О принципе "tantum-quantum"

Apr 30, 2009 22:16



Чуть больше года назад была у нас с Тугодумом беседа, в которой он в ответ на мое утверждение: "В обожении святые НЕ воипостасируют Божественную сущность, т.е. не во-Божествлются, подобно тому, как Логос вочеловечился", - заявил следующее: "на мой взгляд этот тезис неверен уже потому хотя бы, что им нарушается принцип tantum-quantum".За время, ( Read more... )

сотериология, Григорий Палама, Воплощение, обожение

Leave a comment

olegvm April 30 2009, 18:46:29 UTC
/В обожении святые НЕ воипостасируют Божественную сущность/

А если сказать: "Божественную сущность в ее движении или энергию", с этим Вы согласитесь?

Reply

alexandrg April 30 2009, 19:30:42 UTC
С формулировкой: "в обожении святые воипостасируют Божественную энергию" - соглашусь. (Хотя точнее было бы сказать, что не святые воипостасируют Божественную энергию, а Сам Бог воипостасирует Свою энергию во святых).

С формулировкой: "в обожении святые воипостасируют Божественную сущность в ее движении" - наверное, не соглашусь, поскольку не вижу оснований для отождествления понятий "движение Божественной сущности" и "Божественная сущность в ее движении". А вы считаете, что это одно и то же?

Reply

olegvm April 30 2009, 19:34:39 UTC
/А вы считаете, что это одно и то же?/

Да.

Reply

olegvm April 30 2009, 20:24:54 UTC
Энергию еще называют "сущностным исхождением".
"Сущностное исхождение" и "сущность в ее исхождении" на Ваш взгляд это разные вещи?

Reply

alexandrg May 1 2009, 18:36:56 UTC
1. Принципиальной разницы между формулировками "сущность в ее движении" и "сущность в ее исхождении" я не вижу.

2. Определение энергии, как сущности в ее движении, мне не нравится тем, что, на мой взгляд, оно не вписывается в паламитский дискурс. В рамках которого энергия мыслится происходящей из сущности и соотносящаяся с ней как причинообусловленное со своей причиной. Если мы определяем энергию, как ДВИЖЕНИЕ сущности, то мы в этот дискурс вписываемся. А если определяем энергию, как СУЩНОСТЬ в движении, то уже нет. Поскольку возникает вопрос: сущность-в-движении - это та же самая сущность, что и сущность-в-покое или другая? Если другая, то мы получаем Бога с двумя сущностями, если та же самая, то становится непонятно, как одна и та же сущность может быть причиной самой себя.

Reply

olegvm May 1 2009, 19:23:18 UTC
Сущность причина своего движения. Но с другой стороны, когда мы видим движение автомобиля, то видим движущийся автомобиль.
Фаворский Свет это движущаяся Божественная сущность. В противном случае непонятно, что может означать утверждение о видении движения сущности, но не сущности в ее движении.
Если Фаворский Свет это не Божественная сущность в ее движении, а некий результат этого движения, то он всего лишь тварный символ Божественного движения.
Я исхожу из того, что Фаворский Свет это Сам Бог в Его открытости людям.

Reply

alexandrg May 2 2009, 20:55:23 UTC
+++Сущность причина своего движения. Но с другой стороны, когда мы видим движение автомобиля, то видим движущийся автомобиль.+++

Но когда мы видим движущийся автомобиль, мы видим движущуюся ипостась, а не движущуюся сущность автомобиля.

+++Фаворский Свет это движущаяся Божественная сущность.+++

Я полагаю, это движущийся Триипостасный Бог, а не Божественная сущность в движении.

"Ведь энергия есть движение сущности, а не [сама] сущность. Кого же это движение и энергия? Конечно, Бога!" [Свт. Григорий Палама. О Божественном соединении и разделении, 22]

"А говорящий: «по числу имен созерцаются и природные достоинства Божии» что [имеет в виду]? Но ведь назвав здесь «богоименованиями» и имена выступлений, великий [Дионисий] показал, что и выступления эти являются Богом, хотя и не по сущности." [Свт. Григорий Палама. О Божественном соединении и разделении, 32 ( ... )

Reply

olegvm May 2 2009, 21:12:01 UTC
/Но когда мы видим движущийся автомобиль, мы видим движущуюся ипостась, а не движущуюся сущность автомобиля./

Мы видим сущность, движущуюся в ипостаси автомобиля.

