Выставка «Русская и иностранная книга XV-XIX веков» 1914 года

Apr 01, 2016 12:39




Human proportions established through mythological figures. By Girard Thibault. Человеческие пропорции через мифологические фигуры. Лист из учебника фехтования (Académie де l'Espée 1628) Жерара Тибо д’Анверса (Тибальда Girard Thibault). Самое большое по размерам издание легендарных Эльзевиров. На 1914 год находилась в книжном собрании И. Д. Орлова



В продолжение темы Кружок любителей изящных изданий, первого российского библиографического сообщества - я сегодня размещаю статью Воинова Всеволода Владимировича (1880-1945), члена «Мира искусства», опубликованную в журнале «Старые годы» за 1914. Статья в интернете появиться впервые, и думаю, она будет интересна не только библиофилам. Из нее можно узнать какие книжные сокровища находились в частных собраниях (были уники, которые сохранились в 1-2 экземплярах в мире). В последующем огонь революции или уничтожил их, либо раскидал по всему свету.

Именно из этой статьи черпал информацию Смиронов-Сокольский, рассказывая историю о легендарном издании Крылова, которое он сам отослал к своим похоронам, и «Ябеде» Капниста, вызвавшей гнев императора Павла I. Статья В. М. Константинова «О книжной «редкости» и редких русских книгах» фактически строиться на данном материале.

Распознание текста и подбор иллюстраций традиционно мои. Написание слов латиницей я не менял, в некоторых случаях позволил разбивку сверхдлинных предложений (на стр.) на более короткие.

Приятного чтения!



Human proportions and their relationship to swordsmanship. Engraving by J. Gelle. By Girard Thibault. Человеческие пропорции и их отношение к фехтованию. Лист из учебника фехтования (Académie де l'Espée 1628) Жерара Тибо д’Анверса (Тибальда Girard Thibault). Самое большое по размерам издание легендарных Эльзевиров. На 1914 год находилась в книжном собрании И. Д. Орлова

Кружок любителей русских изящных изданий устроил свою пятую интимную выставку, посвященную на этот раз русской и иностранной книге XV-XIX веков.

Весьма скромные размеры помещения вынудили устроителей отнестись к выбору экспонатов с особенной строгостью: все выставленное является, зато совершенно исключительным как по редкости и сохранности, так и по своему историческому и культурному значению. Устроителям удалось нарисовать сжатый и убедительный очерк истории развития книги, отметить главнейшие этапы выработки ее художественного облика, достигающего вершин изящества и гармонии всех ее элементов во французской книге XVIII века. Эта последняя эпоха, наравне с русской книгой XVIII и начала XIX вв., представлена на выставке наиболее полно и блестяще.

Весь материал расположен, по возможности, хронологически, что значительно облегчает знакомство с ним; отступления сделаны лишь для больших фолиантов, размер которых заставил отвести им особую витрину, и для книг из собрания М. А. Остроградского, тоже помещенных отдельно.



Древнейшие книги на выставке - четыре французских манускрипта из собраний покойного И. В. Ратькова-Рожнова, П. П. Марсеру и В. П. Кочубея. Рукописи эти украшены тончайшими красочными миниатюрами, великолепными бордюрами и богато орнаментированными заглавными буквами. Это обилие украшений, нарядность красок и позолоты, изысканный готический шрифт - говорят нам о том времени, когда на книгу смотрели, как на святыню и драгоценность, когда она являлась воплощением священных слов, молитв или повествований о житии Пресвятой Девы и пр. Все части этой драгоценной носительницы святых речей, начиная от миниатюр украшений и шрифта, и кончая переплетом, застежками и самым материалом, на котором эта книга писалась - являли собою не только плод кропотливого труда, но и подлинного религиозного и художественного вдохновения.



Жан-Жак Авриль Старший (1744-1831) Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году. 1790. С рисунка Фердинанда де Мейса. На 1914 гравюра находилась в собственности М. Я. Синицына

Тип книг XV в. представляют две редкие инкунабулы 1480 г. из собраний П. Д. Кедрова (№ 76) и Н. В. Соловьева (№ 77), украшенные рисованными заглавными буквами с позолотой и раскраской.

