Седельный тягач HX80 6×6 с танком Leopard 2 на прицепе
Батальон боевой поддержки (Stridstrenbataljonen) бригады "Север" первым получил два новых седельных тягача MAN HX80 6×6, предназначенных для перевозки по автодорогам общего пользования тяжелых грузов, включая самую тяжелую военную технику армии Норвегии - ОБТ Leopard 2 и боевые машины на их шасси (
раз ,
два,
три). На видео новые машины перевозят два танка, что характерно, без тактических номеров. Еще парочку достали из оставшихся семи "в нафталине"?
Facebook post В рамках закупочной программы "Проект 2559. Поддержка наземного транспорта" (Prosjekt 2559 - Landbasert transportstøtte) для замены устаревших грузовиков типа Scania планируется приобрести 290 новых машин MAN и провести модернизацию 500 автомобилей Scania из наличия ВС страны. Рамочная стоимость проекта оценена в 2 млрд. крон (около 200 млн. долл.). Начало поставок новых машин было запланировано на 2021 год. Но, как видно, получилось чуть-чуть перенести срок влево.
В 1987-1996 годах Норвегия приобрела в Швеции около 2000 грузовиков Scania различных модификаций. Из них в декабре 2013 года латвийской армии безвозмездно передали 134 автомобиля Scania P93, а также восемь колесных БРЭМ NM154 на шасси Scania 113. В марте 2015 года Латвии дополнительно передали еще 50 грузовиков.
БРЭМ NM154 Условия контракта включали пункт о поддержке эксплуатации в течение не менее 20 лет. Расчётный срок эксплуатации оставшихся автомобилей Scania приблизился к своему завершению, а продлевать договор по техподдержке на период после 2015 г. компания-производитель отказалась. Кроме того, в соответствии с опытом военных конфликтов последних лет считается, что современные грузовики должны иметь повышенную проходимость, грузоподъемность и защищенность, а Scania вроде как этим требованиям больше не соответствует.
Интересно, что до настоящего времени "Проект 2559" считается совместной программой закупки Швеции и Норвегии в рамках NORDEFCO при ведущей роли последней.
В 2013 году МО Норвегии провело формальный конкурс без фактических испытаний и в начале 2014 года объявило его победителем германскую компанию MAN концерна Rheinmetal (RMMV - Rheinmetal MAN Military Vehicles). В мае того же года объявили о планах заключить контракт на производство и поставку в 2016-2025 гг. 34 грузовых автомобилей в девяти различных вариантах, прежде всего, тягачей для перевозки гусеничных машин, включая ОБТ Leo 2, контейнеров и тяжелого оборудования. Дополнительно планировалось долгосрочное техническое и сервисное обслуживание в течение 30 лет.
В преддверии заключения основного контракта представители Норвегии подписали в австрийской Вене рамочное соглашение с руководством Rheinmetal и правительством Швеции, где расположено одно из дочерних предприятий MAN. В соответствии с договором фирма-изготовитель обязалась за свой счет поставить Норвегии для проведения испытаний семь различных моделей грузовиков серии HX и два аэродромных тягача TG-M общей стоимостью более 100 млн. евро. В случае успешного завершения их испытаний основные поставки ожидались в 2016-2017 гг., при этом рамочная стоимость контракта оценивалась в 1,0 млрд. крон (118 млн. долл. по курсу 2014 г.).
Однако реализацию программы сразу пришлось отложить по нескольким причинам. Кроме традиционного недостатка финансирования возникли дополнительные проблемы, как внутреннего характера, так и международного.
В частности, максимальная общая масса автопоезда с самым мощным из заказанных тягачей
HX81 составляет 122 тонны, что значительно превышало установленные в Норвегии нормы, в соответствии с которыми на основных автодорогах допускалась максимальная нагрузка до 60 тонн и до 100 тонн на остальных. Переговоры между министерствами обороны и транспорта о возможности увеличения весовой нагрузки до 120 тонн завершились только к началу 2018-го перед крупнейшим учением ОВС НАТО
Trident Juncture. В противном случае Великобритания просто не смогла бы использовать свои ОБТ Challenger массой 69 тонн - самый тяжелый танк стран Альянса.
Кроме того, подписанное правительством рамочное соглашение не поддержало и командование ВС Швеции, которое несколько раз переносило сроки заключения основного договора, ссылаясь на нарушения норвежцами процедуры проведения тендера. Большинство специалистов связывают такие действия партнера с отказом Норвегии от закупки
шведских САУ Archer в конце 2013 года. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что параллельно шведы начали отдельно и самостоятельно закупать грузовики MAN для своих военных, тоже на замену Scania. Эдакая мелкая пакость.
