О принципе "tantum-quantum"

Apr 30, 2009 22:16



Чуть больше года назад была у нас с Тугодумом беседа, в которой он в ответ на мое утверждение: "В обожении святые НЕ воипостасируют Божественную сущность, т.е. не во-Божествлются, подобно тому, как Логос вочеловечился", - заявил следующее: "на мой взгляд этот тезис неверен уже потому хотя бы, что им нарушается принцип tantum-quantum".За время, ( Read more... )

сотериология, Григорий Палама, Воплощение, обожение

Leave a comment

Comments 98

olegvm April 30 2009, 18:46:29 UTC
/В обожении святые НЕ воипостасируют Божественную сущность/

А если сказать: "Божественную сущность в ее движении или энергию", с этим Вы согласитесь?

Reply

alexandrg April 30 2009, 19:30:42 UTC
С формулировкой: "в обожении святые воипостасируют Божественную энергию" - соглашусь. (Хотя точнее было бы сказать, что не святые воипостасируют Божественную энергию, а Сам Бог воипостасирует Свою энергию во святых).

С формулировкой: "в обожении святые воипостасируют Божественную сущность в ее движении" - наверное, не соглашусь, поскольку не вижу оснований для отождествления понятий "движение Божественной сущности" и "Божественная сущность в ее движении". А вы считаете, что это одно и то же?

Reply

olegvm April 30 2009, 19:34:39 UTC
/А вы считаете, что это одно и то же?/

Да.

Reply

olegvm April 30 2009, 20:24:54 UTC
Энергию еще называют "сущностным исхождением".
"Сущностное исхождение" и "сущность в ее исхождении" на Ваш взгляд это разные вещи?

Reply


lackmann April 30 2009, 21:45:07 UTC
Наверное, Тугодум этот принцип позаимствовал у hgr'a . В своей "Швейцарской догматике" он буквально говорит о том-же, да и в комментариях к Мейендорфу о Паламе Мелхиседек у него становится нетварным и безначальным ещё до Христа.

Reply

ioann22 April 30 2009, 21:51:15 UTC
/ещё до Христа/

что не означает "помимо Христа".

Reply

lackmann April 30 2009, 21:59:48 UTC
Конечно, не означает. Но если внимательно почитать комментарии hgr'a к Мейендорфу (н-р, 21 к 5 гл.2 части и др.), становится понятно, что он защищает именно эту точку зрения. Повторю, в Шв.догматике это утверждается прямо.

Reply

olegvm May 1 2009, 06:54:33 UTC
О безначальности Мелхиседека говорит преп. Максим Исповедник в Амбигве, а за ним это выражение в нескольких трудах повторяет св. Григорий Палама.
Hgr и в комментариях к Мейендорфу, и в ИВФ как раз говорит о том, что обожение ветхозаветных праведников было не помимо Христа, ссылаясь на преп. Максима, и на Слово о мучениках Маккавейских св. Григория Богослова. Я бы еще добавил Омилию о Честном и Животворящем Кресте св. Григория Паламы.

Reply


readership April 30 2009, 23:34:50 UTC
смотря что понимать под обожением. Если исправление человеческой природы, то прав Тугодум. Это же и есть частичка Бога, буквально. А божественая Природа неотделима от Божества. След., происходит воипостасирование. Итог, две ипостаси у святых.

А с энергиями все очень стремно. Ровно как с информацией в философии.

Reply


Leave a comment

Up