Из книг XVI в. (18 №№) особенно следует отметить редчайшие «Livres d’Heures» 1515 и 1544-1559 гг. (№ 79 из собрании В. П. Кочубея и №89 из собрания И. В. Ратькова-Рожнова), оба экземпляра великолепной сохранности; первый из них, изданный Simon Vostre в Париже, обильно украшен рисунками во всю страницу, по-видимому, исполненными Geofroy Tory; каждая страница его окружена пышным бордюром с изображениями библейских сюжетов, плясок смерти, химер и пр.; второй является особенно редким образцом готической книги, печатанной в два цвета - красным и черным; он также украшен большими и малыми иллюстрациями и орнаментованными заглавными буквами и заключен в великолепный переплет в стиле переплетов Grolier, знаменитого библиофила XVI в. Затем интересны два образца изданий знаменитых венецианских типографов Альдов: это сочинения Катулла, Тибулла и Проперция (№ 80), а также Плиния-младшего и Светония (№ 81), принадлежащие П. К. Рейнботу.



Лист из учебника фехтования (Académie де l'Espée 1628) Жерара Тибо д’Анверса (Тибальда Girard Thibault). Самое большое по размерам издание легендарных Эльзевиров. На 1914 год находилась в книжном собрании И. Д. Орлова

Особенно следует отметить экземпляр сочинений Герберштейна о России 1563 г., отпечатанный в Базеле, с любопытными гравюрами, изображающими типы русских людей XVI в., сцены из русской жизни того времени и ландшафты.

Из книг XVII в. на первое место следует поставить редчайшую коллекцию Эльзевиров, принадлежащую И. Д. Орлову. Издания знаменитых голландских типографов (XVI-XVII вв.). Эльзевиров, столь прославленных за необычайную тщательность текста, красоту и четкость шрифта, а также за художественные украшения и фронтисписы, - обыкновенно очень миниатюрны, однако на выставке мы имеем крайне редкий экземпляр самого большого Эльзевира в свете, «Academie de l’Espée (Gérard Thibault d’Anvers)» 1628 г. (один из трех известных).



Фрагмент листа «Livres d’Heures» 1544-1559, Бревиариев для мирян, или «Livres d’heures» («Книг Часов»). На 1914 собственность В. П. Кочубея



Миниатюры из «Livres d’Heures» 1515 Simon Vostre's 66 Dancers Пляски смерти На 1914 собственность В. П. Кочубея

Другая книга большого формата, издания тех же Эльзевиров, - Библия 1663 г. - снабжена раскрашенными и золочеными фронтисписами и переплетена в поражающий тонкостью отделки роскошный переплет в стиле славного французского мастера XVII в. Gascon. Перечисление всех замечательных изданий Эльзевиров, находящихся на выставке, отняло бы у нас слишком много места, почему я позволю себе ограничиться указанием на самые редкие из них, а именно: «L’illustre theatre de Monsieur Corneille» 1644 г. *; №№ 103 и 104 (1631 и 1632 гг.) - замечательные, как образцы несброшюрованных Эльзевиров, точно сейчас вышедших из типографского станка. Тем же И. Д. Орловым выставлены 9 любопытнейших подлинных рисунков фронтисписов, предназначенных для разных изданий Эльзевиров.

* Примечание. Один из десяти известных экземпляров: «Le Paslissier francois» 1655 г., одно время считавшийся наиболее редким из Эльзевиров; выставленный экземпляр «дипломирован»: когда на книжном рынке появилось несколько десятков «Pastissier», то этот экземпляр был представлен для экспертизы двум западноевропейским знатокам книг. L. Potier и E. Quantin-Bauchard, которые письменно удостоверили несомненную его подлинность; «Sentences et maximes de morale» 1664 г. один из 5 известных экземпляров.



\n\n

Топографические примечания на знатнейшие места путешествия ее Императорского Величества в Белорусские наместничества 1780

Из изданий конца XVII века укажу, во-первых, на принадлежащий П. Е. Рейнботу редкий экземпляр первого издания басен Лафонтена 1685 г. с офортами Romaen de Hooge, выпущенного в свет при жизни автора; во вторых на «Mercure Galant» 1693 г. из собрания М. А. Остроградского - замечательный своим переплетом с гербом Louis de Bourbon, comte de Toulouse, и, в третьих, на «Ecole de amants ou l’art de bien aimer» 1700 г. - экземпляр, принадлежавший маркизе Помпадур и имеющий на переплете ее герб.

