Путь на Север
В погоне за полуночным солнцем.
1. Южный берег Балтики 2. Музей викингов3. Лофотенские острова
4. Материк 5. Королевская столица 6. На пути домой Часть третья. Лофотенские острова.
Одной из особенностей Норвегии является то, что горы тут невысокие, высшая точка страны - гора Галлхёпигген, 2 469 метров. На такой высоте большинство здоровых людей не почувствуют никаких признаков горной болезни, кроме легкой отдышки. А большая часть норвежских гор расположена еще ниже. И, несмотря на небольшую высоту, горы здесь самые настоящие - скалы, альпийские луга, перевалы, ледники и вечные снега, ничуть не хуже чем Альпы, по которым
мы гуляли в прошлом году на высотах более 2-х километров. А в Норвегии то же самое получаешь практически на уровне моря, без необходимости акклиматизации, без нехватки кислорода и без прочих «прелестей», словом - бесплатно! На Лофотенах же привычный горный пейзаж разбавляется морскими видами, что делает его вдвойне прекрасным.
И вот именно за этим мы и отправились в Эггум, где оставили машину, взяли палки и отправились в наш первый в этой поездке маршрут прямо вдоль моря:
Сначала наш путь лежал по грунтовой дороге, мимо форта времен войны. Здесь в 40-х годах немцами был установлен радар, следивший за передвижениями морских конвоев в Мурманск:
Довольно скоро дорога превратилась в тропу, и стала карабкаться по прибрежным камням:
С одной стороны от нас было море, а с другой открывались горные долины. Интересно было бы заглянуть в них, дойти до снега, забраться на перевалы, но не в этот раз:
Здесь расположен заповедник и запрещен проезд машин и любых других моторных устройств. Но для выпаса овец все открыто, поэтому их тучные стада сопровождают нас на маршруте:
По пути нам попадается одинокий маяк. Наверное, именно на нем провели зиму Муми-Тролли в книге «Муми-папа и море», настоящий маяк на краю света:
Маршрут идет вдоль всего побережья, до противоположного края острова. Но, во-первых это довольно далеко, а во-вторых наша машина в Эггуме и в любом случае придется возвращаться обратно. Поэтому через какое-то время мы поворачиваем обратно, бросив прощальный взгляд на скалы вдалеке, сегодня нам не суждено до них дойти:
Возвращаемся на парковку, теперь мы довольны и счастливы, самое время ехать на базу ужинать и отмечать первый полноценный день на островах. Но прежде надо найти свою машину на парковке, она буквально затерялась среди кучи кемперов. Такой отдых очень популярен здесь. Благодаря фри-кемпингу, свой дом на колесах можно поставить буквально в любом месте и наслаждаться полнотой комфорта. Даже в тех местах, где нельзя разбивать лагерь, можно остановиться с кемпером. Например, на парковке около дороги или даже в центре городка. Ведь не надо ставить никакой палатки, ты просто паркуешься и все. Благодаря такой свободе, каждая вторая машина на Норвежских дорогах - кемпер. Ну а здесь их вообще подавляющее большинство:
На следующий день мы отправляемся в горы уже вместе с нашими спутниками. Недалеко от Свольвера находим интересный кольцевой маршрут, начинающийся на местном биатлонном стадионе, и выдвигаемся. Маршрут не размечен, поэтому вспоминаем, как надо работать с топографической картой, купленной в местном туристическом бюро, изучаем показатели компасов - в общем, вспоминаем бурную туристическую молодость:
Немного плутаем, спустившись с горы не в том месте, но разумно решаем не ломиться вдоль озера без тропы, а вернуться на маршрут. На одной из горушек обнаруживаем приют, внутри печка, нары и все необходимое, чтобы укрыться от непогоды или просто переночевать в горах:
Виды вокруг потрясающие. Пейзаж вполне тянет на уникальный, мало где можно найти вот такие горы, вырастающие прямо из моря:
Подъем на перевал проходит по настоящему болоту, нас одолевают орды мошкары, стоит остановиться на мгновение, как они начинают садиться на нас в поисках пропитания. Забираемся повыше, находим открытый каменный лоб, открытый всем ветрам, где и устраиваемся на обед. Бегущий по склону ручей образует небольшое озерцо, где желающие купаются. Занятно, что второй ручей, впадающий в запруду, ощутимо теплый! А ведь течет он с такого же склона, что и первый.
