Северо-запад Италии, июль-август 2010. Часть 1.

Sep 10, 2010 16:01

Происхождение цветов итальянского флага имеет много версий, мне больше всего по душе кулинарная: флаг олицетворяет то, что само по себе есть самый узнаваемый символ Италии - пиццу! Зеленый цвет - это базилик, белый - сыр, а красный - помидоры. Хотя зеленоватое лимончелло, белая граппа и красное вино тоже ничего. А может это зеленые альпийские луга, белые стены соборов и красные черепичные крыши? Но я считаю, что флагу не хватает еще одного цвета - голубого, так как именно берег голубого моря под пронзительно голубым небом и есть идеальное место для употребления пиццы с перечисленными напитками (да и луга, стены и крыши хороши только с небом и неподалеку от моря). И это и есть настоящая Италия:

Зеленое, белое, красное и примкнувшее к ним голубое
Свадебное путешествие в Италию в июле-августе 2010

1. Зеленое (Червиния)
2. Белое (Милан)
3. Красное (Вокруг Червинии)
4. Голубое (Море)

Часть первая: Зеленое (Червиния)

Что люди обычно понимают под свадебным путешествием? А черт его знает, наверное, каждый свое. Для нас же ключевым тут является слово «путешествие», а «свадебное» - лишь повод. А в путешествии главное увидеть побольше и получить впечатления побогаче, теперь уже вместе. А потому планы у нас были вполне грандиозные, и включали Мюнхен, Лихтенштейн, Альпы, замки долины Аосты, море, Геную, Монако, Милан, Турин и все прочее, до чего мы сможем дотянуться. Что-то удалось, а на что-то не хватило времени и сил, но в общем все получилось как нельзя лучше.

Началось это путешествие не как всегда на выходе с работы в сторону аэропорта, а в ЗАГС-е. С трудом перенеся официоз, мы немного погуляли по Чистым Прудам, немного посидели с ближайшими родственниками в кафе и отправились в аэропорт:

Настоящий свадебный ужин был запланирован в Хофбройхаусе, легендарной мюнхенской пивной, был прост и предназначался только для нас двоих:

Вообще Хофброй место особенное, легендарное и обязательное хотя бы для однократного посещению для любого гостя Мюнхена. Ну как Красная площадь в Москве или Эйфелева башня в Париже. Понравиться он вам или нет - большой вопрос, но необходимо понять это самому! Когда мы вошли в зал, то на нас обрушился жуткий гул тысяч голосов, такого я не слышал никогда и нигде. Вокруг за длинными столами сидело множество людей, и мы с трудом нашли свободное место. Напротив нас оказалась австралийская пара, которая уже месяц как путешествуют по Европе. Вот, кстати, еще одна интересная особенность этого места - здесь не получиться спрятаться, здесь нет интима. Если вы пришли не большой компанией, то скорее всего сядете за большой стол с другими посетителями. А ведь одна из прелестей путешествия - это знакомство и общение с новыми людьми, и здесь в Хофброе, это сделать проще всего! Ну а что касается пива и кухни - они неплохи, но не более того. Главная прелесть здесь не в кухне, а в особенной атмосфере. В общем «In München steht ein Hofbräuhaus, oans, zwoa, g’suffa!» («Это Хофбройхаус в Мюнхене - раз, два, пей!»), и в следующие свои визиты в Мюнхен я пойду сюда обязательно!

