(Транс)утопия, (не)капитализм и (не)государство в моем чулане: Меганезия, Агренда, Никарагуа, Ливия

Nov 19, 2022 23:52

Настал долго откладывавшийся момент обсуждения социально-политического строя в (транс)утопиях из моего литературно-дилетантского чулана.
К появлению этой темы больше всех приложил руку сен Питон pyton, хотя так или иначе многие участники обсуждений* приложили клаву к этому.
Будут рассмотрены 4 самых частых вопроса:
1) Почему заявлено, что Меганезия - не государство?
2) Является ли строй в Меганезии - капитализмом?
3) Какие войны в моем чулане похожи на современные?
4) Все ли утопии в моем чулане основаны на одной схеме?


1) Почему заявлено, что Меганезия - не государство?
Этот вопрос разобран в мини-романе "Депортация" (первой книге серии)
https://proza.ru/2008/03/16/62
Сообщество граждан покупает на внутреннем рынке по конкурсу (тендеру) особый товар "общественный порядок". Команда, выигравшая конкурс, заключает срочный контракт (без возможности пролонгации) и становится естественным монополистом поддержания общественного порядка строго на условиях контракта. Выход за пределы контракта - пресекается предельно жестко.
Государство - это совсем другое. "Государство - это каста, которая предписывает обществу какие угодно законы и взимает с людей какие угодно подати. Государство может делать с людьми вообще что угодно".

2) Является ли строй в Меганезии (и в других утопиях из чулана) - капитализмом?
Да - если считать капитализмом возможность частного предпринимательства
Нет - если считать капитализмом возможность конвертации материального богатства в политическое влияние
"Никто не говорит, что запрет отбирать чужую вещь - это нигилистическое отношение к владению, верно? Говорят наоборот: что это - защита права владения. Такую же защиту Великая Хартия обеспечивает праву на моральный выбор.
То же самое касается владения вещами, которые, находясь в частных руках, создавали бы угрозу для всех. Люди договариваются, чтобы частные лица не владели атомными бомбами или национальными электросетями.
Есть страны, где национальные электросети находятся в частных руках - в этих странах и грабят безнаказанно, причем именно те, в чьих руках электросети. Попробуйте их наказать. Они вам электричество выключат - и все."
Тоже касается и других (транс)утопических моделей:

Забыть Агренду:
Новый президент Лерадо свернул реформы и взял курс на поощрение мелких полулегальных производств «Hi-Tech», что позволило формально выполнить главное предвыборное обещание (рост доходов не менее, чем в полтора раза ежегодно при сокращении рабочей недели до 25 часов и удешевлении жилья вдвое).
Экономика Агренды строится, как пиратская. Поощряется копирование популярных моделей коммуникационной и компьютерной техники и бытовой аппаратуры. Товары экспортируются по демпинговым ценам, без контроля качества, в обход нормальных каналов сбыта, и создают на рынках обстановку недобросовестной конкуренции.
Под лозунгом «бюджет только для народа», правительство Агренды устранилось от борьбы с международным криминалом: интеллектуальным пиратством, порнографией, проституцией, торговлей наркотиками, подготовкой наемников, и экстремизмом".
https://proza.ru/2020/06/27/16

Жабы жаждут:
В течение трех лет, режим хуррамитов привлек в воссозданные малые античные города Верхней Ливии примерно полмиллиона молодых европейцев: инженеров и рабочих с профессионально-техническим образованием. Часть иммигрантов была аргонавтами, проводившими на берегу менее ста дней в году, но в основном были обычные ребята, приехавшие за свободой личной жизни и личной инициативы. Ирония судьбы: режим хуррамитов предоставил им то, что считалось основой европейского образа жизни, но утратилось Европой еще в начале XXI века... Политическая власть принадлежала своеобразной военной аристократии, однако у этих «аристократов в хаки» не было резона злоупотреблять своей властью. В случае даже намека на злоупотребление - вся разношерстная иммигрантская команда, обеспечивающая экономическое процветание Верхней Ливии, и чудовищные средства военного сдерживания (ядерные и микробиологические), могла просто разбежаться. И (возможно) собраться в какой-то другой стране, где диктатура станет вести себя более «пушисто» по отношению к «технико-магическому сословию».
https://proza.ru/2020/06/27/16

3) Какие войны в моем чулане похожи на современные?
Наиболее подробно эта тема отражена в книге "Рыцари комариного писка"
"...доверие к TV пошатнулось из-за лавины фэйков в процессе «странных войн» Второго десятилетия. Надо воевать по-настоящему. Вопрос только какое государство втянуть... это должно быть государство третьего мира, которое имеет большую армию, и относится к своим солдатам, как к расходному материалу. Еще у этого государства должен быть понятный стратегический интерес к Межокеанскому Каналу, пища, чтобы раздуть в СМИ патриотическую истерию".
https://proza.ru/2015/07/11/1726