Аналогично в ТИПВ 3, 6:
"Говорим же, что естество наше воскресло из мертвых, вознеслось и воссело одесную Отца - не в том смысле, что все человеческие личности воскресли и воссели одесную Отца, но - в том, что все естество наше воскресло и сидит одесную Отца в ипостаси Христовой."

Reply

alexandrg May 3 2009, 20:52:44 UTC
+++Мы видим сущность, движущуюся в ипостаси автомобиля.+++

Вообще-то, видим мы именно автомобиль т. е. ипостась. А сущность мы не можем видеть в принципе. "Сущность движущаяся в ипостаси автомобиля" - это чисто умозрительная конструкция. Насколько она уместна - отдельный вопрос. Я, например, ясно представляю себе, что такое движение автомобиля. Это изменение им своего положения в пространстве. А вот что такое движение сущности? Есть ли у сущности автомобиля свое положение в пространстве, которое она может менять?

+++Аналогично в ТИПВ 3, 6:
"Говорим же, что естество наше воскресло из мертвых, вознеслось и воссело одесную Отца - не в том смысле, что все человеческие личности воскресли и воссели одесную Отца, но - в том, что все естество наше воскресло и сидит одесную Отца в ипостаси Христовой."+++

Одно дело говорить, а другое дело - видеть. Можно, например, вообще ничего не видеть, но при это говорить, говорить, говорить… :)

Reply

olegvm May 4 2009, 00:43:05 UTC
У сущности есть свое положение в пространстве в каждой из ипостасей. Движение сущности автомобиля это изменение ее положения в пространстве с ипостасью данного автомобиля. И это не чисто умозрительная конструкция, так как общая сущность это не абстракция ( ... )

Reply

alexandrg May 4 2009, 12:30:27 UTC
+++У сущности есть свое положение в пространстве в каждой из ипостасей. Движение сущности автомобиля это изменение ее положения в пространстве с ипостасью данного автомобиля. И это не чисто умозрительная конструкция, так как общая сущность это не абстракция ( ... )

Reply

olegvm May 4 2009, 17:05:09 UTC
/Если у сущности есть положение в пространстве, значит есть и геометрическая форма. Если есть геометрическая форма, значит ее можно изобразить. Вы можете изобразить геометрическую форму "общей сущности" автомобиля? :)/

В каждой ипостаси общая сущность получает форму данной ипостаси.

/Только из той формулировки, которую Вы защищаете, получается, что природная энергия - это и есть сущность./

Но в ее движении.

Reply

alexandrg May 5 2009, 13:31:03 UTC
+++В каждой ипостаси общая сущность получает форму данной ипостаси.+++

Т. е. форма ипостаси = форма общей сущности? Но ведь ипостасей много, и форм, соответственно, много. А общая сущность одна.

Reply

olegvm May 5 2009, 14:01:53 UTC
/Т. е. форма ипостаси = форма общей сущности?/

Форма ипостаси = форма общей сущности в данной ипостаси или форма, которую приняла сущность в данной ипостаси.

/Но ведь ипостасей много, и форм, соответственно, много. А общая сущность одна./

В смысле трудной ей одной бедной справляться? :)

Reply

alexandrg May 5 2009, 15:30:52 UTC
+++Форма ипостаси = форма общей сущности в данной ипостаси или форма, которую приняла сущность в данной ипостаси.+++

Но в том-то и дело, что форма принадлежит непосредственно ипостаси. Поэтому изменение формы ипостаси является и изменением самой ипостаси. А вот является ли изменение формы "общей сущности в данной ипостаси" изменением самой сущности?

Reply

olegvm May 5 2009, 16:11:39 UTC
Является движением сущности.

Reply


Leave a comment

Up