Чуть больше года назад была у нас с
Тугодумом беседа, в которой он в ответ на мое утверждение: "В обожении святые НЕ воипостасируют Божественную сущность, т.е. не во-Божествлются, подобно тому, как Логос вочеловечился", - заявил следующее:
"на мой взгляд этот тезис неверен уже потому хотя бы, что им нарушается принцип tantum-quantum". За время, прошедшее с той дискуссии, я не раз сталкивался с таким же - на мой взгляд, весьма превратным - пониманием данного принципа, которое еще, например, свт. Григорий Палама отождествлял с "мессалианским вздором":
"109. Сущность обладает столькими ипостасями, сколько ей их причаствует. Ибо сколько светильников можно зажечь от одного, столько и будет создано ипостасей огня. Следовательно, если, согласно нашим противникам, сущность Божия бывает доступна причастию (причем она бывает доступной всем), то она является не Триипостасной, но имеет бесчисленное множество ипостасей. А кто из воспитанных в божественных догматах не знает, что это совпадает с мессалианским вздором? Ибо согласно мессалианам, те, которые достигли вершин добродетели, становятся причастниками сущности Божией. (...) Стало быть, не по сущности и не по ипостаси становится кто-нибудь причастником Бога, ибо ни одна сущность и ни одна ипостась не разделяется и никоим образом не передаются они никому. Поэтому Бог совершенно невместим для всех, хотя и находится повсюду в других отношениях. Общая же сила и энергия Триипостасного Божества, различным образом и соразмерно разделяемая между причаствующими, доступна для вмещения в облагодатствованных." [Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, 109]
Т. е. попытка усмотреть абсолютную симметрию между воплощением Бога и обожением людей (иначе говоря, между христологией и сотериологией) безосновательна и отвергается, в общем-то, не только Паламой, паламитскими соборами 14 в., но и святоотеческой традицией в целом. В то же время, в рамках каждой из двух указанных областей данный принцип работает вполне исправно.
Так, в христологическом контексте "tantum-quantum" будет выражением ипостасного единства Божества и человечества во Христе: насколько Слово стало плотью, настолько плоть стала Словом; насколько Бог является человеком, настолько человек является Богом.
В сотериологическом же контексте "tantum-quantum" выступает практически полным эквивалентом принципа "что не воспринято, то не уврачевано" и может быть сформулирован в такой же форме: "что не воспринято, то не обожено". Иначе говоря, насколько полно Бог приобщился составу человеческой природы (телу, душе, уму), настолько полно (телом, душой, умом) и святые приобщаются Богу.