и два ходовых тренажера вождения.
Слева - первые две выведенные из эксплуатации БМП CV90 22 июня 2013 года на АвБ Бардуфосс грузят на борт C-17 «Глобмастер-3» из состава тяжелого транспортного авиакрыла НАТО. Желтый номер на технике - 3-я мотострелковая рота бронетанкового батальона мбр «Север». Справа - в тот же день в аэропорту Вернес. Слева направо: Harald HEND (Ritek), major Albert ALBERTSEN (FLO), Håkon RØVIK (Ritek) © Foto: Aleksander Hage, Forsvaret
Но поначалу на «Ритеке» все шло ни шатко, ни валко - развертывание дополнительных производственных мощностей, подготовка оснастки, прием новых работников. Вся основная движуха началась там только через два года, дождавшись подачи со стороны поля шведов.
Церемония выкатки из цеха ББМ "СтИнг-2" состоялась 11 сентября 2014 года (с) BAE Systems
Первые серийные экземпляры CV90 в варианте «МюльтиК» и «СтИнг-2» построили на шведском заводе «БАЕ» в Эрншёльдсвике (Örnsköldsvik). Они там у себя сперва сами восстановили пару старых норвежских машин, сами потом их собрали, попутно разработав всю необходимую инженерную документацию. Потом оба прототипа прошли полный курс испытаний и стали своего рода эталонными экземплярами. Именно вместе с ними общее количество восстановленных машин обеих версий составит по 16 единиц.
CV90 основной партии прибыла на завод «Ритек» в мае 2015-го. Место механика-водителя занимает лично технический директор завода Хакон РЁВИК (Håkon Røvik) © Foтo: Einar Holst Clausen
Как уже упоминалось, две БМП еще раньше отправили в Швецию, 69 машин «просто» демилитаризовали демонтажом башен, которые далее отправляли для модернизации на завод компании CHSnor AS, а о судьбах оставшихся шасси чуть подробнее будет ниже. Остальные 32 БМП разбирали до винтика.
Слева - штабеля корпусов разобранных CV90 на площадке завода «Ритек», справа - корпус CV90 после возвращения из Швеции © Foтo: Einar Holst Clausen / Leif Arne Holme
Слева - б/у двигатели перед ремонтом, справа - сборка БИМ StIng
Системы, узлы, агрегаты и отдельные детали, потребные для повторного использования проверяют на соответствие их конструкторской документации. Проверенные, а при необходимости, отремонтированные или замененные составляющие поступают на сборку ББМ.
При сборке восстановленных машин компания "Ритек" отвечала за все корпусные работы, основной объем которых включал:
• демонтаж башни и части внутреннего оборудования;
• замена стальных гусениц резиновыми;
• замена верхнего броневого листа корпуса над боевым отделением;
• установка механического крана-манипулятора;
• установка дистанционно-управляемого модуля вооружения «Протектор-Нордик».
В демонтаже башен и установке модулей «Протектор» помощь «Ритеку» оказывала выездная бригада специалистов CHSnor AS, откомандированных для этого в Левангер.
Поскольку в новой модификации ББМ тяжелее почти на 10 тонн и ее максимальная масса достигает 35 тонн, дизельный двигатель «Скания» заменили новым от той же фирмы, модернизированным и форсированным с 680 до 810 л.с.
Каждый сборочный комплект CV90 состоит из 200 ящиков с 3000 деталей, из которых лишь 500 используются от старых машин, все остальные новые, частично от норвежских поставщиков. Сборка одной машины требует около 2000 человеко-часов, после чего проводятся ее заводские испытания с пробегом около 15 км по близлежащим к заводу дорогам, но без стрельбы из «Протектора».
С «Ритек» восстановленные машины переправляли на предприятие норвежского отделения компании «Талес», для установки и наладки новых приборов наблюдения, управления и связи системы C2IS.
Все работы над первым восстановленным экземпляром новой ББМ в модификации «СтИнг-2», завершились 21 сентября 2015 года, а 24 сентября прошла торжественная церемония ее выкатки.