Утром мы быстро дошли до вокзала (информацию о гостиницах, авиабилетах и прокате я традиционно приведу в заключительной части отчета), взяли машину и отправились в сторону Италии. Но наш путь лежал мимо Лихтенштейна, и грех было упускать возможность побывать в новой стране (пусть и совсем маленькой, с площадью 160 квадратных километров и населением менее 35 тысяч человек). В результате мы проехали через все княжество с севера на юг, ни про какую другую страну я такого сказать не могу (разве что про Монако, но его мы прошли пешком :). Лихтенштейн встретил нас туманом, дождем и прохладой, как мы истосковались по такой погоде в жаркой Москве:

Это замок Вадуц, резиденция принца. Внутрь туристов не пускают, но погулять вокруг тоже интересно, замок довольно сурово выглядит для княжеского дворца:

А стоит он прямо над столицей, которая тоже называется Вадуц, и в которой проживает аж 5100 человек, как бы охраняет ее и заодно следит за порядком:

Самой интересной достопримечательностью княжества является лыжный музей. Он довольно слабо структурирован, но от этого не менее интересен. Мы были единственными его посетителями и вволю могли рассматривать экспонаты. Всевозможные лыжи, в том числе цельнометаллические:

Подарки от разных известных спортсменов, обратите внимание на лыжи с 5-ю парами креплений и фотографию как ими пользовались, воистину нет предела человеческой фантазии :).

Древние образцы лыж из Европы и Сибири, кстати, третьи слева лыжи настоящие твинтипы и они как раз сибирского происхождения! Россия может не родина слонов, но родина твинтипов уж наверняка:

А кроме лыж тут много других «сопутствующих» экспонатов. Альпинистское оборудование, коньки, антикварные спортивные сани:

И замечательная коллекция вымпелов со всех концов света, в том числе и «От советских спортсменов»:

В общем, в качестве небольшой дневной поездки или остановки посреди длинной дороги Лихтенштейн самое то. Да и галочку в списке «был» поставить можно :).

А к вечеру мы уже были в Червинии, на высоте 2000 метров над уровнем моря. Утро встретило нас ярким небом и великолепным видом из окна:

Это Монте Червино, одна из «знаковых» альпийских вершин, которая более известна со швейцарской стороны как Матерхорн. Забавно, что название сыграло со мной злую шутку «ложный друг переводчика». Я на голубом глазу думал, что оно означает «Красная гора», плевать что вино мы заказывали rosso :). И только теперь, решив проверить по словарю, выяснил, что на самом деле это «Оленья гора». Впрочем, оленей мы тут не видели, только лосей (в мембранных куртках, с рюкзаками и трекинговыми палками :). и множество собак:

Червиния - это маленький горный курортный городок, и в зимний сезон он полон туристов. Летом тут тоже есть чем заняться - можно ходить по многочисленным трекинговым маршрутам:

Можно заниматься велосипедным даунхилом, для подъема используя канатные дороги:

Можно играть в гольф, заявляется, что здесь крупнейшее высокогорное гольф-поле в Европе. Вон оно хорошо видно внизу, на окраине городка:

Даже можно кататься на лыжах на леднике, один из дней я посвятил этому и ничуть не пожалел! На катание фотоаппарат я не таскал, поэтому покажу Плато Роза издалека:

И при все этом великолепии народу очень немного, только в выходные царило некое оживление, чему виной в том числе был визит российского президента - ну никуда от этих рож не спрячешься! :). Мы только присели на лавочку со свежекупленной картой и собрались выбрать маршрут на первый день, как за нашими спинами началось какое-то движение, из магазинов и лавочек повыскакивали люди, начали снимать что-то на мобильные телефоны. Обернулись и мы, а там ба, «превед медвед!». Я решил слиться с окружающими, и тоже сделал снимок, и качество получилось вполне телефонное:

У прибытия «высоких гостей» оказался еще один интересный бонус - множество полиции всех видов. И в отличие от боровоподобных российских пилиционеров с лицами, не отягощенными ни интеллектом, ни благородством, здешние служители закона как на подбор, от рядовых патрульных до генералов:

И вот благодаря выходным и визиту президента вечером улицы были полны народа, а в рестораны стояли очереди. Но уже на следующий день, к вечеру воскресенья, все успокоилось, а на неделе стало вовсе тихо и пустынно, было сложно найти ресторан, в котором было занято хотя бы пара столиков (впрочем, мы и не пытались :). Забавно, что с другой стороны Матерхорна, в швейцарском Цермате, было по рассказам полно народу, не хуже чем зимой. Вот она, сила стереотипов! Все знают, что Швейцария отличное место для летнего горного отдыха. А про Италию этого не заявляется, хотя отличий практически никаких.

