Норвегия, июль 2011

Sep 20, 2011 20:53

Путь на Север
В погоне за полуночным солнцем.

1. Южный берег Балтики
2. Музей викингов
3. Лофотенские острова
4. Материк
5. Королевская столица
6. На пути домой

Часть вторая. Музей викингов.

Паром из Риги в Стокгольм имеет еще и то преимущество перед паромами из Турку, которыми мы плавали в Скандинавию раньше, что приходит только в 9:30 утра (а по московскому времени это уже 11:30). А значит можно вволю выспаться, не спеша позавтракать (а завтрак на пароме - это главная еда, впереди долгий день в дороге, и обед будет не раньше ужина), и даже совершить еще одну прогулку по открытым палубам. Учитывая, что на подходе к Стокгольму пейзаж оживляется, такая прогулка не только полезна, но и приятна. Корабль проходит мимо островов с дачами местных жителей, вокруг снует множество кораблей, в том числе братские паромы, идущие в Стокгольм или из Стокгольма, и даже пасмурная погода не снижает настроения:



Сегодня у нас большие планы. Наши спутники планируют одним махом доехать до Лофотен, но у них два водителя. Я же планирую заночевать на севере Швеции, и прибыть на острова только завтра к вечеру. Поэтому мы сразу расстаемся, я покидаю паром, выезжаю на E4 и вливаюсь в поток машин, двигающихся на север. Нам очень повезло, что мы выехали с парома в числе первых, при выезде из терминала полицейские проверяют все машины (у кого спрашивают страховку, у кого цели поездки, а кого и «продувают» на алкоголь). И поэтому перед ними образуется изрядная пробка, если выехать в последних рядах, то можно простоять больше часа.

Трасса E4 на довольно большом протяжении от Стокгольма представляет собой практически автобан с ограничением в 120, а потому километры резво наматываются на колеса. Да и потом, когда дорога становится уже, а ограничение иногда снижается до 80, ехать все равно легко и приятно - машин мало, пейзажи вокруг радуют живописностью, справа регулярно показывается море. Ближе к вечеру мы останавливаемся на длительный отдых - все-таки мы в отпуске, а в отпуске надо отдыхать! Выбираем место на берегу Ботнического залива и купаемся, вода оказывается на удивление теплой, плаваем и плещемся с удовольствием.


И снова под колесами дорога, сутки подходят к концу, а света не становится меньше - чувствуется, что мы уже на Севере! Пора искать место для ночевки, съезжаем на боковую дорожку, там находим отворот в лес, ставим палатку, первый раз ужинаем «в поле» и падаем спать.

Утром нас будит шум трактора, который спозаранку приехал на луг неподалеку. Надо поторапливаться, впереди еще почти 700 километров пути, и автобанов уже не будет. Почти сразу мы покидаем E4 и сворачиваем по E10 в сторону Норвегии. Дорога заметно изменилась - теперь на ней всего 2 полосы, почти нет машин и забора по обочинам. Да, здесь найти место для ночевки было бы в разы проще, чуть-чуть не дотерпели. И, наконец, появляются лоси, дорожные знаки с изображением которых являются одним из символов скандинавских стран. За день мы встретили на дороге несколько особей разных возрастов. Лосята пугливо бегут по обочинам и особой опасности не представляют (при должной внимательности), а вот взрослые гордо вышагивают поперек дороги, пару раз мне пришлось довольно сильно оттормаживаться перед огромным рогатым зверем.

Дорога начинает взбираться на перевал и, наконец, появляются домики таможни с красно-синими флагами. Норвегия не является членом Евросоюза, а поэтому имеет свои таможенные правила. Впрочем, легковушки почти никогда не проверяют, мы без остановки пересекаем границу со всеми нашими незаконными запасами алкоголя (правила тут довольно жесткие, не более 2-х литров пива на человека, и наш ящик на двоих их превышает). Чуть-чуть спускаемся вниз и останавливаемся отдохнуть - наконец то мы достигли Норвегии, несмотря на июль на склонах лежит снег:


Пейзаж заметно поменялся, если внизу он слабо отличался от подмосковного, то здесь та Норвегия, какую я помню - скалы, луга и чахлые деревца:


Спускаемся к морю, и перед глазами открывается фьорд. Как будто специально подворачивается небольшая парковка, останавливаемся для фотографирования:


С другой стороны фьорда виден великолепный вантовый мост, правее него находится Нарвик:


Но нам нужно в другую сторону, по дороге E10, ведущей на Лофотенские острова. Эта дорога была открыта совсем недавно, в 2007-м году, и благодаря ей на острова теперь можно попасть по суше, пересекая многочисленные мосты и туннели. В один из таких туннелей мы и въехали по пути, он очень круто забирал вниз, хотя мы и так ехали практически по берегу. Какое же было мое удивления, когда взглянув на экран GPS, я увидел, что туннель проходит под водой! Его глубина составляет 112 метров под уровнем моря, а длина больше 3-х километров. Примечательно, что он открыт и для велосипедистов, мы встретили нескольких по пути.