4) Все ли утопии в моем чулане основаны на одной схеме?
Нет. В той же книге "Рыцари комариного писка" отмечено, что представление об утопии сильно запутано на уровне представлений даже вполне адекватных, позитивно мыслящих людей:
"Общаясь с комбригом Монкадо и с его офицерами, задавая им простые (казалось бы) вопросы, и получая логичные (казалось бы) ответы, Хуго мысленно составлял некий конспект-таблицу политических доминант среднего офицера Фронта Ре-интеграции.
- Какое должно быть политическое устройство?
- Союз этнокультурных автономий, конечно! За это воюем!
- А кто во главе союза?
- Президент, конечно. Мэры автономий соберутся, и выберут его. Открыто выберут, в прямом эфире по TV, чтоб все видели и слышали, кто за кого голосовал, и почему.
- Ладно, а мэры автономий откуда?
- Так мы выберем. Мы - военные. А гражданским нельзя доверять выборы власти. Они продадут свои голоса за бутылку пива, гамбургер, и льготный кредит.
- А военные не продадут?
- Нет, мы не продадим. Нас жизнь научила, что и как устроено в политике.
- Ладно, вы выбрали мэра, а кто его контролирует? Парламент?
- Нет! К черту парламент! Нам не нужна банда продажных дармоедов. Мы лучше сами проконтролируем. Оружие есть, воевать умеем, так что удержим мэра в рамках.
- Значит, у вас получится военная хунта. Так?
- Да. И это уж точно лучше, чем продажная демократия.
- Ладно. А кто будет принимать законы, если нет парламента?
- А на хрен эти законы нужны? Только чтоб адвокаты и банкиры наживались.
- Что, вообще не нужны законы?
- Ну... Какие-то нужны, но только небольшие. Можно взять что-нибудь древнеримское. Древние римляне сочиняли коротко и ясно. Про это даже в энциклопедии сказано.
- Ладно. А строй какой? Капитализм или социализм?
- Ни то, ни другое. Хватит с нас этих «измов». У нас свое будет. Этнокультурное.
- Тогда прямой вопрос: что с правом собственности на землю, и на предприятия?
- Ну, это просто: земля должна быть у фермеров и у солдатских семей. И никакой там скупки земель крупными корпорациями и банками. За это сразу к стенке. Банк вообще должен быть один у каждой автономии. И чтоб мэр решал как обращаться с деньгами.
- Ладно, а предприятия какие должны быть? Частные, или государственные?
На этом этапе респонденты начали путаться. С одной стороны, они соглашались, что в современном мире нельзя прожить только на маленьких семейных предприятиях. Но, с другой стороны, они очень негативно относились к крупным коммерческим компаниям (называя эти компании «жуликами, ворами, и врагами народа»). Не лучше было у них отношение к государственным компаниям. Кто-то из офицеров заговорил о «шведском социализме» и «участии профсоюзов в управлении предприятием», но тоже запутался. Короче: в вопросе свободы бизнеса и дележа прибавочной стоимости офицеры ФРИН барахтались, как в виртуальной трясине, и пускали идеалистические пузыри.
Деревенское интуитивно-общинное представление о справедливости и экономическая прагматика, диктуемая таким же деревенским здравым смыслом, всегда оказываются в противоречии одно к другому. Решить такое противоречие непросто, для этого в любом случае, нужна опора в виде более-менее объективных наук о человеке и обществе. Не просто знание о том, что такие науки есть и как-то называются, а умение применять методы таких наук к практическим (или хотя бы к упрощенным тестовым) ситуациям".

...Такие дела...
---------------------
*) Тематика утопии ранее в этом журнале
Top-utopia. Функция социальной мечты.
https://alex-rozoff.livejournal.com/19937.html
Неокоммунизм АБС. Попытка к бегству от колбасы.
https://alex-rozoff.livejournal.com/13553.html
Какая утопия нам желательна? Эксперимент поиска компромиссной точки сто лет тому вперед
https://alex-rozoff.livejournal.com/509309.html
Жизнь и быт индивида от и до - в утопии сто лет тому вперед: общество для человека а не наоборот.
https://alex-rozoff.livejournal.com/509820.html
Неооптимизм через 55 лет. Могут ли современные идеалы будущего конкурировать с ним?
https://alex-rozoff.livejournal.com/249428.html
Вокруг Юхха: любой коммунизм - пост-ценовое общество, но любое ли пост-ценовое общество - коммунизм?
https://alex-rozoff.livejournal.com/315789.html
Бессвязность консерватизма: блага, дарвинизм, дети, марксизм, прогресс, свобода, секс, труд, эгоизм.
https://alex-rozoff.livejournal.com/399877.html
Конспект рациональной критики коммунизма: имидж - собственность - труд - любовь- власть.
https://alex-rozoff.livejournal.com/120052.html
Конструирование симпатичной социально-экономической утопии по принципу 25:50:25
https://alex-rozoff.livejournal.com/617995.html
Проблемы конструирования позитивной антикоммунистической утопии
https://alex-rozoff.livejournal.com/616900.html
о критериях утопии: дизайнер идеального общества должен решить, в каком смысле оно будет идеально
https://alex-rozoff.livejournal.com/617843.html
Прикладная утопиология - это не про рисование райских садов, а про поиск выхода из жопы.
https://alex-rozoff.livejournal.com/620361.html
Previous post Next post
Up