Немного погуляв по городу и исследовав его немногочисленные закоулки, мы таки решили отправиться в горы:

Для первого дня выбрали несложный маршрут, но как всегда «человек предполагает, а бог располагает». Крутой взлет в самом начале маршрута изрядно подкосил наши силы, но мы подпитывались окружающим великолепием:

Здесь давно обжитые места, а потому попадается множество старых заброшенных хижин. Часть из них служили хлевом для скота, а часть жильем для пастухов:

Так мы и шли по натоптанной и маркированной тропе, но в какой-то момент местность немного перестала соответствовать карте, я решил что тропа уходит вверх по руслу ручья, а когда оказалось что никакой тропы здесь нет, то спускать было уже сложнее (и обиднее :), чем карабкаться дальше. И мы полезли напрямую по склону:

Сразу скажу, все кончилось хорошо и мы выжили :). И даже увидели то, что не увидели бы с тропы, например этот снежник:

А как хорош Матерхорн, вид на который открывается с любой точки долины:

И вид на вниз захватывает дух, приятно осознавать, что ты забрался так высоко и видишь сейчас то, что дано вживую увидеть не каждому:

Финальной точкой маршрута был горный приют (rifugio) G.Bobba, названный именем его создателя. Сюда, на высоту 2769 метров, все пришлось затаскивать вручную. Зато теперь уставший путник может укрыться от непогоды и переночевать, здесь есть спальные места, газовая плита и даже электричество:

Конечно, при проклятом капиталистическом строе нет ничего бесплатного, каждый, проведший здесь ночь, обязан кинуть 3 евро в ящик на стене хижины :).

Одна из прелестей горных прогулок состоит в том, что виды вокруг меняются почти с каждым шагом, хотя что-то и остается неизменным, как вездесущий Матерхорн, который видно и из гостиницы, и от высокогорной хижины, и из леса:

А по пути можно покорить свою персональную вершинку:

На следующее утро мы отправились на другую сторону долины, планируя забраться на перевал 2900 и заглянуть на ту сторону хребта. Одним из вариантов трекинга здесь являются не круговые маршруты, по которым ходили мы, а длинный маршрут между долинами. Дневного перехода обычно хватает, чтобы добраться от одного городка до другого, а потому тащить с собой много груза не нужно, жить можно в гостиницах. Ну а мы хотя бы одним глазком взглянем как там, за горами.

Начало маршрута оказалось гораздо проще вчерашнего и местами проходило по грунтовой дороге. Она в результате привела нас к ферме и огромному стаду великолепных альпийских коров, идущих на дневную дойку. Глядя на них, понимаешь, что в рекламе шоколада не врут:

С этой стороны долины мы имели возможность наблюдать за нашим вчерашним маршрутом и хорошо рассмотреть ледник, до которого так и не добрались:

Первой сегодняшней целью было большое горное озеро, и мы ее довольно быстро достигли. И вода в нем действительно такого цвета:

Мне далеко до известного любителя погулять по горам и поплавать с льдинами  kitya , но упустить случая искупаться я не мог. Сразу скажу - было холодно :).

Путь выше озера стал сложнее, сказывалась и высота и крутизна подъема, но в результате мы все же смогли подняться на самый верх перевала. Там дул пронзительный ветер, и было весьма неуютно. Да и вид на ту сторону был хуже, чем на нашу родную Червинию :).