XVI и XVII века развивают унаследованные от предшествовавшего периода традиции декорирования книги, которые к концу XVII в. значительно уже видоизменяются, как от новых разнообразных шрифтов, так и вследствие широкого применения гравюры. Таким образом, постепенно совершавшийся переход от типа манускрипта и инкунабулы к типу «новой» печатной книги привел к французской книге XVIII века, - высшему образцу гармоничного сочетания всех ее элементов.



Фронтиспис «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук, библиотеки и кунсткамеры» 1741 На 1914 в собрание А. А. Половцова

Целый ряд славных художников и граверов, а также мастеров переплета - Dubuisson, Tessier, Le Monnier, Laferte и пр., во главе с особенно прославленными Derome и Padeloup,- потрудившихся над выработкою безупречной внешности книги, сумели найти равнодействующую между текстом и декорацией, между последней и форматом книги. Создали великолепные образцы книжных переплетов, украсили книгу изящнейшими фронтисписами и тончайшими гравюрами, виньетками и пр., передав в них не только всю грацию и искрящуюся жизнерадостность своего века, но и характерные особенности его быта.

Можно без преувеличения сказать, что большинство книг этого отдела являются «гвоздями» выставки. Укажу на наиболее примечательные в том или ином отношении.

  • Басни Федра 1701 г., в красивом переплете работы Padeloup;

  • первое издание «Oeuvres de Moliere» 1734 г., с портретом работы Coypel и с рисунками Boucher, Blondel и Oppenord, в переплете того же Padeloup с его ярлыком;

  • «Les Aventures de Telemaqut» 1734 г., с многочисленными рисунками и виньетками Debrie, Dubourg и Picart;

  • сочинения Горация 1733-1737 гг., с гравюрами на меди J. Pine (весь текст гравирован);

  • «Don Quichotte» 1738 и 1746 гг., - особенно хорошо последнее издание, с 31 листом гравюр по рисункам Boucher, Cochin, Coypel, Lebas, Picart и Tremolieres;

  • два экземпляра «Les amours pastorales de Daphnis et Chloe» 1745 г., с фронтисписом Coypel и 29 рисунками Philippe d’Orleans и виньетками Cochin; особенно редок второй экземпляр, с раскрашенными иллюстрациями и исполненным в красках бордюром на каждой странице;

  • «О природе вещей» Лукреция Кара 1754 г., в удивительно красиво скомпонованном переплете работы Padeloup;

  • «Etude militaire» 1755 г., с гербом дома Montmorency-Luxembourg на переплете;

  • «Il Decamerone di Boccaccio» 1757 г., с рисунками Gravelot, Boucher и др., с переплетом работы Derome;

  • «Contes et Nouvelles» Лафонтена 1762 г., с гравюрами Eisen, Choffard, Gravelot и др.;

  • «Estampes allegoriques» 1768 г., работы Cochin;

  • «Les baisers, precedes du mois de mai» 1770 г., экземпляр с заголовками красного цвета, фронтисписами Eisen, гравированными Роже и многочисленными рисунками и виньетками того же Eisen;

  • «Les Georgiques de Virgile», c фронтисписом Casanova и 4 композициями Eisen;

  • «Metamorphoses d’Ovide» 1767-1771 гг., с массою иллюстраций и виньеток Boucher, Eisen, Leprince и др. и переплетом работы Derome;

  • «Choix de chansons» Laborde’a 1733 г., украшенный эстампами J. M. Moreau, посвященными Марии Антуанетте, тексте и ноты гравированы;

  • «Fables nouvelles» Dorat 1773 г. с фронтисписами и рисунками Marillier;

  • «Jerusalem dolivree du Tasse» 1771 г., с рисунками Drouet и Gravelot, к этому экземпляру присоединены 20 офортов Le Barbier, до подписи;

  • «Acajou et Zirphile», с 9 иллюстрациями Boucher, гравированными Chedel, c заставками и виньетками Cochin и пр., в великолепном переплете «a la rose», работы Derome;

  • «Les quatre heures de la toilette de dames, poeme erotique du Favre» 1779 г. - книга, посвященная придворной даме Марии Антуанетте, принцессе Ламбалль (любопытно отметить, что художник (Sébastien Leclerc) в одной виньетке для этой книги как бы предсказал трагический конец принцессы: затейливый орнамент увенчан ее улыбающейся головкой, впоследствии же, как известно, принцесса погибла от гильотины);

  • «Vues pittoresques des principaux edifices de Paris» 1792 г. - экземпляр этот исключителен по своей сохранности и редкости: обыкновенно, входящие в это издание эстампы встречаются лишь разрозненными, здесь же они все (73) целы; мало того, к ним присоединен вид Tour du Temple, существование которого даже оспаривалось потому что его ранее не встречали фронтиспис этого редкого экземпляра сам по себе любопытен: на нем портрет Людовика XVI и дата 1792 г., последний год его жизни;

наконец, отмечу «Les Georgiques» Вергилия - экземпляр, принадлежавший знаменитой Дюбарри: на переплете ее герб с девизом: «Boutez an avant».