И вот, наконец, перевал. Вдалеке видно море, на горизонте горы материка, внизу город Свольвер, все рядом. Но горы вокруг самые настоящие, и подъем был ничуть не проще, чем альпийские перевалы.
Начинаем спускаться с перевала, опять немного плутаем, но в результате выходим на правильную тропу. Здесь спуск лучше подъема тем, что он проходит с видом на море:
Вдруг тропа проходит мимо водопада и круто начинает падать вниз вдоль трубы, по которой стекает вода для местной электростанции. Медленно и осторожно сползаем, палки здесь только мешают, приходится пользоваться обеими руками. Спуск становится все круче, но вдоль трубы появляется веревка. Без нее спуститься было бы совсем нереально! А так хватаемся и аккуратненько по одному ползем вниз:
Вот наконец мы внизу, у того озера, вдоль которого плутали в самом начале, но с другой его стороны. Находим пляж и опять купаемся, смываем с себя пот, пыль и адреналин. Оборачиваемся назад, с верха водопада вдоль той трубы мы и сползли только что!
Возвращаемся на базу усталые и полные впечатлений, покупаем в магазине замороженной свинины по смешной цене в 24 кроны за килограмм (120 рублей!), делаем ее на привезенном с собой мангале - получается замечательно! Это и есть настоящее счастье - днем лазать по горам, любуясь великолепными пейзажами, а вечером наслаждаться спокойным отдыхом и вкусным ужином.
Утром мы опять расстаемся с ребятами, они отправляются на пароме из Свольвера на материк, их ждут следующие скалы. На Лофотенах мальчишкам так и не удалось полазить (если не считать вчерашний спуск по веревке), так как местные маршруты оказались сложными и не пробитыми. По таким они лазить еще не умеют, будут пытать счастья дальше. А мы с Машей еще хотим остаться на островах, проехаться в их самый дальний конец, покататься на велосипедах и, самое главное, посмотреть на полуночное солнце, ведь здесь его загораживала огромная скала.
Прощаемся и выдвигаемся на запад. Подходящий кемпинг на северном берегу находим, не доезжая пары километров до Рамберга. Огромный песчаный пляж с видом на море, множество зеленых лужаек под палатки, теплый туалет и кухня, 140 крон за машину и палатку и 20 крон за 3-х минутный душ. Недешево, но на Лофотенах везде так. Быстро обедаем, собираем велосипеды и выезжаем на велопрогулку. Сначала наш маршрут идет по трассе E10, вместе с машинами. Но водители тут привычные к таким, как мы, ехать совершенно безопасно. Останавливаемся в Рамберге и любуемся великолепным пляжем. Если бы вода не была такой ледяной - был бы курорт не хуже Лазурного берега:
После городка сворачиваем с шоссе, в сторону южной оконечности острова, туда идет очень приличная грунтовка. Машины почти исчезают, да и ехать на байках приятнее по грунту, чем по асфальту. Переезжаем узкий перешеек и оказываемся у нового фьорда, вдоль которого и идет наш маршрут:
Доезжаем до дачного поселка, где дорога неожиданно кончается. Дальше идет тропа длиной около 5 километров, по ней можно дойти до поселка Нусфьорд, откуда по вновь начавшейся дороге доехать до нашего кемпинга, таким образом замкнув кольцо. Но идти с велосипедами по тропе непонятного качества неохота, поэтому после короткого отдыха и моего непременного купания (Маша смеется, что я пытаюсь окунуться везде, где оказываюсь, невзирая на температуру воды) едем обратно.