А потому мы с легким сердцем повернули обратно. Вроде все те же не раз виденные сегодня виды, но погода поменялась и все выглядит уже по-другому:

И привал хочется сделать не только для отдыха, но и для спокойного созерцания окружающей Красоты:

Мы не стали повторять вчерашних ошибок и сходить с тропы, а потому идти было легче. Вообще, тропы тут проложены отличные, а в совсем сложных местах устроены лесенки с перилами, вот уж чего никак не ожидал:

Хотя встречаются такие обрывы, что никакие ступеньки не проложить, к краю-то подходить страшно! Практически местная «миниатюрная» Стена Троллей, всего-то несколько сот метров перепада:

А вот и знакомые нам утренние коровки, пасутся теперь неподалеку от фермы, вон они между лесом и дорогой:

После дня отдыха, про который я расскажу позже, мы решили выбрать не кольцевой маршрут, а часть пути под названием «Grande Balconata del Cervino». Вот чем хорош итальянский язык, так тем, что многое понятно без перевода, сказывается происхождение от латыни, «матери языков» :). Путь проходит от Червинии далеко вниз по долине по одной ее стороне, а после возвращается по другой, и полностью занимает не меньше 3-4 дней. Мы же выбрали небольшой отрезок от Червинии до местного райцентра Вальторнаша. И опять вездесущий Матерхорн:

Вперед открываются совсем новые виды, путь проходит по уступу, а потому дорога и поселки внизу не видны, и можно наслаждаться дикими пейзажами:

Хотя и от цивилизации никуда не деться, хорошо что она так органично вписывается в пейзаж:

Очень хороша высотная поясность, мы идем по альпийским лугам, сверху нависают голые скалы, а чуть ниже начинается лес:

Вальторнаш входит в лыжный регион Червинии (вместе с Церматом со швейцарской стороны), а потому тут есть подъемники, видны трассы и снеговые пушки, которые летом выглядят довольно сюрреалистично:

А эта канатная дорога работает круглый год, поднимая желающих погулять по горам и посидеть в ресторанчике наверху:

Начинаем спускаться, входим в лес, где очень приятно спрятаться от довольно жарких сегодня солнечных лучей:

Окраина Вальторнаша встречает нас смешными домами на куроногах, прямо на стенах которых нанесены метки маршрутов:

Обратно в Червинию мы вернулись на автобусе, который пришел точно по расписанию, что по слухам довольно необычно для Италии. Наверно, сказывается близость Швейцарии, бациллы «ордунга» проникают сюда через горы :).

В заключительный день мы с грустью наблюдали за окном дождь. Но посмотрев прогноз, поняли, что снизу по долине поднимается хорошая погода, а потому снова поехали в Вальторнаш, и не ошиблись, там уже светило солнце. Оставив машину на громадной бесплатной парковке в центре города и выбрав кольцевой маршрут до ближайшего горного озера, мы снова карабкаемся вверх по тропе:

По дороге встречаем группу голландцев, у которых я выясняю давно мучавший меня вопрос: почему так много голландцев путешествует по Европе, от Испании до Норвегии? Я то думал, что из-за небольшой собственной территории, но они мне объяснили, что главная причина в том, что вся прочая Европа любит зарабатывать деньги, и только они любят их тратить! :). Не знаю, не знаю, судя по тем же итальянцам я бы не сказал, что они такие уж фанаты труда!

В этот раз мы карабкаемся не столько вверх, сколько вдаль, а потому не выходим из зоны леса, зато сильно удаляемся от долины. Погода опять начинает портиться, но быть в горах уже счастье в любую погоду:

На спуске замечаем классический альпийский домик - серые камни, коричневое дерево, каменная крыша и обязательная красная герань на окнах и балконах. Кстати такая «стандартная» герань тут повсеместно продается в магазинах, а выращивают ее прямо в горшках на плантациях:

Вот и закончилась первая часть нашего отпуска, но прощаться с Италией еще рано, кроме зеленых альпийских лугов нам предстояло изучить оставшиеся 3 цвета.