Библиотека второго и третьего апартаментов. Таблица XIII из «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук, библиотеки и кунсткамеры» 1741. На 1914 в собрание А. А. Половцова

Другой большой и примечательный отдел выставки - русские книги XVIII и XIX веков. Здесь имеются редчайшие экземпляры, к которым, прежде всего, следует отнести издания Петровского времени: «Арифметику» Магницкого (1703 г.) и «Феатрон или позор исторический» (1721 г.), - и царствования Елизаветы: «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук, библиотеки и кунсткамеры» 1741 г., в лист, из собрания А. А. Половцова; экземпляр принадлежал графу К. Г. Разумовскому, но, как это видно из надписи, попал к букинистам в Париж, где и куплен кем-то в 1814 г.; книга украшена великолепным переплетом красного сафьяна с вензелем императрицы Елизаветы на лицевой стороне и двуглавым орлом - на задней.

Богато представлен век Екатерины II. Здесь на первое место можно поставить редчайшие издания Струйского (из библиотеки М. Я. Синицына), о котором говорилось подробно в «Старых Годах» (1911 г., янв., стр. 38). Затем редкое академическое издание Омирова Ватрахомиомахия, то есть Война мышей и лягушек. Забавная поема. СПб., 1772 г. (из собр. П. Е. Рейнбота), не значащееся, однако, в каталогах изданий Академии Наук. А также путеводитель, составленный для Екатерины II: «Топографические примечания на знатнейшие места путешествия ее Императорского Величества в Белорусские наместничества» 1780 г. Из сочинений самой Императрицы на выставке имеется очень редкий экземпляр «Начального управления Олега» 1791 г., несброшюрованный и с необрезанными листами, а также «Тайна противо-нелепого Общества (Anti-Absurde), открытая непричастным» 1759 года.



Фронтиспис Атласа реки Дон от Воронежа до Азова, составленный в 1704 году адмиралом Корнелиусом Крюйсом. На 1914 год в собрание М.Я. Синицына

Затем идет целый ряд крайне редких изданий последующего времени, среди которых некоторые украшены гравюрами до подписи (напр., «Фингал» Озерова 1808 г. и «Бахчисарайский фонтан» А. Г. Пушкина) или гравюрами, раскрашенными от руки («Басни» Крылова 1834 г. с рисунками Сапожникова, и «Душенька» Богдановича 1837 г.). На многих имеются автографы писателей (например, на «Анакреонтических песнях» Державина 1804 г.; «Стихотворениях» Жуковского 1815-1816 гг.; «Баснях и сказках» А. Измайлова 1820 г.). Иные сохранили обложку, в которой вышли в свет («Фингал» Озерова; «Душенька» Богдановича 1843 г., с очень красивой синей обложкой, украшенной цветами; «Тарантас» графа Соллогуба 1845 г., и др.).

Большую редкость представляют такие, например, книги, как «Ябеда» В. Капниста, - издание, посвященное императору Павлу I. Оно было конфисковано и уничтожено в количестве 1.211 экземпляров, а автор, по Высочайшему повелению, сослан в Сибирь (впрочем, в тот же день это повеление было отменено). Или «Басни» Крылова, изд. 1843 г.; на вклеенном в эту книгу листке напечатано: «Басни И. А. Крылова. Приношение на память об Иване Андреевиче. По его желанию. СПБ. 1844, 9 Ноября 3/ 4 8 ч, утра.» - экземпляр этот из числа раздававшихся, по воле автора, лицам, присутствующим на его похоронах.

