Производящий бизнес мечется между Китаем и Германией в поисках Меганезии.

Feb 26, 2019 13:44

DW объявляет: "Эпоха массового переноса производства в Китай закончилась, теперь благодаря "Индустрии 4.0" идет обратная тенденция, получившая название решоринг."
https://www.dw.com/ru/снова-made-in-germany-промпроизводство-возвращается-в-германию/a-47682519
Правительство Германии широко рекламирует эту тему в рамках некой "Национальной индустриальной стратегии - 2030", принятой 5 февраля 2019 в плане преодоления китайской экспансии на рынках и преодоления последствий собственной провальной политики. Впрочем, слова: "преодоление последствий собственной провальной политики" в официальном тексте заменяются словами: "дальнейшее повышения того огромного благосостояния"
https://www.dw.com/ru/германии-надо-развивать-производство-чтобы-не-отстать-от-китая-и-сша/a-47373053
Вообще, сама риторика "Национальной индустриальной стратегии - 2030" и "Индустриализации 4.0" изрядно напоминает поздние проекты советской плановой экономики между "Нынешнее поколение будет жить при коммунизме" (Хрущев) и "Экономика должна быть экономной" (Брежнев), на что уже обратили внимание комментаторы-скептики... Попробуем разобраться, что к чему.
Дважды упомянутая "Индустрия 4.0" это германское официозное лозунговое изобретение 2011 года:


https://www.dw.com/ru/эксперт-индустрия-40-это-революция-интеллектуальных-машин/a-19213628
Борис Отто (Boris Otto), профессор факультета машиностроения Технического университета Дормунда и один из ведущих немецких экспертов в вопросах Индустрии 4.0 сообщает в интервью по данной ссылке следующее (цитирую вкратце):
Считается, что первая промышленная революция произошла в 19-м веке благодаря паровой машине. Вторую, в начале 20-го века, осуществило электричество, позволившее фабрикам запустить конвейеры. Третья была вызвана в 1970-е годы широким внедрением в промышленное производство компьютерных технологий и, соответственно, автоматизированных процессов. И вот теперь в ситуации, когда машины стали обретать определенный искусственный интеллект, позволяющий им принимать самостоятельные решения, провозгласили четвертую революцию. Скажем, некое автоматизированное транспортное средство, перевозящее грузы по заводской территории, теперь всякий раз самостоятельно выбирает оптимальный маршрут, а токарный станок благодаря датчикам сам определяет степень износа деталей и заказывает запчасти. Такая автономия машин при принятии решений без непосредственного участия человека - это и есть суть Индустрии 4.0.
(конец цитаты)
Интервью выдержано в бравурном духе даже с некоторым оттенком эпического тевтонского шовинизма (еще цитата):
- Сам термин Индустрия 4.0 выдумали ведь в 2011 году в Германии?
- Да. Он стал результатом так называемого "Проекта будущего", в ходе которого по инициативе Немецкой академии технических наук Аcatech бизнесмены, политики и ученые совместно обсуждали пути развития германской обрабатывающей промышленности. Для обозначения магистрального направления движения и был выбран термин Industrie 4.0, причем именно в немецком написании, чтобы подчеркнуть: это направление имеет особое значение для Германии, она намерена быть здесь одним из первопроходцев. Резонанс превзошел все ожидания: сегодня и в США, и в Азии это понятие прижилось именно в немецком варианте.
(конец цитаты)

Резонанс, может и превзошел ожидания, но производства, которым следовало, согласно этой стратегии возвращаться из Китая в Фатрерлянд "веселой шумною толпою", переползают как-то вяло. Из реальных примеров приводится возвращение производств утюгов, игрушечных паровозиков, и плюшевых медведей. О мировых брендах вроде Adidas говорится, что они вроде находятся в процессе частичной репатриации производства, или вроде того. Туманно, в общем.
Явный скептицизм пронизывает статью об "Индустрии 4.0" в германской википедии.
https://de.wikipedia.org/wiki/Industrie_4.0
(Далее фрагмент моего любительского перевода оттуда)
Целью Индустрии 4.0 является выражение цели запуска четвертой промышленной революции:
Первая промышленная революция была механизацией с помощью энергии воды и пара.
Затем вторая промышленная революция, характеризуемая массовым производством с помощью сборочных линий и электрической энергии.
А затем третья промышленная революция или цифровая революция включила использование электроники и информационных технологий (особенно программируемого логического контроллера) для автоматизации производства.
Термин «4.0» относится к нумерации версий, общей для программных продуктов. В случае глубоких изменений в программном обеспечении это называется новой версией, при которой первая цифра номера версии увеличивается на единицу, и в то же время вторая цифра сбрасывается в ноль.
Выбор термина (Индустрия 4.0 - А.Р.) поэтому подвергнут критике. Термины первая, вторая и третья промышленные революции исторически сложились задним числом. Пункт 4.0 предназначен для ссылки на предшествующие революции и для выражения того, что изменение имеет то же значение. Автор Вольфганг Халанг критикует самопровозглашенное заявление о четвертой промышленной революции как «несоразмерное и легкомысленное» и ссылается на Райнера Драта: «Примечательно, что впервые промышленная революция провозглашена еще до того, как она произошла». Поскольку технологической основой является микроэлектроника и, следовательно, она не изменилась по сравнению с третьей промышленной революцией, промышленный исследователь Хартмут Хирш-Крейнсен говорит о «второй фазе оцифровки».
(Конец фрагмента)