В связи с этим только в 2018 году Стортинг одобрил предложения правительства Норвегии о начале финансирования шести новых военных программ в рамках долгосрочного Плана развития вооруженных сил (2017-2034), включая и "Проект 2559". Однако его реализация упорно буксовала. Из планируемых 2 миллиардов в военном бюджете на 2019 год выделили всего 7 млн. крон, необходимых для урегулирования экономического спора со Швецией, от дальнейшего совместного участия с которой в программе "Проект 2559" Норвегия настойчиво желала отказаться. В бюджете на 2020-й - 1 млн. крон, в проекте на 2021-й - уже 87, а рамочная стоимость программы возросла до 2,1 миллиарда. В рамках своих полномочий минобороны Норвегии ранее одобрило закупку 125 грузовиков в нескольких вариантах для задач первоочередной потребности. Пока не ясно, закончились ли все-таки терки со шведами.
"Проект 2559" предусматривает, что после завершения поставки грузовиков MAN в сухопутных войсках кроме них ещё останутся около 500 автомобилей Scania, находящихся в наилучшем техническом состоянии, а остальные будут использовать в качестве источников запасных частей. Так, в июне 2018 года служба тыла ВС Норвегии уже начала реализацию проекта "Система донорных материалов" (Donormateriell satt i system). В рамках программы проведена техническая экспертиза имеющихся грузовых автомобилей Scania. По результатам принято решение об утилизации первой партии из 26 машин, признанных окончательно непригодными к дальнейшей эксплуатации. Их планируется передать военным ремонтным мастерским для разборки на запчасти. Такое решение является вынужденным, поскольку автомобили этого типа сняты с производства, оригинальные детали к ним не выпускаются.
В соответствии с предварительными планами основную часть заказанных автомобилей MAN составят модификации HX (High Mobility) с колесной формулой 8×8, с двумя вариантами двигателя на 440 л.с. или 540 л.с. и с поворотным седлом для буксировки грузовых прицепов или платформ. Часть их будет заказана с бронированными кабинами. Снаряженная масса без брони составляет 21 тонну, грузоподъемность 16,5 тонн.
Самым большим из заказанных автомобилей станут колесные БРЭМ модификации HX 10×10, которыми планируется заменить устаревшие БРЭМ Scania NM154. Как и автомобили основного заказа, новая машина также будет поставляться в двух вариантах - с поворотной платформой-седлом и грузоподъемной лебедкой, а также с раздвижной грузовой платформой. При этом часть закажут с бронированными кабинами и возможностью установки дистанционно-управляемого модуля вооружения Kongsberg Protector Nordic. Снаряженная масса без брони около 34 тонн.
Также в случае признания необходимости, в контракт могут быть включены автомобили серии SX (Super Mobility), обладающие ещё бóльшей подвижностью.
Кроме того, могут быть еще заказаны до семи типов машин:
• две модели стандартной модификации HX 8×8, одна с поворотным подъемным краном, другая - с задним подъемником типа "кран-манипулятор-крюк" (Hook Lift System - HLS);
• думпкар (самосвал для перевозки сыпучих грузов) HX 8×8;
• мусороуборочный самосвал TG-M 4×4;
• снегоуборочная машина TG-S 6×4.
Серия НХ (High Mobility) создана на базе коммерческой модификации TG-A (снята с производства в 2008 г., заменена более современными моделями TG-X и TG-S). Отличием HX от TG-A являются кабины военного образца в короткой или удлиненной версии (со спальным местом за креслами), а также с модульным бронированием MAC (Modular Armour Cabin) или с полностью бронированной интегрированной кабиной IAC (Integrated Armour Cabin).
В состав серии HX входят шесть базовых шасси с 6-цилиндровыми двигателями мощностью 326-460 л.с, колесными формулами 4×4, 6×6, 8×8 и полезной нагрузкой 8-27 тонн. Серию замыкают седельные тягачи 6×6 и 8×8 с допустимой нагрузкой на вращающуюся платформу-седло от 12 до 30 тонн, приспособленные для работы в составе автопоездов полной массой до 120 тонн и развивающие максимальную скорость до 90 км/ч. Их оснащают дизельным двигателем V10 на 660 л.с., а наиболее тяжелые машины комплектуются автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF (ZF Friedrichshafen AG). Все автомобили оснащены в передней части машины лебедками для самовытаскивания с тяговым усилием 8 тонн.
