Иное восстание машин: спасайте карманы - бегите из Матрицы

Feb 25, 2019 23:56

«Wake up, Neo! The Matrix has you» - эта фраза появляется на мониторе компьютера перед Нео в культовом фильме "Матрица". О ней же - статья* от 23 февраля, цитируемая ниже. Все просто, как репа. По мере компьютеризации и информационного объединения социальных сетей, банков, рекламных агентств и торговых концернов (олигополии ритейла), возникает ситуация с неизбежным машинным применением Big Data и алгоритмов автоматического сбыта с целью добычи максимума денег из потребителей. Это значит: выкачать все деньги, которые у них имеются, и загрузить потребительскими кредитами на все деньги, которые у них появятся в будущем.
Теперь - цитата, после которой - некоторые соображения о том, что делать потребителям.

(Цитата) Цифровой след, который оставляют люди в интернет-магазинах, социальных сетях и браузерах буквально на глазах превращается в лавину информации и открывает роботам новые возможности для сложных стратегий ценообразования, включая персонифицированное. Чем больше машина знает о нас, тем проще ей определить, какую максимальную цену мы готовы заплатить за платье...

..."90% всех цифровых данных в мире было создано в последние два года, - говорится в рабочей записке CMA*, опубликованной минувшей осенью. - С развитием технологий больших данных (Big Data) бизнес все активнее покупает услуги анализа этой информации. Мировой оборот в этой сфере, как ожидается, достигнет 200 млрд долларов к 2020 году".
Алгоритмы давно использовались в торговле, но повсеместное проникновение машин в сферу потребления стало возможно только сейчас, и связано это не с развитием компьютеров и программ, а как раз со взрывным ростом объема, доступности и скорости сбора данных о потребителях, их привычках, доходах и поведении, полагает профессор Израильского технологического института Авигдор Гал. Он в числе других представлял свои соображения к дискуссии в ОЭСР - клубе самых богатых стран мира. Антимонопольная комиссия этой организации занялась проблемой и признала, что современные методы защиты потребителей и конкуренции вряд ли будут достаточными для регулирования рынка в новую эру машин.
"Даже самые примитивные алгоритмы ценообразования методично оттачивают сложные стратегии сговора. И больше всего беспокоит то, что они не оставляют никаких следов. Они учатся договариваться методом проб и ошибок, не общаясь между собой, на новых для себя рынках и даже если им не ставили задачу создать картель", - пишут исследователи**.
И это еще до того, как в матрице появляется еще пара неприятных осложнений. Первое - общая школа алгоритмов, второе - общая база данных о покупателях.
В первом случае алгоритмы, как в том эксперименте, обучаются в одном и том же месте, прежде чем вступить в игру. Многие мелкие продавцы не вкладываются в разработки, а покупают готовые решения у крупных игроков. Таким программам проще договориться, не разговаривая. И эта особенность машин уникальна: многократные эксперименты доказали неспособность людей создавать даже примитивные картели без общения между собой.
Во втором случае машины при анализе данных используют одну и ту же базу информации о потенциальных потребителях. А убийственная комбинация этих двух факторов - это когда и алгоритм, и информация принадлежат очень крупному сборщику личных данных, который одновременно еще и крупнейший продавец товаров или услуг.
Тогда машины в теории смогут определить покупательную способность каждого и извлечь максимальную выгоду через персонифицированное ценообразование.
Возможно, они уже это делают? (конец цитаты)

Итак: возможно, они (торговые алгоритмы в инфосети) уже это делают.
А если они еще не делают это, то начнут делать в ближайшее время.

Как потребители могут противодействовать этому цифровому разбою?
Тривиальный ответ: организовывать потребительские сетевые кооперативы, и заказывать партии потребительских товаров непосредственно у производителей.
Но проблема в том, что концерны - товаропроизводители включены в ту же самую торговую сеть и зачастую связаны практически нерасторжимыми сбытовыми договорами с торговыми концернами.
Товаропроизводители тоже представляют собой олигополию, включенную в Матрицу.

При таком сценарии существует другой ответ: LODI - Let Ourselves Do It
Но это отдельная история

---------------------------------------------
*)"Сговор роботов: сможет ли искусственный интеллект задирать цены в магазинах?"
Алексей Калмыков. Би-би-си, 23 февраля 2019 года.
https://www.bbc.com/russian/features-47286039
**) CMA - Competition and Markets Authority (Управление по конкуренции и рынкам в Великобритании)
***) Три профессора экономики из Болонского университета
Previous post Next post
Up