Из сопоставления с фактами видно, что профессор Борис Отто явно лукавит, говоря об "Индустриализации 4.0" как о промышленной революции, и пытается изобразить лозунговое, как действительное. Прав Вольфганг Халанг, отмечающий, что технологическая база т.н. "Индустриализации 4.0" та же самая, что у Третьей промышленной революции, т.е. никакого принципиального прогресса в производстве не произошло.

Факты приведены по первой ссылке:
https://www.dw.com/ru/снова-made-in-germany-промпроизводство-возвращается-в-германию/a-47682519
(цитата с сокращениями):
Весьма показателен пример расположенного в городке Эрбахе завода по выпуску утюгов фирмы Rowenta, принадлежащей французской Groupe SEB (среди других ее брендов - Tefal, Moulinex, Krups). В 2005 году руководство предприятия, оказавшегося в кризисе, объявило, что не видит альтернативы переводу части производства (а именно: наиболее простых и дешевых моделей) в Китай, и сократило почти 40 процентов сотрудников - 215 рабочих мест. В 2018 году фирма вернула значительную часть производства - и наняла 15 новых работников. Больше не потребовалось: многое из того, что раньше делалось вручную, за полтора десятилетия "научились" выполнять промышленные роботы.
...
Märklin: вместо китайских рабочих - промышленные роботы.
План оздоровления предприятия предполагал не дальнейший перенос мощностей в Китай, а, наоборот, их полное возвращение в Европу, в частности, на головной немецкий завод в Гёппингене. Правда, на нем пришлось уволить около 400 сотрудников (приблизительно треть персонала всей компании).
Функции многих из них, например, токарей и шлифовальщиков, взяли на себя машины. "Мы используем здесь современных роботов и станки с числовым программным управлением, которые мы очень ловко соединили друг с другом", - рассказывает Вольфрад Бехле (Wolfrad Bächle), технический директор Märklin. В результате, по его словам, сегодня один и тот же объем работы на немецком заводе выполняют в десять раз меньше людей, чем раньше - на китайском.
...
Фактор дешевой рабочей силы теряет свое былое значение. Тем более, что в Китае из-за значительного роста зарплат фабричный труд перестал быть дешевым.
(конец цитаты).

Последние две фразы ключевые. Дело не в каких-то изменениях технологии по сравнению с Третьей промышленной революции. Речь о роботизации, т.е. о той технологии, которая стала вершиной НТР - т.е. Третьей промышленной революции в 1960-х - 1970-х.
https://en.wikipedia.org/wiki/Unimate
https://ru.wikipedia.org/wiki/KUKA_Roboter
То, что сейчас германский официоз гордо называет Industrie 4.0,на самом деле, просто возврат на полвека в прошлое (лишь с заменой микропроцессорной и интерфейсной базы на несколько более продвинутую).
Суть этого возврата в том, что азиатские рабочие, которые на протяжении последней четверти XX века были (в расчете на единицу продукции) дешевле, чем роботы, теперь стали дороже. Точка.

Эту ситуацию я кратко обрисовывал в статье:
"Вторая Холодная война - перейдет ли она в Холодную Гражданскую войну?"
https://alex-rozoff.livejournal.com/87150.html
"Запад столкнулся с кризисом перепроизводства товара фиатные деньги. Слишком много стало эмитироваться денег и денежных суррогатов. Экономика мутировала из товаропроизводящей с высокой эффективностью (и высокой нормой прибыли) в кредитораздающую с высокими издержками (и почти нулевой нормой прибыли). В 2008-м Запад вошел в затяжную рецессию, и экономика все ощутимее начинает стремиться к сжатию издержек на всех уровнях. В т.ч. к сжатию издержек на уровне найма рабочей силы (которую массово поставлял Восток). По Западу бродит когда-то усыпленный а теперь пробудившийся призрак роботизации производств, грозящий сократить число востребованных рабочих (товара рабочая сила) примерно на порядок.
Восток столкнулся с кризисом перепроизводства товара рабочая сила. Слишком много людей, которые ранее были востребованы Западом в процессе вывоза западного капитала и создания производств в Третьем мире. По мере сжатия производств на Западе, этот товар не находит сбыта. а возможная роботизация приведет к фатальному затовариванию людьми. При этом, за благоприятный период между Холодными войнами, рабочие на Востоке привыкли к более высоким стандартам личного потребления, чем первой половине XX века, и теперь они уже не являются дешевым производительным ресурсом, способным конкурировать с промышленными роботами. потребительские товары, производимые на восточных предприятиях, кредитованных западными фиатными деньгами, уже не находят растущего сбыта на Западе (где издержки сжимаются)".