Серия HX включает следующие модели:
• HX81 - седельный тягач 8×8
• HX80 - седельный тягач 6×6
• HX77 - шасси 8×8
• HX61 - авиатранспортабельное шасси 6×6
• HX60 - авиатранспортабельное шасси 4×4
• HX58 - шасси 6×6
Слева - седельный тягач HX81 мощностью 680 л.с., грузоподъемностью 73 т ; справа - автопоезд с полной массой до 130 тонн для транспортировки тяжелой бронетехники на дальние расстояния
Слева - HX77 мощностью 440 л.с., грузоподъемностью 15 т; справа - авиатранспортабельное шасси HX61
Слева - авиатранспортабельное шасси HX60 мощностью 326 л.с., грузоподъемностью 6 т справа - модель HX58 мощностью 440 л.с., грузоподъемностью 9 т
Модификация SX (Super Mobility) - ряд полноприводных грузовых военных автомобилей. При общем внешнем сходстве с модификацией HX унутре у них разительные отличия (соответсвенно отличается и ценник). Грузовики серии SX рассчитаны на сверхмощные нагрузки и поэтому представляют собой полностью оригинальные конструкции.
Их шасси предназначено для установки специализированных военных кузовов, пунктов управления, систем запуска ракет и пр. Грузовик отличается усиленной торсионной рамой, пружинной или гидропневматической подвеской, расположенной за кабиной защитой системы охлаждения, а также приводом через мотор-колеса от дизель-генератора вместо механической передачи от двигателя через распредвал.
Автомобили SX комплектуются двигателями семейства D20 и полностью автоматическими трансмиссиями. Кабина может быть без защиты, либо с модульным и интегрированным бронированием MAC или IAC. В семейство входят трех- и четырехосные грузовики следующих моделей:
• SX45 - авиатранспортабельное шасси 8×8
• SX45 MULTI 2 - мультилифт 8×8 "кран-манипулятор-крюк" HLS
• SX44 - авиатранспортабельное шасси 6×6
Cлева - модель SX45 MULTI 2 мощностью 440 л.с. с грузоподъемной установкой типа "кран-манипулятор-крюк" HLS, грузоподъемность бортового кузова 28 т, крана 7 т: справа - SX44 мощностью 440 л.с., грузоподъемностью 9 т
Норвежская БРЭМ на авиатранспортабельном шасси MAN 8×8 SX45 IAC
Модификации TG-M и TG-S серии TG MIL (Militarysed) с двигателями 240-380 л.с. имеют полезную нагрузку от 7 до 20 тонн и представляет собой классические среднетоннажные грузовики и самосвалы с минимальной адаптацией к специфическим военным требованиям.
Модели TG-M мощность 240 л.с., грузоподъемностью 7 т
Как указывалось выше, большинство грузовиков MAN могут быть оснащены бронированными кабинами MAC либо IAC.
Вариант MAC (Modular Armour Cabin) состоит из броневых модулей, которые могут выборочно навешиваться на кабину с помощью болтов. В комплект также входит пуленепробиваемое остекление кабины и специальные уплотнения в соответствии с требованиями стандарта НАТО STANAG 4569.
Бронированная интегрированная кабина IAC Integrated Armour Cabin) разработана совместно MAN и Rheinmetal, обеспечивая более высокий уровень защиты, включая 7,62-мм пули, осколки 155-мм снарядов, а также фугасное действие мин и СВУ.
Слева - тягач серии HX с модульной защитой кабины MAC; справа - грузовик HX77 с бронированной интегрированной кабиной IAC
Коллега
mr_aug недавно выкладывал
псто с роликом, как два техника меняют кабину Rheinmetall MAN HX, с обычной на бронированную интегрированную IAC за 9,5 часов работы.
Одной из последних разработок в области защиты автомобилей серий HX и SX является система активной защиты ADS (Active Defense System). Это одна из самых легких систем, позволяющая монтировать ее на кабине автомобиля, обнаруживать подлетающие к машине боеприпасы и нейтрализовать их энергией направленного взрыва.
Вверху - пусковые установки и датчики системы ADS на крыше грузовика MAN; внизу - испытания обстрелом из РПГ-7М (
видео)
Однако данный вариант пока не заинтересовал норвежских заказчиков.