Погода изменилась со вчерашнего дня, на горы садятся тучки (еще одно чудо местных гор, обычно облака ходят гораздо выше!), прибавляя им живописности:
По дороге заглядываем в туристический офис, совмещенный с сувенирным магазином. Берем проспекты, и хозяин любезно подсказывает нам маршрут для трекинга на завтра - на знаменитый пляж Квалвика, один из символов Лофотен. Удивительно, но этого маршрута нет на нашей карте островов! Ну что же, лишнее подтверждение, что личное общение лучше любых карт.
Возвращаемся в кемпинг, отдых мы на сегодня заслужили! Но перед ужином я опять лезу купаться, грех не воспользоваться таким роскошным пляжем прямо рядом с палаткой:
Вечером долго не иду спать - мы на северном берегу и я хочу снять полуночное солнце. Пускай оно выглядит как закатное в наших широтах, но я-то буду знать! К сожалению, тучки опускаются к горизонту, но солнышко все равно пробивается сквозь них, окрашивая мир в мягкие золотистые цвета:
Утром сворачиваем лагерь и едем дальше. Через 3 километра после Рамберга сворачиваем с основного шоссе на север, и через вереницу живописных мостов двигаемся к началу нашего сегодняшнего маршрута:
Точка старта находится на небольшой парковке слева от дороги примерно в точке с координатами N68.0674 E13.1290. В любом случае парковка там одна. На склон напротив парковки карабкается тропа, в начале которой стоит указатель «Kvalvika». Она хорошо видна и довольно быстро взбирается на перевал, а потом довольно круто падает на другую сторону острова к пляжу. Идти несложно, набор высоты составляет метров 200, а весь маршрут до пляжа занимает не больше часа:
Настоящий остров Баунти, быть может, ту рекламу снимали именно здесь? Ну да, вода холодная (я, разумеется, искупался), но ведь актеры профессионалы, они могут изобразить восторг от купания даже в такой воде:
На берегу стоит пара столов, устроена запруда на ручье, есть места для палаток. И люди тут ночуют, во время подъема на перевал мы встретили группу людей, нагруженных палатками и спальниками.
Вдоль берега моря по скале перебираемся на следующий пляж, в сложных местах тут натянуты цепи. Все для людей!
Бросаем последний взгляд на Квалвику и уходим обратно по другой тропе от второго пляжа. Тропа карабкается к большому горному озеру и спускается в поселок на нашем берегу. До машины приходится идти 4 километра по шоссе, проезжающие мимо машины предлагают нас подвезти, но мы отказываемся - маршрут надо закончить на своих двоих.
Вот и пришла пора покидать прекрасные Лофотенские острова. Возвращаемся на E10 и едем на юг. Постепенно мир вокруг начинает исчезать, место островов вокруг занимает открытое море, пропадают поселки, есть только дорога, окруженная скалами с одной стороны и водой с другой. Настоящий край мира! Доезжаем почти до самой южной оконечности Лофотен, до городка Москенес. Отсюда отправляются паромы на материк, в город Буде. Южнее только поселок с лаконичным названием О, но у нас уже нет времени на него, поэтому встаем в очередь на паром. Паромы летом здесь ходят каждые два часа, народу немало, и на первый пришедший паром мы не попадаем. Отдыхаем, обедаем, и следующий паром берет нас в числе первых. Стоимость билетов составляет 541 крону за машину в пределах 5 метров, цена включает водителя, а за каждого взрослого пассажира нужно доплатить 151 крону. Для нас общая сумма составляет примерно 3 500 рублей - не сказать, чтобы очень дешево, но и не безумно. Полная информация о расписании и ценах есть на
сайте паромной компании.
Паром идет ровно 4 часа, внутри находится два просторных пассажирских салона, есть буфет. Так как вместимость судна ограничена палубой для машин, в салонах свободно, можно даже поспать, заняв 4 кресла. Располагаемся, отдыхаем, выходим погулять на открытую палубу. Погода заметно испортилась, начался дождь, сильно похолодало. Вовремя мы уезжаем, до свидания, Лофотены!
Но мы еще обязательно сюда вернемся, на этот раз на большее время. Возьмем в прокат морские каяки и поплывем вокруг островов, любуясь их горами и фьордами с воды. Ну а наш отпуск продолжается,
мы держим путь на юг страны, где у нас большие планы!