Если в конце XVIII в. и в начале XIX-го, когда преобладала гравюра на меди, мы встречаемся с теми же, заимствованными из Франции, образцами с фронтисписами, заставками и концовками, то, начиная с 40-х годов, с развитием и преобладанием других способов воспроизведения (литографии, гравюры на дереве и стали) начинает сильно видоизменяться и характер самой книги. Можно по выставленным образцам проследить, насколько росла с каждым годом самобытность наших иллюстраторов, как все больше и больше они отражали быт и современность. Вместе с тем изменились и принципы иллюстрирования, иллюстрация появляется среди текста, а не только на отдельных листах. Эти же обстоятельства совершенно так же отразились и на западноевропейской книге. Эти же отделы очень полно представлены на выставке, но ограничимся указанием на наиболее любопытные издания: «Histoire du roi de Boheme» Nodiere 1830 г.; «Le roi s’amuse» V.Hugo 1832 г.; «Lucrece Borgia» 1833 г.; «Gil Blas» 1835 г.; «Peau de chagrin» 1838 г.; «Voyage sentimental» 1841 г.



Превосходно представлены отделы книжной иллюстрации и переплетов. Из богатейшего собрания Е. Н. Тевяшова, скончавшегося вскоре после открытия выставки, выставлено множество редчайших листов, среди которых немало подлинных рисунков, наряду с воспроизведениями их в гравюре. Очень интересна богатая коллекция рисунков и гравюр Ходовецкого для разных изданий, рисунки Kininger и Coypel и гравюры с них, рисунки и виньетки для различных изданий «Paul et Virginie», изящнейшие фронтисписы. Marillier для «Parnasse des Dames», принадлежащие М. А. Остроградскому: эстампы Freudeberg и Moreau lе jeune из издания «Monument du Costume» 1775-1776 гг. (собр. В. И. Кочубея).



Павел Евгеньевич Рейнбот. Основатель Пушкинского музея в Александровском лицее (а позднее - заведующий библиотекой Пушкинского Дома). Фотография ателье «А.Рентц и Ф.Шрадер» (Санкт-Петербург). 1904. Музей ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН.

Униками являются такие, например, экспонаты, как 62 силуэта знаменитых современников Екатерины II, работы Сидо, служащие как бы продолжением известных 2-х томов герцога Мекленбургского в Эрмитажной библиотеки. Также десять портретов, рисованных тушью, к рукописи «Деяния знаменитых Полководцев и Министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого», принадлежащие М. Я. Синицыну. Рисунки тушью и сепией к «Овидиевым превращениям», работы неизвестного мастера, с поправками и заметками Оленина (собр. Н. В. Соловьева), и гравюры Г. Серебрицкого, Г. Панина и Г. Колпакова к книге «Учреждение Императорского Воспитательного Дома» 1763 г., отпечатанные в посвященном императрице Екатерине II рукописном переводе «Учреждения» на французский язык (из собрания Н. В. Соловьева).



Русская и иностранная книга XV-XIX века: [Каталог выставки]. СПб.: Кружок любителей русских изящных изданий, 1914. - [6], 132 с.: ил., 1 л. фронт. (ил.), 17 л. ил.; 23,2х16 см. - 600 экз.

Вполне достойным памятником этой очаровательной выставки является изящный иллюстрированный каталог, составленный членами Кружка П. Е. Рейнботом, М. А. Остроградским и П. Д. Кедровым (первые двое являются устроителями выставки); каталог снабжен подробными описаниями, примечаниями к каждому номеру. Виньетки, заставки и концовки, а также иллюстрации на отдельных листах, взяты исключительно из книг, находящихся на выставке. Каталогу предпослана статья В. А. Верещагина, содержащая сжатую и блестящую характеристику постепенного развития книжного искусства.

Всеволод Воинов.

Источник: Воинов В. В. Выставка «Русская и иностранная книга» // Старые годы. 1914. № 4. С. 37-43



Смотрите также:

Статья Шилова Ф. Г. «Судьбы некоторых книжных собраний за последние 10 лет (опыт обзора)» из «Альманаха библиофила» 1929 (Ч. 1 Описательная) || (Ч. 2 Указатель книжных собраний А-М) || (Ч. 2 Указатель книжных собраний Н-Я)

Верещагин В. А. Кружок любителей изящных изданий СПБ. 1903-1916 Статья из альманаха «Временник общества друзей русской книги». Париж. № 2. 1928 стр. 73-84

Соловьев Н. В. Иллюстрированные издания о России начала XIX века. Статья. «Старые годы №7-9, 1908, Rossica

Александр Шнель: Судьба великого переплетчика.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

«Старые годы», кружок любителей изящных изданий, Библио, библиофилы

Previous post Next post
Up