На митинге в честь события речи толкали: генеральный директор «Ритек» Хилмар ОЛСЕН мл. (Hilmar Olsen Jr), депутат от правящей партии «Хойре» в парламентском комитете по обороне Элин АГДЕСТЕЙН (Elin Agdestein), начальник управления сухопутных систем службы тыла «Фло» бригадный генерал Бьярне НЕРМО (Bjarne Nermo). Их выступления то и дело прерывались бурными и продолжительными аплодисментами рабочих завода и приглашенных гостей © Foтo: Einar Holst Clause
Генерал Б. НЕРМО: Это лучшее из того, что сейчас доступно на мировом рынке вооружений (с) Foto: Leif Arne Holme
Выкатка из сборочного цеха первой восстановленной машины в варианте «СтИнг-2». На манеже За рычагами все те же. Наверное, ему просто реально нравится сам процесс © Foтo: Einar Holst Clausen
Последние, пятнадцатые боевые машины CV90 версий «МюльтиК» и «СтИнг-2» вышли с завода «Ритек» в феврале этого года.
А сейчас, если кто еще не в курсе, буквально в двух словах растолкую, что же они из себя представляют.
В варианте многоцелевого гусеничного БТР «МюльтиК» (MultiC - Multi Carrier англ., multivogn нор.) эта версия CV90 без башни имеет раздвижную крышу над боевым отделением и может решать задачи перевозки VIP пассажиров, раненых или грузов (боеприпасов и снаряжения) для чего оборудована небольшим краном-манипулятором.
Но основную часть «МюльтиКов» в количестве 12 единиц планируется использовать в варианте самоходных минометов (СМ). Для этого в боевом отделении будет размещаться носимый вариант 81-мм миномета L16A2 и 50 боеприпасов к нему. Это позволяет при необходимости в короткий срок переоборудовать СМ в транспортное средство или санитарную машину, и обратно.
Очевидно, что стандартный вариант миномета обладает несколько худшими характеристиками, чем специализированная система вооружения, поэтому параллельно с подписанием контракта у «БАЕ системз» тогда же в конце 2012 года Норвегия заказала германскому концерну «Рейнметалл дифенз» (Rheinmetall Defence) разработку нового модуля минометного вооружения (Mortar Weapon System - MWS) для перспективного СМ. Первый прототип модуля продемонстрировали на международной военной выставке уже весной 2014 года. Столь малые сроки проведения НИОКР обусловлены максимальным использованием в конструкции нового образца готовых наработок концерна по аналогичным системам вооружения, включая систему управления огнем «ВингПос» (VingPos)… Однако такие детали уже слишком далеко от нашей сегодняшней темы, поэтому об этом
как-нибудь в другой раз.
Учебная машина - ходовой тренажер вождения - тут все достаточно просто, но подробнее о них как-нибудь в другой раз.
В версии боевой инженерной машины «СтИнг-2» (StIng 2 - Storm Ingenør) основным оборудованием можно выбрать сменный ножевой трал (минный плуг) или катковый трал.
По
ссылке небольшое видео со стендовых испытаний каткового трала в июне 2016 года.
Постоянное оборудование - кран-манипулятор с механическим захватом.
Самоходные минометы планируется разделить поровну между батальоном "Телемарк", где ими заменят СМ типа М125 (NM 204 PBK) на шасси БТР М113, и бронетанковым батальоном, где сейчас на вооружении стоят BV206BK.
Ровно так же и со «СтИнгами» - на CV90 пересадят прикрепленные к «Телемарку» и бртб 1-ю и 3-ю штурмовые роты инженерного батальона соответственно, которые сейчас вооружены инженерными машинами NM205 Stormingeniørpanservogn и NM197 Replagspanservogn на базе М113.
Боевые инженеры мбр "Север" готовятся к расчистке прохода в минном поле для польских танков (учение "Нобл джамп-2015", Польша)
Учение "Колд риспонс-2016"
Вот, кстати, одна из новых инженерных машин "Телемарка" уже в Рене:
Click to view
Но подробнее обо всех этих тонкостях как-нибудь в другой раз, а нам осталось только осветить обещанный выше вопрос о демилитаризованных шасси.
В дополнение к основному контракту в мае 2015-го компания «Ритек» также заключила с МО Норвегии соглашение о намерениях («мягкий» контракт) на восстановление дополнительной партии CV90. До конца июня 2015 года на «Ритек» доставили 68 единиц самых ранних модификаций БМП. После проведения технической экспертизы планировать восстановить ту часть из них, которая находится в наилучшем состоянии. Недостающие агрегаты, детали и запчасти планируется получить за счет утилизации машин, признанных окончательно непригодными для дальнейшей эксплуатации. Таким образом МО Норвегии ожидало получить в свое распоряжение от 50 до 60 единиц восстановленных БМП ранней модификации. После завершения оценки и определения объема предстоящих работ планировалось подписание окончательного соглашения («жесткий» контракт), стоимость которого оценивалась еще в 250-350 млн. крон (33-46 млн. долларов).