Вот и все причины сложившейся глобальной обстановки, вызвавшей "Индустриализацию 4.0".
Так что это не Четвертая Промышленная революция, а Мировая Экономическая война, которая развивается на фоне Второй Холодной войны (идущей уже, как минимум, 5 лет).

Суть этой войны вовсе не в репатриации производств из Азии в Западную Европу и Северную Америку, поскольку такая репатриация не позволит производству выбраться из ямы. а лишь поменяет яму подорожавшей некачественной азиатской рабочей силы на евро-американскую яму "плохих денег" (с кредитно-банковским диктатом амбициозной финансовой олигархии, с непомерными издержками на сбыт через олигополию ритейлеров, и с высокими налогами на велфер для люмпен-электората).
Реальный выход: перемещение из Китая (и вообще Азии) не в Германию (и вообще в страны Посткапиталистического Запада), а в третьи низкозатратные страны, где можно разместить новые производственные предприятия с крайне малочисленным высококвалифицированным персоналом, и перейти к гибкой стратегии производства по прямой линии производитель-потребитель.

Далее опять возвращаемся к первой ссылке:
(цитата)
В области, скажем, бытовой техники значение решоринга или ниаршоринга стремительно растет из-за порожденного "Индустрией 4.0" явления, получившего название "индивидуализированное массовое производство". Клиент, заказывая по интернету, к примеру, холодильник, выбирает определенную модель, но с какими-то изменениями или дополнениями по своему вкусу (в автомобилестроении это давно уже принято).
В условиях "Индустрии 4.0" удовлетворять всевозможные спецпожелания не составит большого труда для производителя (и его роботов). Однако клиент опять-таки не захочет ждать несколько месяцев, пока товар прибудет из Китая. Его необходимо выпускать где-то поблизости. Поэтому в Германии и в целом в Евросоюзе у решоринга и ниаршоринга - большое будущее, убежден профессор Штеффен Кинкель (Steffen Kinkel), более 20 лет изучающий в Высшей школе техники и экономики в Карсруэ (HsKA) глобальные процессы переноса производственных мощностей.
"Производство и доставка все больше перемещаются поближе к клиенту. Если говорить о немецких клиентах, то это Европа", - отмечает профессор Кинкель. В то же время он предупреждает: из-за автоматизации и роботизации вернется лишь небольшая часть тех рабочих мест, которые когда-то "ушли" в Китай. И эти рабочие места потребуют от персонала куда более высокой квалификации.
(конец цитаты)

Здесь вся ясно, кроме термина "поблизости". Вопрос не в географическом положении низкозатратного региона, а в возможности наладить быструю логистику из этого региона.
Как уже отмечено, если в таком регионе организовать роботизированное производство, с весьма небольшим числом рабочих (по сути - лишь инженеров, ремонтников, и линейных менеджеров). то можно избавится и от факторов дороговизны ведения производственного бизнеса Запада, и из этого низкозатратного региона вести дела непосредственно с богатыми конечными потребителями, находящимися на Западе. Причем вести дела не по принципу "мы заставим вас купить то, что мы хотим производить" (как делается сейчас) а по принципу "вы готовы произвести для вас то, что вы хотите купить". Вот это действительно будет революция. Точнее, Холодная гражданская война производителей и потребителей против социально-экономических паразитов.

Так что остается вопрос оптимального низкозатратного региона.
"товар, произведенный вне системы, будет стоить в десятки раз меньше, и обеспечит дистрибьютору такую торговую маржу, которая способна преодолеть любые барьеры - как это происходит при продвижении контрабанды на потребительский рынок.

Вопрос о поиске держателя любой территориально-автономной площадки (лендхолдера), готового открыть фронт такой Мировая Экономическая войны я рассматривал в статье:
"Холодная Гражданская война - эскиз-сценарий развития Второй Холодной войны."
https://alex-rozoff.livejournal.com/87474.html

В общем - Меганезия, в плане дистанции по времени уже где-то рядом.
Или может - Агренда.
Или может - Сюриноко.
Что же касается непосредственно войны - это предмет отдельной статьи.
Previous post Next post
Up