А вокруг открывается такая красота, что приходится остановиться еще раз, хотя мы и хотим быстрее доехать до места:


Наши друзья еще в Москве нашли бесплатный кемпинг на островах. Он находится под огромной скалой и здесь в основном тусят скалолазы, что для них тоже кстати - их двое мальчишек уже довольно прилично лазают. Кемпинг оказывается большой травяной поляной на берегу морского залива, с севера защищенный от сильных местных ветров той самой скалой (если кому интересно - западный берег залива Kallebukta, на гугло-картах есть и этот залив и грунтовка к кемпингу). Из-за этого днем тут даже жарко, но по вечерам поднимается мошка - нечасто я встречал ее в Норвегии. С края поляны стоит туалет, есть вода - в общем, учитывая бесплатность, место просто отличное:


С края мыса видны горы на материке, до них более 50 километров:


А на берегу залива расположен поселок и гостевые домики, тут довольно многолюдно, можно взять в прокат морские каяки или покататься на моторной лодке:


Утром мы решаем ехать в музей викингов «Лофотр», он обещает быть интересным как взрослым, так и детям. Входные билеты недешевы - 120 крон с взрослого (это больше 600 рублей), но оно однозначно стоит того! В расположенных после входа скучных темных залах с говорящими головами и черепками особо задерживаться не стоит, можно даже не брать аудиогид, все равно дальше он не работает. Выходим на улицу и идем к расположенному неподалеку дому вождей, построенному на основании археологических раскопок и изысканий:


Внутри нас встречает сотрудница музея, которая сходу сообщает на отличном английском, что здесь «можно все трогать, все пробовать, все мерить, дети могут драться на мечах, главное не прибейте друг друга». Многообещающее начало! Входим в первое помещение, внутри полностью реконструированное жилище, увешанное орудиями и трофеями:


В уголку стоит примитивный ткацкий станок, у которого сидит жена вождя, настоящий живой музей!


Говорите, можно мерить и пробовать? Вот на кровати лежит комплект женской одежды, надеваем его на Машу и вперед, к плите!


А я пока сяду на лавку и посмотрю, что уже есть готового. Вяленая рыба? А пиво где?!


Под потолком висят всякие диковинные рыбы, представляю, что думали суеверные викинги, когда вылавливали такое:


Внимательно обследуем эту комнату и проходим в следующую. Здесь расположена столовая, на огне кипит какое-то варево, а столы накрыты. Оказывается, можно заранее заказать аутентичный обед, ну да мы все равно только что завтракали. А вот примерить доспех и меч можно и без предварительного заказа. Хорош получился викинг, только борода коротковата:


В следующей комнате располагается токарная и слесарная мастерская. Мастер что-то вырезает, а посетители могут опробовать примитивный токарный станок:


Вволю облазив дом, снова выходим на улицу. Несмотря на то, что мы в музее, этот музей находится в Норвегии, а потому природа вокруг не менее красива и интересна, чем его экспонаты:


Дорожка спускается к морю, и по пути мы обнаруживаем вовсе не музейный экспонат, который, тем не менее, принес нам новое знание. Все наверняка видели на полях Европы (от Норвегии до Италии) тюки сена цилиндрической формы, обмотанные белой пленкой. Между собой мы прозвали их сырками, несмотря на свои немалые размеры, они очень на них похожи. И мне всегда было интересно - как их делают? Оказалось, что с помощью специального комбайна. Он собирает уже скошенное и подсушенное сено, сваливает его в цилиндр, автоматически обматывает пленкой и выкидывает обратно на поле. Чудеса технологии :)


Следующая остановка у кузницы. Про нее в доме вождей крутят очень интересный фильм, рассказывающий о производстве железа из болотной руды. К сожалению, сейчас кузнецов здесь нет, зато можно самим встать к мехам:


Напротив находится полигон, где можно пострелять из луков и покидать топоры. Вежливый сотрудник, неожиданно говорящий по-русски (оказалось рижский студент, подрабатывающий на каникулах), показывает, как правильно держать лук и как правильно из него стрелять. Не так это и просто, как казалось!


Ну а с топорами разобрались самостоятельно, главное морду сделать пострашнее и кинуть посильнее, а потом бежать в кусты за полетевшим мимо мишени топором.


Выходим на пристань и обнаруживаем там настоящий дракар. По нему лазят посетители, мы тоже поднимаемся на борт. Корабль впечатляет, а больше всего впечатляет кормчий, настоящий викинг, как будто откопанный вместе с черепками из экспозиции музея:


Вдруг он объявляет, что через пару минут ладья отправляется в прогулку по заливу, и посетили должны занять места на веслах. Следует короткий инструктаж по командам, мы отчаливаем от берега и вперед, навались!


Однако, нелегкое это дело! Даже заведенная нами «Из-за острова на стрежень» вызывает всеобщие аплодисменты, но не увеличивает скорость. Дракар еле-еле ползет по водной глади, а кормчий тем временем рассказывает, как они разогнали его до 18 узлов и поставили мировой рекорд для такого типа судов. Как они ходили на этом корабле в Тромсо (а это почти 300 километров по морю!). Как однажды он у них затонул, но благодаря норвежскому флагу на верхушке мачты они его смогли найти, несмотря на морские течения в тех местах, снять весь балласт и поднять корабль на поверхность. А мы тем временем гребем и наслаждаемся окрестностями:


Как хорошо, что сегодня нам не надо в Тромсо, мы разворачиваемся и возвращаемся обратно. На пристани нас ждет еще один викинг, не такой аутентичный, но не менее живописный, он помогает причалить судно:


В прогулке участвовала съемочная группа тайваньского телеканала, так что и мы и наша песня должна попасть на их телевидение. Хотелось бы посмотреть, что у них получилось, если кто видел по телевизору на Тайване или в Сингапуре безумных русских на веслах - это были мы!

Прогулка по музею подходит к концу, мы направляемся к выходу, а нас провожают местные жители, блондинка и брюнетка:


Побродив по сувенирному магазину (кстати, цены там были вполне обычные, те же норвежские свитера стоили от 1000 крон, как и в других местах), мы опять разделяемся с нашими спутниками. Они с усталыми (но очень довольными!) детьми отправляются на базу, а мы чувствуем, что еще не нагулялись. А потому берем карту, находим на ней небольшой трекинговый маршрут и отправляемся к местечку с забавным именем Эггум.

Путешествия, Норвегия

Previous post Next post
Up