По заявлению представителей норвежского оборонного ведомства, модернизация этих БМП не планируется, а предназначены они для возможной продажи партнерам по НАТО. Конкретные страны-покупатели поначалу не называли, но все сразу с пониманием обратили взоры в сторону стран Балтии, с которыми у Норвегии давно налажено военно-техническое сотрудничество в форме передачи им (продажи по символическим ценам) излишков запасов и устаревших образцов В и ВТ.
Еще более толстым намеком стал тот факт, что всего за несколько месяцев до этого, в декабре 2014 года Эстония подписала контракт о поставке в 2016-2018 гг. 44 БМП CV90, ранее бывших в эксплуатации в вооруженных силах Нидерландов. По заявлению министра обороны Эстонии, эти относительно недорогие и современные машины были созданы специально для северных условий, прошли проверку в боевых условиях и наиболее соответствуют возможностям страны и ее потребностям по критерию «эффективность-стоимость». Очевидно, что руководство Норвегии проявляло заинтересованность в проведении аналогичной сделки.
И вот, 4 января 2016 года вице-канцлер по оборонным инвестициям министерства обороны Эстонии Ингвар ПЯРНАМЯЭ (Ingvar Pärnamäe) в ходе пресс-конференции в Таллине сообщил, что Эстония также дополнительно намерена закупить еще 37 шасси БМП CV90 в Норвегии. Контракт между двумя странами подписали уже 8 января в Осло. Его стоимость вместе с закупкой запасных частей без учета стоимости транспортировки составила 635 тысяч евро (692 тыс. долларов). При этом руководство Эстонии отмечает, что рыночная стоимость данной техники значительно выше. Поставки будут осуществляться в течение 2016-2017 годов.
За подробностями отправляю к материалу коллеги
bmpd Эстония закупает в Норвегии шасси БМП CV9030N Приобретаемые Эстонией демилитаризованные шасси норвежских боевых машин пехоты CV9030N на хранении © Силы обороны Эстонии
На правом борту корпуса хорошо видна эмблема 4-й мотострелковой роты бронетанкового батальона мбр «Север». И в этой же роте - в одной из немногих - старые БМП были в трехцветном камуфляже. Сейчас большая часть боевой техники сухопутных войск Норвегии имеет одноцветную защитную окраску. И новые машины 4-ой роты такие же.
Приобретаемые Эстонией демилитаризованные шасси норвежских боевых машин пехоты CV9030N на хранении. В центре видна машина, переоборудованная в учебную для подготовки механиков-водителей © Силы обороны Эстонии
Обращает на себя внимание откровенная благотворительность сделки - вместо нескольких десятков миллионов долларов норги не получили и одного. Правда, еще остается небольшая надежда, что может быть эстонцы потом захотят производить в Норвегии переоборудование и модификацию демилитаризованных машин.
Что же касается «Ритека», то его руководство пока сохраняет осторожный оптимизм. Сейчас предприятие является одним из всего трех оставшихся военных заводов страны (два других - «Бтв» в Бйерквике и «Ртв» в Ромерике), причем единственным гражданским среди них и единственным же, на котором сейчас в Норвегии освоен полный цикл сборки ББМ.
Начав в 2002 году всего с семью сотрудниками, к настоящему времени персонал компании увеличился до 42 человек, площади цехов завода занимают около 3200 квадратных метров, на которых оборудовано 12 производственных площадок для сборки ББМ тупиковым способом © Foto: Havard Zeiner
UPD: Справа - новый цех площадью 2300 кв. м, в 2022 г. на заводе работали 52-55 сотрудников
Хотя, откровенно говоря, перспективы пока не самые радужные. Если в прошлом году 90% заказов компании были связаны с министерством обороны, то сейчас их количество сократилось до 60%. У них остаются еще 31 шасси ранних модификаций, но информации о подписании контракта на их восстановление пока нет. Наибольшие надежды на более-менее крупные долгосрочные контракты в руководстве "Ритек" сейчас связывают с обслуживанием тяжелой техники для главной авиабазы ВВС Норвегии Эрланн, когда там развернут давно ожидаемые F-35.